Найти тему
Культур-трегер

Русское искусство и в кризис в цене: рекордные продажи на аукционе Сотбис

На прошедших недавно "Русских торгах" аукционного дома Сотбис был обновлен ряд ценовых рекордов для произведений Русского искусства.

Самой дорогой картиной, проданной на этом аукционе, стала работа Ивана Айвазовского:

Иван Айвазовский "Кораблекрушение у берегов Черного моря", 1887 год, размеры 137 х 234 см
Иван Айвазовский "Кораблекрушение у берегов Черного моря", 1887 год, размеры 137 х 234 см

В течение торгов стартовая стоимость картины постоянно повышалась и составила в итоге 3077 000 долларов. Этот результат можно назвать одним из рекордов для живописи Айвазовского, тк условная средняя стоимость его работ составляет примерно 1,5 миллиона долларов (вырученные суммы свыше 3 млн долларов можно пересчитать по пальцам).

Примечательно, что картина "Кораблекрушение у берега Черного моря" попала за границу не вследствие революционных катаклизмов или советских распродаж в 1930-е годы, а мирным и легальным путем.

Иван Айвазовский "Кораблекрушение у берегов Черного моря", фрагмент. Картина принадлежит к одним из лучших в наследии мастера и написана в тот же период, что и знаменитая "Волна" из Русского музея в СПб
Иван Айвазовский "Кораблекрушение у берегов Черного моря", фрагмент. Картина принадлежит к одним из лучших в наследии мастера и написана в тот же период, что и знаменитая "Волна" из Русского музея в СПб

Картину купил у самого Айвазовского промышленник Джеймс Диксон и разместил в принадлежавшем ему замке замке Тьолохольм в Швеции, где картина и находилась почти 100 лет до 1976 года.

После кончины всех прямых владельцев замка, картина была продана и пошла кочевать по мировым аукционам, где каждый раз перепродавалась за все более высокую цену.

Замок Тьолохольм в Швеции, фото 1906 года, картина Айвазовского "Кораблекрушение у берега Черного моря" находилась в нем почти 100 лет до 1976 года,
Замок Тьолохольм в Швеции, фото 1906 года, картина Айвазовского "Кораблекрушение у берега Черного моря" находилась в нем почти 100 лет до 1976 года,

Одним из рекордов аукциона стала и небольшая картина Константина Сомова:

Константин Сомов "Дама лежащая на диване", 1919 год, размер 29 х 43 см
Константин Сомов "Дама лежащая на диване", 1919 год, размер 29 х 43 см

"Дама лежащая на диване" Константина Сомова была продана за 1 500 000 долларов. Стоимость картин этого мастера давно не достигала подобных величин на западных аукционах (последний раз в благополучном 2006 году).

"Дама лежащая на диване" была заказана художнику известным дантистом Бернхардом Эльканом (впоследствии он вывез картину в эмиграцию), как повторение очень понравившейся ему более ранней картины Сомова из собрания промышленника Владимира Гиршмана.

Заказ был сделан в голодном 1918 году (за картину были обещаны неплохие деньги -7000 рублей), но художник, находившийся в глубочайшей депрессии и творческом кризисе, медлил с выполнением работы.

Константин Сомов "Спящая девушка", 1909 год, Третьяковская галерея, Москва (из бывшей коллекции Гиршмана).
Константин Сомов "Спящая девушка", 1909 год, Третьяковская галерея, Москва (из бывшей коллекции Гиршмана).

И только после того, как Сомов узнал, что коллекция Гиршмана национализирована советской властью, он очень быстро выполнил свободное повторение "Спящей девушки". Вероятно художник опасался, что коллекция будет расхищена и картина пропадет.

Еще одной сенсацией торгов стало появление неизвестной прежде широкой публике картины последнего "великого академика русской живописи" Генриха Семирадского:

Генрих Семирадский "Парнас", около 1900 года, размеры 91 х 147 см
Генрих Семирадский "Парнас", около 1900 года, размеры 91 х 147 см

За шедевр мастера было выручено 905 000 долларов (это второй по величине ценовой рекорд на работы художника, дороже продан был только "Танец среди мечей" в 2011 году за 2 100 000 долларов.)

Имя Генриха Семирадского вызывало ожесточенные споры в конце XIX века: известный критик Василий Стасов, "демократическая интеллигенция" и "народники" всячески критиковали его работы (очень холодно и с оттенком презрения относились к Семирадскому и в СССР), но картины мастера охотно покупал Александр III и представители аристократии.

Генрих Семирадский "Парнас", фрагмент. Эта картина по своему настроению напоминает знаменитую "Фрину на празднике Посейдона" из Русского музея в СПб.
Генрих Семирадский "Парнас", фрагмент. Эта картина по своему настроению напоминает знаменитую "Фрину на празднике Посейдона" из Русского музея в СПб.

Картина "Парнас"является уменьшенным повторением "занавеса" исполненного для оперного театра во Львове, эта работа получила широкую известность в начале XIX века.

Оперный театр во Львове, вид на занавес кисти Генриха Семирадского, эта уникальная картина пережила немецкую оккупацию и Вторую мировую войну, "Парнас" опускают перед зрителями только перед премьерой.
Оперный театр во Львове, вид на занавес кисти Генриха Семирадского, эта уникальная картина пережила немецкую оккупацию и Вторую мировую войну, "Парнас" опускают перед зрителями только перед премьерой.

Таким образом, можно еще раз убедиться в очевидности банальной истины о том, что настоящее искусство всегда будет в цене.

Жаль, что мы не можем знать, кто приобрел эти шедевры, но, возможно, что среди покупателей есть и наши соотечественники.

Дорогие друзья, если вам понравилась статья, пожалуйста лайкните ее и добавляйтесь в подписчики. Спасибо!