На прошедших недавно "Русских торгах" аукционного дома Сотбис был обновлен ряд ценовых рекордов для произведений Русского искусства.
Самой дорогой картиной, проданной на этом аукционе, стала работа Ивана Айвазовского:
В течение торгов стартовая стоимость картины постоянно повышалась и составила в итоге 3077 000 долларов. Этот результат можно назвать одним из рекордов для живописи Айвазовского, тк условная средняя стоимость его работ составляет примерно 1,5 миллиона долларов (вырученные суммы свыше 3 млн долларов можно пересчитать по пальцам).
Примечательно, что картина "Кораблекрушение у берега Черного моря" попала за границу не вследствие революционных катаклизмов или советских распродаж в 1930-е годы, а мирным и легальным путем.
Картину купил у самого Айвазовского промышленник Джеймс Диксон и разместил в принадлежавшем ему замке замке Тьолохольм в Швеции, где картина и находилась почти 100 лет до 1976 года.
После кончины всех прямых владельцев замка, картина была продана и пошла кочевать по мировым аукционам, где каждый раз перепродавалась за все более высокую цену.
Одним из рекордов аукциона стала и небольшая картина Константина Сомова:
"Дама лежащая на диване" Константина Сомова была продана за 1 500 000 долларов. Стоимость картин этого мастера давно не достигала подобных величин на западных аукционах (последний раз в благополучном 2006 году).
"Дама лежащая на диване" была заказана художнику известным дантистом Бернхардом Эльканом (впоследствии он вывез картину в эмиграцию), как повторение очень понравившейся ему более ранней картины Сомова из собрания промышленника Владимира Гиршмана.
Заказ был сделан в голодном 1918 году (за картину были обещаны неплохие деньги -7000 рублей), но художник, находившийся в глубочайшей депрессии и творческом кризисе, медлил с выполнением работы.
И только после того, как Сомов узнал, что коллекция Гиршмана национализирована советской властью, он очень быстро выполнил свободное повторение "Спящей девушки". Вероятно художник опасался, что коллекция будет расхищена и картина пропадет.
Еще одной сенсацией торгов стало появление неизвестной прежде широкой публике картины последнего "великого академика русской живописи" Генриха Семирадского:
За шедевр мастера было выручено 905 000 долларов (это второй по величине ценовой рекорд на работы художника, дороже продан был только "Танец среди мечей" в 2011 году за 2 100 000 долларов.)
Имя Генриха Семирадского вызывало ожесточенные споры в конце XIX века: известный критик Василий Стасов, "демократическая интеллигенция" и "народники" всячески критиковали его работы (очень холодно и с оттенком презрения относились к Семирадскому и в СССР), но картины мастера охотно покупал Александр III и представители аристократии.
Картина "Парнас"является уменьшенным повторением "занавеса" исполненного для оперного театра во Львове, эта работа получила широкую известность в начале XIX века.
Таким образом, можно еще раз убедиться в очевидности банальной истины о том, что настоящее искусство всегда будет в цене.
Жаль, что мы не можем знать, кто приобрел эти шедевры, но, возможно, что среди покупателей есть и наши соотечественники.
Дорогие друзья, если вам понравилась статья, пожалуйста лайкните ее и добавляйтесь в подписчики. Спасибо!