Созависимость – форма дезадаптации, которая характеризуется бессознательным стремлением человека получать внутренние ресурсы извне.
Созависимость формируется в детстве как стратегия выживания человека при получении ресурсов извне.
В качестве ресурсов выступают эмоциональные состояния, которые достигаются в присутствии человека, к которому испытывается зависимость.
Шаг № 1.
Как понять, что вы подвержены данному синдрому?
Отметьте галочкой, если вы имеете схожее или такое же положение дел в вашей жизни:
- Вы ощущаете свою зависимость от посторонних людей
- Вы ощущаете свое пребывание в ловушке унижающих и контролирующих взаимоотношений
- У вас понизилась самооценка
- Потребность в постоянном одобрении и поддержке со стороны других, чтоб чувствовать, что все идет хорошо
- Ощущение своего бессилия что-либо изменить в деструктивных отношениях
- Потребность в алкоголе, пище, работе, сексе или в каких-либо других внешних стимуляторов для отвлечения от своих переживаний
- Неопределенность своего состояния и границ психики
- Ощущение себя в роли жертвы или мученика
- Ощущение себя в роли шута
- Неспособность испытывать чувство истинной близости и любви
Шаг № 2.
- Определите для себя, что вы конкретно хотите в данный момент при таком состоянии?
- Определите, что по-вашему вам мешает это сделать?
Главное, что вы должны понимать для себя – основной целью этого чек-листа, не является освобождения от созависимости, а принятие ее таким способом, чтобы она перестала иметь значимость, став инструментом для достижения новой цели.
Шаг № 3.
- Какова ваша роль в ваших отношениях?
- Кем вы себя считаете в этой роли?
- Как вы поступаете, будучи в этой роли?
- Как вы понимаете, что вы хорошо справляетесь с этой ролью?
- Что вы чувствуете в итоге от всего этого?
Шаг № 4.
То, что вы пытаетесь получить извне (от этого человека), является запускным механизмом того, что запускает внутреннюю реакцию для получения этого ресурса. Это значит, что на самом деле, вы получаете самого себя. Но, дело в том, что в созависимом состоянии, вы не можете получить доступ к этому ресурсу самостоятельно, вам всегда нужен для этого посторонний человек.
Подумайте, какой урок вы должны были получить, осознав для чего вам нужна была эта созависимость?
Поставьте галочку, если вы нашли этот урок в нижеописанных вариантах. Если его там нет, то запишите свой вариант ответа:
- Быть значимым для всех
- Быть уверенным в себе
- Быть желанным
- Быть свободным от страха
- Быть в комфортной зоне
- Быть обеспеченным
Шаг № 5.
- Вы должны принять тот факт, что ваша созависимость с конкретным человеком имеет причины, которые вы отметили в своем уроке. Эти причини и есть созависимости, которые у вас изначально были. Человек, который пришел в вашу жизнь, активировал их, став главным триггером для запуска старых программ.
- Отметьте для себя, с кем или с чем вы чаще всего вступаете в контакт, где чувствуете неуверенность, страх, чувство недолюбленности, нежеланности, отсутствия защиты и комфорта.
- Выделите от 4 до 8 людей или ситуаций, где вы ощущаете себя так как отметили в шаге №4.
- После этого, отметьте, какими вы хотели бы видеть этих людей или как бы вы хотели поступать в данных ситуациях. Назовите это «Зоной свободы».
Пример: Мама, подруга, брат, коллега по работе, сосед. (Чем они заставляют вас чувствовать эмоции, перечисленные в шаге №4?)
Пример: На работе, при встречах с друзьями, при общении с родителями, когда берусь за ответственную работу и т.д. (Потеря комфорта, занижается самооценка, пытаюсь спрятаться, чувство страха и т.д.)
Шаг № 6.
- Подумайте, что связывает всех, кого вы указали в предыдущем шаге?
- Что связывает все ситуации, которые вы указали в предыдущем шаге?
- Нарисуйте в виде кружков или квадратиков на одной стороне листа и назовите это «Зоной отчуждения».
- Проведите соединительной линей каждого участника, как только вы нашли связь между ними. Чтобы было понятно и эффективнее работать, постарайтесь использовать разные цвета, при подводках линий. Тоже самое сделайте и в отношении ситуаций.
Шаг № 7.
Постарайтесь дать характеристики для каждого участника «Зоны отчуждения»:
- Мама, которая меня не понимает и вечно отчитывает
- Сосед, который меня смущает своим присутствием
- Друзья, которые меня третируют
В центре всего это впишите ваше нынешнее состояние в лице созависимого человека.
На другом листе, дайте характеристики для каждого участника «Зоны свободы»:
- Мама, которая понимает и поддерживает
- Сосед, который всегда приветлив и доброжелателен
- Друзья, которые всегда рядом и уважают мой выбор
В центре всего это впишите ваше ожидаемое состояние в лице свободного человека.
Шаг № 8.
Представьте себя, когда вы свободны и все вышеописанные состояния, взаимоотношения с людьми или ситуациями в будущем. Напишите небольшое эссе о себе в новом состоянии и как вы живете уже теперь там!