Бурная инженерная фантазия доатомной эпохи воплощала в реальность самые разные чудеса. Воспеваемый в сотнях фантастических произведений дизельпанк существовал в реальности — пусть и не в столь гипертрофированном виде, как малюют на артах и показывают в компьютерных играх. Прогресс затрагивал почти все виды вооружений. Были среди порождений эпохи и необычные подлодки. О них и поговорим.
Крупные калибры
Главное оружие подводной лодки эпохи мировых войн — торпеда. Именно она позволяла атаковать беззащитные суда противника из подводного положения и при этом наносить им чудовищный урон. Но имелись люди и флоты, которым этого оружия было явно недостаточно.
Проблемой торпед Первой мировой была их ненадёжность и небольшая дальность. Чтобы попасть в цель, надо было подкрасться к ней на 900 метров. Проблема была даже не в этом, а в организации отступления — как только подлодка себя вскрывала, на неё набрасывались корабли сопровождения.
Все хотели найти способ эту дальность — и шанс успешно удрать — увеличить.
Так у англичан родилась необычная идея. Они решили построить большую подводную лодку и воткнуть в неё здоровенное 305-мм орудие — прямо с линкора. Дальность такой пушки значительно превышала дальность торпед, при этом орудие было почти таким же разрушительным. Всплыть, выстрелить и погрузиться такая лодка могла менее чем за минуту. На бумаге это вооружение выглядело неплохой альтернативой пока ещё несовершенным торпедам.
Получив не очень звучное название «серия М», лодки были построены в количестве трёх единиц, причём первая из них — даже до окончания Первой мировой. Только вот применить её толком не успели. А потом и конструкция торпед и прицелов улучшилась настолько, что концепция потеряла смысл.
Правда, идея артиллерийских подлодок не умерла — она возродилась во французском «подводном крейсере «Сюркуф». Всё дело в том, что французов сильно стесняли условия Вашингтонского договора, ограничивающего тоннаж и количество кораблей. А вот подлодки там не были упомянуты.
И в Париже решили: а почему бы не сделать подлодку, способную выполнять хотя бы часть задач крейсера?
В итоге получившееся 110-метровое чудо инженерии было вооружено двумя 203-мм орудиями, имело самолёт, штурмовую команду для рейдов на берег и даже карцер для пленных на четыре десятка человек. Сложно сказать, насколько «Сюркуф» оправдал бы вложенные в его постройку средства, но большую часть военной службы он провёл в портах. А потом был потерян при загадочных обстоятельствах в начале 1942 года — огромная субмарина просто исчезла без следа.
Подлодки-авианосцы
Ещё любопытнее выглядели попытки превратить подводные лодки в авианосцы. Не в полноценные, конечно, — больших авиагрупп в десятки крупных самолётов ждать не приходилось. А вот запускать и втаскивать обратно садящийся на воду гидроплан — другое дело.
Эту технологию успешно освоили на крейсерах и линкорах — почему бы не применить то же самое на подлодке?
Правда, тут имелись известные трудности: для постоянного базирования надо было обеспечить самолёту хоть небольшой, но ангар, чтобы защитить его от солёной морской воды во время погружения.
Впрочем, на самой заре авианосных подлодок обходились и без него. Это было ещё в начале Первой мировой, когда дальность небольших гидросамолётов была настолько невелика, что немцы не могли достать на них даже до графства Кент — ближайшей мишени на Острове. А ведь там было столько заманчивых целей!
Чтобы дотянуться до них, немцы крепили гидропланы к палубам подводных лодок, выходили на достаточную для достижения целей позицию и запускали самолёт с воды. Он успешно долетал, куда нужно, приводил (первое время) всех в ужас самим фактом своего неожиданного появления, бросал две малокалиберные бомбы и возвращался обратно. Такой фокус немцы проделали 26 раз, пока начальнику базы подлодок не пришло указание сверху не подвергать матчасть риску из-за всякой ерунды.
Подлодок-авианосцев было немало. Эксперименты проводили англичане (заменив в субмарине М-серии орудие на ангар), американцы, японцы. Французский «Сюркуф», о котором говорилось выше, тоже имел самолёт — и, в отличие от английских собратьев, сочетал его с мощным артиллерийским вооружением.
Впрочем, японцы переплюнули французов и их «подводный крейсер». Они спустили со стапелей аж три громадные — длиной с лёгкий крейсер — подлодки (I-400, I-401, I-402), способные нести до четырёх самолётов.
Правда, применить с толком свои подводные авианосцы японцы так и не смогли. Идей у самураев было море: то подкрасться и бомбить Панамский канал с использованием лётчиков-камикадзе, то нанести внезапный удар по большой якорной стоянке американского флота на атолле Улити, то отработать бактериологическими бомбами по городам Западного побережья США. Но все идеи по каким-то причинам так и не реализовывались.
Хотя один раз подводный авианосец всё-таки ударил по американской континентальной территории. Это была относительно небольшая подлодка I-25, а запущенный с неё гидросамолёт нёс две зажигательные бомбы по семь десятков кило каждая. Идея была в том, чтобы поджечь орегонские леса и нанести американцам серьёзный ущерб. Но те уже привыкли к лесным пожарам и организовали неплохую (сегодня она парадоксально деградировала — посмотрите на регулярно горящую Калифорнию) службу по их локализации. В результате начавшее было бушевать пламя успешно потушили силами буквально двух человек.
I-25
Зато атаковавшему Орегон японскому лётчику удалось нанести один из трёх воздушных ударов по континентальным владениям США за всю (на данный момент) историю. До него это сделали в очередной раз сцепившиеся друг с другом мексиканцы (по ошибке), а после — арабские террористы в сентябре 2001 года.
А где же польза?
Артиллерийские и авианосные подлодки не смогли продемонстрировать хоть сколь-нибудь впечатляющую эффективность. С ретроспективной точки зрения так всегда получается с чем-то необычным.
Поиски экзотики в эпоху мировых войн ни к чему особому не привели, и основную работу сделали «обычные» лодки, вооружённые торпедами и мелкокалиберной артиллерией.
И субмарины в этом деле не одиноки: в 20-е и 30-е годы было предложено и реализовано много восхитительных — с точки зрения технофетишиста — идей. Летающие авианосцы на базе самолётов и дирижаблей. Воздушные крейсеры с несколькими 76-мм орудиями. Гигантские планеры, способные перевозить танки, и гигантские самолёты, чтобы поднимать их в воздух и буксировать. Сами танки — по 200 тонн, непревзойдённые в этом смысле и по сей день.
Но порядок, как известно, бьёт класс. А безумные инженерные идеи — тем более. Поэтому всякий раз, когда мы слышим, что кто-то где-то построил «самый большой/необычный N», прежде чем очаровываться красиво звучащими цифрами, следует сперва подумать: а стоила ли овчинка выделки?
Тимур Шерзад
WARCATS.ru