автор Кэрол Брант
издательство #LikeBook
Это дебютный и единственный роман Брант, и, признаюсь, я купил его только из-за названия. Есть в нём что-то притягательное, загадочное и явно под этим прямым названием что-то скрыто, мне было интересно что...
1980-е.
Джун четырнадцать лет, она живёт с родителями и старшей сестрой, ходит в школу и интересуется Викторианской Англией. По выходным они с мамой ездят в гости к её брату, знаменитому художнику. И, кажется, только он, только дядя Финн, понимает её, как никто другой. Именно поэтому его смерть от болезни, о которой в семье не говорят вслух, делит мир Джун на "до" и "после".
На дворе 1980-е, о СПИДе только-только становится известно, и все эти знания отрывочны, недостоверны, и потому пугают и обескураживают. Никто нормально не представляет, как он передаётся, проявляется и вообще, что за зверь такой. Единственное, что знают в семье Джун - что он убил дядю Финна, и виноват в этом его друг. И взрослые судят об этом так радикально и однозначно, будто забывают, что дети берут с них пример.
Джун всего 14, и половину своих переживаний она несёт внутри себя. Поэтому недопонимания возникают на каждом шагу. Меня больше всего впечатлили её отношения с сестрой. Они такие настоящие получились, не наигранные. Джун видит поведение сестры и безапелляционно судит о ней в манере, свойственной лишь подростку - резкой, не терпящей возражений и поправок. Либо так, либо никак. И удивляется, что есть другая сторона - сторона сестры, которая может отличаться, или вообще быть совсем другой. Где на поверхности идеальная дочь, оправдывающая ожидания родителей, за спиной у них напивается и закапывается в осенние листья, как испуганный ребёнок.
Удивительно, как автору удалось не просто мыслить как девочка-подросток, а именно быть этим ребёнком. Не где-то там в прошлом, а здесь и сейчас. Подозреваю, что не обошлось без личного опыта, перенесённого на бумагу, но история умалчивает. Остаётся лишь удивляться тонкостям девчачьей психологии, замеченной внимательным глазом автора, и получившей словесные формы в романе. Настолько достоверно, насколько это вообще может быть. Впервые подросток в книге меня не бесил. Не было утрирования, не было выдуманных страхов, не было чуши, которую приписывают подросткам взрослые авторы. Было так, как есть.
Нет, серьёзно, мы все были детьми, и сверхценные идеи, мысли, что кроме нас никто так не думает, единственно верные (на наш взгляд) решения, до которых вряд ли кто-то ещё догадается, были в головах у каждого. Нам казалось, что открытия, которые мы делаем - это наши, что мы уникальные и неповторимые (это правда, но не в таком масштабе), что нас никто не понимает и не поймёт, что мы умеем скрывать свои эмоции. В романе куча мелочей, которые рандомно приходят в голову 14-16-летним людям, как нечто важное или правильное.
Спектр переживаний, наверно, самый широкий именно в этом возрасте, и автору удаётся передать его очень точно, учитывая и время, и сам возраст, и даже место действия и время суток.
Круто описаны взаимодействия Джун с окружающим её миром. Начиная с основных отношений между ней и дядей Финном, которые тончайшей нитью проходят через весь роман и тоже меняются, не смотря на то, что дяди уже нет, есть только Джун и её воспоминания, которые, обретая другой фон, меняются, приближаясь к истине. И заканчивая ещё только зарождающимся романтическим приключением с одноклассником старшей сестры, неумелым, наивным, нескладным и таким живым.
Внутренние монологи великолепны, на наших глазах за каких-то 416 страниц Джун вырастает, и мы видим весь этот процесс с самого начала. И уже мысли в первой половине книги вызывают снисходительную улыбку, мол, надо же было ТАКОЕ придумать. Тогда как в конце достигается жизненная мудрость, которая бывает в 16 лет, когда ты стоишь на пограничном отрезке своего возраста и, вроде бы как, уже что-то знаешь и можешь этим пользоваться на практике.
Благодаря открытому взгляду и некой смелости Джун, мы получаем ярчайшие портреты окружающих её людей.
Однозначные, непосредственные, а от того откровенные суждения Джун и объективные поступки людей вокруг рисуют живые характеры, которые легко понимаются читателем и узнаются. Конечно, основной акцент внимания на самой Джун, и она очень интересный объект для наблюдения. Благодаря той самой особенности автора, правильно подобрать слова для описания эмоций, Джун - вся как на ладони и действительно не похожа ни на кого.
Это совсем не детская книга, и вовсе не о смерти. Она о превосходстве жизни и любви, которая бывает совершенно разной. О том, как важно быть рядом не столько физически, сколько сердцем и душой, о том, что с детьми нужно разговаривать, даже если они разобиделись на весь белый свет, и о том, что каждый человек должен быть услышан.
А волки... вам придётся прочитать, чтобы узнать.
Приятного чтения!
JG🧐
#elevenland #настольноечтиво #литература #чтотычитаешь #скаживолкамчтоядома #книга #книги #читайтекниги #чтопочитать