Найти в Дзене
О Героях И Наследии

«Свершилась воля Божья»:Как Русская Православная Церковь благословила февральскую революцию и отречение Николая Второго

Последние годы в церковной среде, а с её подачи и в обществе получила популярность идея о святом царе-мученике, своей гибелью повторившем путь Христа, за что нынешние поколения россиян должны покаяться перед Николаем II. Учение о царе-искупителе  бытующее в части православного сообщества убеждение в особой священной роли убитого царя Николая II, сакральном значении его смерти и необходимости всенародного покаяния за это. Сторонники таких взглядов утверждают, что Николай II является царём — искупителем греха неверности своего народа. Учение имеет и эсхатологическую сторону, в частности, оно касается особой роли России, русского народа и русского царя-искупителя как «царя-победителя» в грядущих судьбах мира.

Подобные идеи зародились в среде русской эмиграции. Как пишет историк Андрей Кострюков, в 1920—1930-х годах политические и общественные организации монархического толка Русского зарубежья активно требовали от руководства РПЦЗ официальной канонизации царской семьи. Встречались в монархической прессе и высказывания о смерти императора как об искупительной жертве. В частности, о жертве говорится в так называемом «Пророчестве Авеля» (опубликованном в Харбине в 1931 году тексте весьма сомнительного происхождения), где царь прямо назван искупителем, принявшим по измене народа терновый венец, и уподоблен непорочному агнцу.

В послевоенные десятилетия Русская зарубежная церковь,та самая которая приветствовала нападение фашистской Германии на Советский Союз,молилась за победу Гитлеровской армии в войне против "кровавых большевиков",постоянно указывала, что убийство царской семьи лежит тяжким грузом не только на тех, кто осуществил это злодеяние, но и на всём русском народе, который предал императора и допустил его расстрел.

Хоть официально Русская Православная церковь и не поддерживает явление названное "царебожием",но среди священников РПЦ есть люди которые этого мнения открыто придерживаются,призывая народ к покоянию.Ярким представителем секты царебожников являлась Наталья Поклонская,а так же её бывший духовник.

-2

Другая же часть православных священников хоть вроде как и критикует царебожие,в некотором роде поддерживает это явление.Архимандрит Иероним (Шурыгин):

Я считаю, мы уже покаялись перед Царем, Церковь прославила его в лике святых. И Церковь, и народ омылись за это убийство большой кровью. В лагерях тридцатых годов, в войне сорок первого — сорок пятого годов, и в наши дни тоже. Я юношей в Новороссийске знал великих отцов, которые жили при дворе последнего Императора. Они рассказали, как жили Император, Его Семья, — они умилялись! И все то вздорное, что читаем мы иногда в прессе об Императоре, — искусственно созданный негатив против Царской Семьи

Однако если бы 100 лет назад иерархи Православной церкви и простые священники,а так же представители дворянства услышали нечто подобное, они как минимум оказались бы сильно удивлены.

-3

Принято считать, что вплоть до 1917 года отношения между церковью и государством в Российской империи были идеальными, являя собой пример пресловутой «симфонии», о которой нынче так любят говорить иерархи РПЦ. Хотя в реальности никакой симфонии не было и быть не могло: церковь в то время представляла собой часть государственной машины и даже думать не могла ни о каком «выстраивании отношений». Попробуй поспорь с императором, если он официально считается религиозным главой, а за всем происходящим в церковной среде бдительно следит обер-прокурор.

К рубежу XIX и XX веков такое положение подневольных «чиновников от религии» стало всё больше напрягать духовенство. Священники сетовали, что из-за бюрократии фиксация рождений, браков и смертей происходила не как ныне, в загсах, а в храмах – у них не остаётся времени на общение с паствой. К тому же на церкви лежала обязанность за свой счёт содержать приходские школы, на долю которых приходилась треть всей системы начального образования в империи. Расходы на них съедали изрядную часть церковного бюджета.

На нехватку денег жаловались и сами священники, а также представители низшего клира, служить которым приходилось буквально за копейки. В результате, как пишет кандидат исторических наук Александр Мраморнов, уже в начале ХХ века все понимали – надо серьёзно менять формы взаимодействия между церковью и государством.

-4

В 1905 году Синод собрал мнения епархиальных архиереев относительно первоочередных реформ. Оформить их планировалось в ходе Поместного собора. Однако Николай высказался категорически против его проведения. Во-первых, по мнению Александра Мраморнова, царь боялся, что Собор может оказаться катализатором общественных брожений. Во-вторых, Николай II отличался властолюбием, но, увы, не ответственностью и умением просчитывать будущее. Знаменитый Сергей Витте писал о нём так: «Самодержец имеет тот недостаток, что когда приходится решать, то выставляет лозунг «я неограниченный и отвечаю только перед Богом», а когда приходится нравственно отвечать перед людьми, то все виноваты, кроме Его Величества – тот подвёл, тот обманул и проч.».

Конечно, не только запрет на проведение Собора определил отношение представителей духовенства к фигуре императора. Священнослужители, как и их паства, видели, что происходит в стране. Увы, идущие процессы очевидно не радовали.

Затянувшаяся война, проблемы в экономике и паралич системы управления в начале 1917 года привели к закономерному финалу – власть царя повисла на волоске. Казалось бы, на кого рассчитывать в этот момент, как не на церковь, считавшуюся общественным моральным авторитетом? 26 февраля, в разгар волнений, товарищ обер-прокурора Николай Жевахов направил телеграмму главе Священного синода митрополиту Владимиру (Богоявленскому) с предложением выпустить воззвание к населению империи прекратить беспорядки. По мнению Жевахова, оно должно было представлять собой «вразумляющее, грозное предупреждение церкви, влекущее, в случае ослушания, церковную кару». Однако митрополит Владимир ответил отказом. То ли он таким образом банально мстил Николаю за свой перевод из Санкт-Петербурга в Киев, как гласит одна из версий, то ли и правда видел, что царь завёл страну в тупик и защищать его нет смысла, – не суть важно. Главное в другом – Православная церковь открыто выступила против императора и своего номинального главы

-5

2 марта 1917 года в поезде под Псковом Николай II подписал отречение от престола. Спустя два дня состоялось торжественное заседание Священного синода. Для начала под общие аплодисменты из зала вынесли царское кресло. По воспоминаниям обер-прокурора В. Львова, митрополит Владимир и члены Синода выражали искреннюю радость в связи с наступлением новой эры в жизни Православной церкви.

На следующий день Синод постановил впредь не провозглашать в храмах многолетие царствующему дому. Следом было принято решение служить молебен о новой власти, а также утверждена молитва о «благоверном Временном правительстве».

Определение Св. синода № 1207 «Об обнародовании в православных храмах актов 2 и 3 марта 1917 г.»
6 марта 1917 г. Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви, выслушав состоявшийся 2 марта 1917 года акт об отречении Государя императора Николая II за себя и за сына от Престола Государства Российского и о сложении с себя Верховной власти, и состоявшийся 3 марта 1917 года акт об отказе великого князя Михаила Александровича5 от восприятия Верховной власти впредь до установления в Учредительном Собрании6 образа правления и новых основных законов Государства Российского, ПРИКАЗАЛИ: Означенные акты принять к сведению и исполнению 7 и объявить во всех православных храмах, в городских - в первый по получении текста сих актов день, а в сельских - в первый воскресный или праздничный день, после Божественной литургии, с совершением молебствия Господу Богу об утишении страстей, с возглашением многолетия Богохранимой Державе Российской и Благоверному Временному Правительству ея. О чем, для исполнения по духовному ведомству, послать подлежащим учреждениям и лицам циркулярные указы.
[Подписали ]:
Владимир [Богоявленский], митрополит Киевский;
Макарий [Парвицкий-Невский], митрополит Московский; Сергий [Страгородский],
архиепископ Финляндский; Тихон [Белавин],
архиепископ Литовский; Арсений [Стадницкий],
архиепископ Новгородский; Михаил [Ермаков],
архиепископ Гродненский; Иоаким [Левицкий],
архиепископ Нижегородский; Василий [Богоявленский],
архиепископ Черниговский;
Протопресвитер [придворного духовенства] Александр Дернов;
Протопресвитер [военного и морского духовенства] Георгий Шавельский
-6

Такое поведение «князей церкви» сегодня расценивается некоторыми как их предательство законного императора. Любители конспирологии поговаривают даже о целенаправленном заговоре епископов, якобы продавшихся то ли масонам, то ли англичанам, чтобы расшатать ситуацию в стране. Однако хроники тех дней показывают, что ровно таким же отношение к Николаю II было и среди рядового духовенства.

Заявление Св. синоду и его обер-прокурору В.Н. Львову шести архиепископов Св. синода 8 марта 1917 г.
СВЯТЕЙШЕМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕМУ СИНОДУ Нижеподписавшихся заявление. Временное правительство в лице своего Обер-Прокурора В.Н. Львова 4 марта в торжественном открытом заседании Святейшего Синода объявило нам о предоставлении Святой Православной Российской Церкви полной свободы в Ее управлении, сохраняя за собой лишь право останавливать решения Святейшего Синода, в чем-либо несогласные с законом и нежелательные с политической точки зрения. Святейший Синод во всем пошел навстречу этим обещаниям, издал успокоительное послание к православному народу и совершил другие акты, необходимые, по мнению Правительства, для успокоения умов. 7-го же марта Цосподин] Обер-Прокурор нам объяснил, что Временное Правительство считает себя облеченным всеми прерогативами прежней царской власти в церковных делах, он же, Обер-Прокурор и представитель этой власти и участник в ней, и уже, помимо Синода, получил от нее поручение выработать проект церковных преобразований. Таким образом, в Святейшем Синоде обер-прокурор не только остается фактическим хозяином и начальником, как при прежнем режиме, но как член Исполнительного Комитета [Государственной думы], оказывается на неопределенное время до созыва [Поместного] Собора и безапелляционным вершителем церковных дел. Ввиду столь коренной перемены в отношениях государственной власти в Церкви, нижеподписавшиеся не считают себя вправе, без особых полномочий от Российской Иерархии, брать на себя ответственность за все мероприятия, какие Временное Правительство или единолично Господин Обер-Прокурор найдут нужным провести в церковном управлении, и потому нижеподписавшиеся не считают для (себя)2 возможным, без таких полномочий, оставаться присутствующими в Св. Синоде, сохраняя, конечно, к нему сыновнее послушание и должное повиновение Временному Правительству3 . 8 марта 1917 г. Св[ято]-Троицкая Александро-Невская Лавра. Петроград.
[Подписали:]
Сергий Страгородский, архиепископ Финляндский;
Тихон [Белавин], архиепископ Литовский;
Арсений [Стадницкий], архиепископ Новгородский;
Михаил [Ермаков], архиепископ Гродненский;
Иоаким [Левицкий], архиепископ Нижегородский;
Василий [Богоявленский], архиепископ Черниговский
-7
Послание Св. синода ко всероссийской пастве («К верным чадам Православной Российской Церкви») 9 марта 1917 г.
«Благодать вам и мир да умножится» [2 Петр. 1,2]. Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути. Возлюбленные чада Святой Православной Церкви! Временное Правительство вступило в управление страной в тяжкую историческую минуту. Враг еще стоит на нашей земле, и славной нашей армии предстоят в ближайшем будущем великие усилия. В такое время все верные сыны Родины должны проникнуться общим воодушевлением. Ради многих жертв, принесенных для завоевания гражданской свободы, ради спасения ваших собственных семейств, ради счастья Родины оставьте в это великое историческое время всякие распри и несогласия, объединитесь в братской любви на благо России, доверьтесь Временному Правительству, все вместе и каждый в отдельности приложите все усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы. Святейший Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского Правительства, да даст ему силу, крепость и мудрость, а подчиненных ему сынов Великой Российской Державы да управит на путь братской любви, славной защиты Родины от врага и безмятежного мирного ее устроения.
Подписали:
Смиренный Владимир [Богоявленский], митрополит Киевский;
Смиренный Макарий [Парвицкий-Невский], митрополит Московский;
Смиренный Сергий [Страгородский], архиепископ Финляндский;
Смиренный Тихон [Белавин], архиепископ Литовский;
Смиренный Арсений [Стадницкий], архиепископ Новгородский;
Смиренный Михаил [Ермаков], архиепископ Гродненский;
Смиренный Иоаким [Левицкий], архиепископ Нижегородский;
Смиренный Василий [Богоявленский], архиепископ Черниговский;
Протопресвитер [придворного духовенства] Александр Дернов.
-8

Первое «Поучение с церковного амвона о „Займе Свободы"» 29 марта 1917 г.

"Все в нашей жизни совершается по воле Божией. Великие дни переживает наша Родина. Старое правительство довело Россию до края гибели. Случилось что-то невероятное. Великая Россия, питавшая своим хлебом всю Европу, теперь, в дни войны, когда, казалось, всякий вывоз хлеба за границу был прекращен, когда хлеба должно было хватить на всех с огромным избытком, на самом деле, ощущает страшный недостаток в этом хлебе, а в иных местах терпит чуть ли не настоящий голод. Нет не только хлеба, но не хватает и прочих необходимых предметов продовольствия: масла, мяса и т. д.

А раньше все это и за границу вывозили, и сыты были, и запас оставался. Расстроилось народное хозяйство. Но не только хозяйство народа пришло в упадок, а и многое вызывает наше удивление и негодование. В самом деле, количества народа у нас чуть не в три раза больше, чем у немцев. При этом мы, русские люди, горячо любим нашу Родину, и наши воины на фронте дерутся с немцами, как львы. А, между прочим, враг далеко проник в глубь России и захватил множество нашей земли, разорив села, города, пустив по миру десятки тысяч наших братьев. Что это? Как это можно объяснить? Вы сами знаете ответ: в нужную минуту не хватало снарядов, бывало, что у немцев пушка и пулемет, а у русского воина дубина, да и то не у каждого. И произошло это потому, что при старой власти не готовилось снарядов, выдавались планы немцам, предавались русские люди.

Нельзя перечислить всех тех действий, которые претерпела Россия из-за этих негодных людей. И вот народ восстал за правду, за Россию, свергнул старую власть, которую Бог через народ покарал за все ее тяжкие и великие грехи. Теперь народ хочет сам устроить свою жизнь так, чтобы всем жилось хорошо, легко, по правде Божией. Учредительное Собрание, которое изберет весь народ, установит новую форму правления, при которой будут решены все важные задачи, устранено все то зло, которое еще осталось у нас от старого строя. Доя крестьян будет разрешен вопрос о земле, что так тревожит и волнует крестьянство; для рабочих - о правильной оплате их труда, словом, будет сделано все, чтобы всем обездоленным, угнетенным жилось на Божием свете легко и радостно. Не будет у нас больше неправды, насилия, обмана и продажности, но сам народ решит все по полной справедливости.

Дай Бог, чтобы скорее настало это благословенное, долгожданное и желанное счастливое время. Но, братья, сейчас нельзя приступить к разрешению всего вышесказанного. Скажу более того: еще неизвестно - да будет ли еще то, чего мы все так желаем. Может быть, все повернется назад по-старому, и еще более - станет гораздо страшнее и тяжелее жить, чем это было при старом правительстве. Потому что грозный враг наш, немец, еще не побежден, потому что немцы так далеко ушли в глубь России, что хотят грозить и самым столицам нашим. Теперь немцы хорошо понимают, что Россия при новом строе для них враг гораздо более страшный, чем это было раньше, когда старое правительство продавало им Россию. Поэтому они напрягают все свои силы к тому, чтобы победить нас, чтобы вернуть к нам все старое, может быть, мечтают о том, чтобы какой-нибудь немецкий принц стал русским царем. Что же будет, если это действительно случится? Страшно подумать. Зажмут всем рты, прикажут и забыть о воле, не дадут крестьянам земли, будут всячески теснить и обижать нас, как это они уже делали и делают с покоренными народами. Но этого не будет, ответите вы.

Мало ли чего хочет немец. Пусть попробует: ведь защищают же грудью своею Родину наши отцы, дети, братья наши. Все это совершенно справедливо. Мы все готовы отдать свою жизнь за спасение России. Но мы хорошо знаем, что голыми руками немца не возьмешь. У него и пушки, и пулеметы, и ружья, и аэропланы, и великое множество всяких других средств для борьбы с нами. Это же самое должно быть, конечно, и у нас. И должно быть всего не меньше, чем у немца, а даже еще больше. Конечно, у нас есть боевое снаряжение, но его надо пополнять и обновлять. Надо множество снарядов, пуль, которые расходуются на фронте страшно быстро. Надо лить новые пушки, которые от времени приходят в негодность, нужны пулеметы, ружья и т. д. А солдат наших надо одеть и накормить. Понятное дело, что все это стоит страшно дорого, почему и нужно Правительству очень много денег. При старом правительстве денежные наши дела, как и все остальное, пришли в сильный упадок, по какой причине, между прочим, теперь и такая дороговизна. Денег новому Правительству не хватает, а деньги ему необходимы и, чем больше, тем лучше. По этой причине Правительство объявляет теперь внутренний заем, «Заем Свободы». Правительство приглашает всех тех, кто любит Родину, одолжить ему свободные деньги, которые будут потом возвращены назад и с хорошей прибылью2 . Я думаю, что вы все согласитесь, что это наш прямой и святой долг перед матерью нашей Россией. Без денег нельзя продолжать войны. Если мы не будем продолжать войны, немцы нас победят, и тогда вернется старый порядок, погибнет наша свобода и все, чего мы от нее ждем. Несите же свои сбережения. Наши братья свою кровь проливают, жизнь отдают, т[о] е[сть] самое дорогое, что только может быть, а мы, оставшиеся дома, не можем, не смеем не отдать свои сбережения для защиты правого дела, тем более, что эти деньги будут нам возвращены полностью и с большими к тому же процентами. Эти деньги отдаем в верные руки. Новое Временное Правительство, которое стоит теперь у власти, избрал сам народ, тот самый народ, который завоевал себе свободу и свергнул поработителей этой свободы.

Поэтому народное Правительство употребит те деньги, которые на время одолжит ему народ, действительно, на закрепление свободы, на ее защиту против грозного немца и всех ее врагов. Поступим же, дорогие братья, как повелевает нам долг граждан свободной великой России: одолжим на время нашей Родине свои сбережения, свою трудовую копейку, принесем эту небольшую жертву, поможем отечеству в трудное время, чтобы земля и воля, к которой так стремится каждый крестьянин, была действительно получена им, чтобы жила и крепла Россия свободная и великая, чтобы не рассыпались прахом все эти наши задушевные пожелания. Да поможет нам Бог."

-9

Из проповеди к пастве викария Ярославской епархии епископа Рыбинского Корнилия (Попова) 3 марта 1917 г. ..

"Мы с вами словно грозой встревожены печальным известием о страшной междоусобной брани в Петрограде. Причиной всему царское правительство. Оно уже свергнуто волей народа, как не удовлетворявшее своему назначению и допустившее страну до голода и беспорядков. Государственная Дума по требованию народа избрала новое правительство из представителей народа, чтобы это новое правительство вывело русский народ и русскую армию на путь победы и славы."

Из речи архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения (Стад-ницкого) на первом заседании Св. синода при Временном правительстве 4 марта 1917 г.

"В настоящую историческую минуту не могу не высказать несколько слов, быть может и нескладных, но идущих от сердца. Господин обер-прокурор говорит о свободе Церкви. Какой прекрасный дар! Свобода принесена с неба Спасителем нашим и Господом: «если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» [Ин. 8, 36]; она выстрадана апостолами, куплена кровью мучеников. И великий дар свободы стоит испытаний и страданий. Двести лет Православная Церковь пребывала в рабстве. Теперь даруется ей свобода. Боже, какой простор! Но вот птица, долго томившаяся в клетке, когда ее откроют, со страхом смотрит на необъятное пространство; она неуверенна в своих силах и в раздумье садится около порога дверец. Так чувствуем себя в настоящий момент и мы, когда революция дала нам свободу от цезарепапизма... Великий дар свободы куплен и приобретается всегда ценой испытаний. Утверди, Господи, Церковь Твою!"

-10

Из послания к пастве архиепископа Таврического и Симферопольского Димитрия (князя Абашидзе) 5 марта 1917 г.

"Совершилось. Тот, без воли которого и волос не падает с головы нашей, положил предел царствования бывшего Государя. Бесчисленные губительные непорядки, допущенные бывшим правительством, крайне недобросовестно совершавшим свое служение, злоупотреблявшим властью, постоянно и искусно вводившим всех в заблуждение, повлекли за собой государственную разруху, расстройство во всех наших делах. Нынешняя кровопролитная великая отечественная война ясно, до очевидности для всех обнаружила, что страна наша и Русский народ стоят на краю пропасти, жадно раскрывшей пасть свою для поглощения нашего Отечества. Создалась эта ужасная бездна и верховная власть вернулась к Русскому народу великому и пространством земли, и своей численностью, и духом, - устраивать на новых началах свою государственную жизнь.

Совершилась воля Бо-жия о новых судьбах Отечества нашего. Кто противостанет воле Его? [Рим. 9, 19]. ...Ныне Промыслитель предоставил нас самим себе. Ныне Сам Царь Небесный занял Престол Русского Царства, дабы Он, Единый Всесильный, был верным помощником нашим в постигшей нас великой скорби, в бедствиях, нагнанных на нас бывшими руководителями государственной жизни нашей. Поистине трудное тяжелое время настало для Русской земли. Отечество наше терпит ныне труды и болезни рождения. Дни наши, радующие нас светлой и мирной будущностью Русской земли, ныне почти во всем напоминают нам древнее великое потрясение, постигшее наше Отечество триста лет тому назад, когда соседний народ напал на землю Русскую, полонил села и города ее, взял столицу Царства и готовился стереть с лица земли самое русское имя. Подобно этому и теперь внешние враги окружили нас, ведут с нами борьбу не на жизнь, а на смерть, всячески добиваются сломить крепость нашу, завладеть нами, захватить землю нашу, лишить нас царственной свободы и сделать нас своими рабами, приравнять нас к скотам бессмысленным. .

. .Мы все ныне должны забыть все распри, раздоры, ссоры, споры и недоразумения, существовавшие когда-либо между нами и, помня заповедь Христа Бога о нашем единстве, завет Его великого Апостола о хранении спасительного единения, о неразделении, о неговорении: «я Павлов, я Аполлосов, я Кифин» [1 Кор. 1, 10-12], быть сынами единого Отечества, защищать его, не щадя своей жизни и во всем усердно и добросовестно, не за страх, а за совесть, без ропота и лицемерия повиноваться новому Нашему Правительству. Это спасительное повиновение, требуемое от нас Словом Божиим, которое говорит нам, что существующие власти от Бога установлены, и в котором Сам Бог возвещает: «Мною повелители узаконяют правду» [Рим. 13, 1; Прит. 8, 15], должно прежде всего проявляться в сохранении всеми нами тишины и порядка, в мирном исполнении каждым из нас лежащих на нем обязанностей общественных и частных. .

..Сражающаяся Армия нуждается в пище, требует для себя огромного количества хлеба. Самой армии негде достать пропитания. Мы обязаны питать ее, это наш святейший долг. Для наилучшего, наиполезного выполнения этой нашей обязанности мы должны составлять одно целое с Действующей армией; должны образовать одну непрерывную цепь от полей брани до наших мирных жилищ; у нас должны быть неистощимые запасы пищи и снаряжения для нашей армии; мы для нее должны быть как бы обозом, доставляющим ей все нужное. Мы обязаны по первому же зову нашего Народного Правительства раскрыть наши амбары, зернохранилища и свозить хлеб для армии, оставив для своих семей лишь то количество, какое понадобится нам до нового урожая..."

-11

Из речи епископа Полоцкого и Витебского Кириона (Садзегелли ) в кафедральном соборе Витебска 5 марта 1917 г.

"Совершилось! «Погубиши вся глаголющие лжу [Пс. 5, 7], сказал царственный псалмопевец. При стечении исключительных обстоятельств неожиданно зловещие мрачные тучи обложили весь горизонт великой России и разразилась над нами страшная гроза. С одной стороны наш внешний супостат еще не сломлен и гордо держит свою голову, а с другой - внутри государства появился горючий элемент, готовый разразиться страшным пожаром, зарево которого осветит всю необъятную Россию. Любящие родину и порядок, станем несокрушимой скалой вокруг Государственной Думы и не дадим врагу злорадствовать над нами.

Честь и слава нашей Государственной Думе, что она из любви к отечеству приняла на себя в столь тяжелое время ответственную задачу водворить мир и порядок в нашей стране. Тяжки испытания, выпавшие на долю нашего времени! Страшная опасность грозит нашему дорогому отечеству. Сердце замирает при мысли, что принесет нам завтрашний день! Но святая Русь не раз находилась почти на краю гибели, и Бог всегда спасал ее; выведет нас Господь и из настоящего тяжелого нашего положения... .Русь не оскудела людьми, есть у нас в Государственной Думе лучшие народные избранники - люди долга, чести и преданные отчизне, и Россия, благодаря им, воскреснет сильной и обновленной. Христолюбивое воинство, пастыри церкви и граждане - благородные сыны святой Русской земли! Сплотимся в один великий союз около Временного Правительства, исполняя для блага нашей священной родины все его распоряжения. Да поможет нам сам Бог Своею всесильною благодатию в это тяжелое время исполнить верно святую свою обязанность. Помолимся же усердно о мире всего мира и о благосостоянии всех учреждений государственных; да поможет Он Временному Правительству увенчать успехом свои труды. Провозглашаю от чистого сердца: «Да здравствует Временное Правительство». Аминь"

-12

Архипастырское послание пастве калужской» епископа Калужского и Боровского Феофана (Туликова) 6 марта 1917 г.

"Велики испытания, переносимые нашим отечеством в войне с сильным и жестоким врагом, и велики они в различных нестроениях во внутренней жизни России. Государь Император Николай Александрович сам, добровольно, в согласии с Государственной Думой, для блага России признал полезным и необходимым отречься от Престола Государства Российского и передать таковой Своему Брату, Великому Князю Михаилу Александровичу. Но и Великий Князь Михаил Александрович не принял на себя бремя царского служения без выражения на то воли великого русского народа. Таким образом, возврата к прежнему нет. Явилась настоятельная необходимость для спасения нашей дорогой Родины установить Временное правительство.

И вот Временный [Исполнительный] Комитет Государственной Думы назначил министрами достойных всеобщего доверия лиц, которые временно и приняли на себя бразды правления над Российским Государством и все дело приготовления к созыву народного [Учредительного] Собрания, чтобы услышать волю народа об установлении впредь Высшей власти. Богохранимая паства Калужская! Жизнь народов и царств управляется всемогущим Божиим изволением и всех путей Промысла Божия не обнять человеческим разумом. Преклонитесь пред неисповедимыми судьбами Промысла Божия. Сохраните твердой и ненарушимой преданность святой, православной вере Христовой, ибо в ней и утешение, и спасение, и залог будущей жизни. Сохраните твердо возвещенную Господом Иисусом Христом заповедь о любви к ближним. Любовь к ближним созидает общее благо, устроят порядок, и да будут вами охраняемы и ценимы, как ваши собственные, и жизнь, и личность, и права, и собственность ближнего. Оказывайте повиновение предержащей, указанной Государственной Думой, как общей, так и местной власти, чтобы своим внутренним нестроением не дать жестокому врагу повода надеяться, что над нами можно одержать победу.

Внутренний мир и порядок дадут бодрость и силу воинам нашим для победы над внешним врагом. Все с удвоенной силой исполняйте свои обязанности. Усиленно работайте для обеспечения армии и населения. Имеющие запасы хлеба - продавайте уполномоченным и нуждающимся. Имеющие деньги - стремитесь обращать их в военный заем и тем способствовать победе над врагом. Усугубьте ваши молитвы пред Господом, Царем царствующих, да ниспошлет Он Духа Премудрости и разума настоящим правителям Державы Российской водворить порядок и правду в земле нашей, а нас всех да умудрит Святый Дух в единодушном избрании и признании той Высшей Власти, которая нужна будет для блага и славы Великой России. Непрестанно молитесь, и Бог мира да наставит вас на всякое дело благое. Благословение Божие да будет над вами"

-13

Из обращения к духовенству епархии епископа Костромского и Галичского Евгения (Бережкова) Не позднее 6 марта 1917 г.

"Свершился великий переворот в Отечестве нашем: пала Императорская власть. Таковы судьбы Промысла Божия! Призываю духовенство епархии подчиниться и признать Временное Правительство, взявшее по воле народа и воинства всероссийского в свои руки управление страной. Мы должны проникнуться своим долгом и действовать в согласии с врученной нам Богом паствой, всеми силами направляя ее на путь мира, порядка и, следовательно, подчинения новому Правительству, - немощствующую и колеблющуюся совесть иных успокоить своим пастырским словом и авторитетом, как поступили и мы в собрании духовенства г. Костромы, от которого взаимно получили и для себя умиротворение духа к служению и совершению Божественных таинств. Благо Родины должно быть высшей целью нашей деятельности, как граждан Российских. Умиротворение совестей и направление деятельности пасомых на путь братского мира должно быть при настоящих обстоятельствах преимущественной целью нашего пастырского служения. Совершайте его, благовествующе всем мир."

Послание к пастве архиепископа Владимирского и Шуйского Алексия (Дородницына) Не позднее 11 марта 1917 г.

"Совершился великий исторический акт в жизни нашей Родины: Царь отрекся от престола. Такова воля Всемогущего Творца, в руках которого находятся судьбы царей и царств, и этой воле Бога мы с сыновней покорностью должны подчиниться. Царь отказался от престола в пользу своего брата Великого Князя Михаила. Но он не захотел принять царского престола, пока на это не будет изъявлена воля самого народа, пока он не будет избран всей великой Россией через представителей в Учредительном Собрании.

До времени этого Собрания во главе России будет стоять Временное правительство, образовавшееся из представителей народа - членов Государственной Думы. Итак, возлюбленные чада, сыны и дщери дорогой Родины, в тяжелую годину войны, когда грозный враг не только стоит у дверей наших, но и проник уже в пределы нашей страны, когда он, как хищный зверь, выжидает только удобной минуты, чтобы со всей силой обрушиться на нас дальше, когда мы должны собрать все наши силы, чтобы отразить и победить этого врага, - в это тяжелое время волею Божиею пред нашей Родиной стал во всем величии новый вопрос, новая задача - устроить нашу внутреннюю жизнь на новых началах, создать новый государственный строй.

Вы понимаете, братие и сестры, какое грозное испытание ниспослано этим нашей дорогой Родине, как трудно ее положение в настоящие дни. Окружите же ее всею любовию, как окружают своими заботами и вниманием дети свою родную мать в дни ее болезни, направьте все ваши помыслы и заботы на служение ей, забудьте в эти великие дни нашей исторической жизни свои личные интересы, личные счеты, распри, вражду и прочее. Помогите Родине с торжеством выйти из этих тяжких испытаний, чтобы враг был побежден до конца, чтобы вместе с сим создалась и новая великая свободная Россия. Не забывайте ни на одну минуту, что благо нашей Родины есть благо и каждого из нас. Во главе России стоит теперь новое Временное Правительство. Оно взяло на себя все труды и заботы по управлению и устроению новой жизни. Правительство это, вы знаете, образовалось из наших народных представителей. Наш первый долг подчиниться всем его распоряжениям, направленным ко благу Родины, содействовать в полную меру разумения и сил каждого из нас осуществлению всех его начинаний. Беспорядкам, произволу, насилиям, грабежам не должно быть места в нашей жизни; напротив, мир, согласие, взаимная помощь и порядок должны господствовать среди нас."

-14

Из проповеди епископа Уфимского и Мензелинского Андрея (князя Ухтомского) в Казанском соборе Петрограда 12 марта 1917 г. ...

"Кончилась тяжкая, грешная эпоха в жизни нашего народа. В эту эпоху - все грешили: лгали, льстили, насиловали народ и в слове, и в деле, и так или иначе устраивали свои грешные дела... Теперь началась великая эпоха новой жизни, случилось нечто невероятное. Наступили дни чистой народной жизни, свободного народного труда; зажглась яркая звезда русского народного счастья. ...В древности у русского воинства был прекрасный обычай - в память своих наиболее важных побед немедленно строить храм.

Так в Казани, после покорения Казанского ханства, был выстроен храм святых Киприана и Иустины. Вот и сейчас мы все, а особенно русское воинство, должны немедленно строить святой храм , на этот храм каждый православный христианин должен дать хоть самую малую жертву. Пусть этот храм будет деревянный, маленький, - но его немедленно нужно строить. Пусть этот храм будет Храмом правды Божией, правды святой, храм любви Божией. Мы не имеем теперь царя земного, пусть же Царь Небесный царствует над нами. Самодержец погиб и погиб безвозвратно; но вместо самодержца пусть великий Вседержитель царствует над нами. Автократор перестал существовать, пусть же Великий Пантократор возьмет нас в свой Отеческий покров и создаст Себе храм в честь и славу Имени Своему."

Из речи епископа Енисейского и Красноярского Никона (Бессонова) на собрании кадетской партии 12 марта 1917 г.

" Господа, я всегда уважал и уважаю английскую конституционную монархию и считаю этот образ правления наилучшим, но не для нас, не для нашего государства. И потому я - за Российскую республику. Наши многие русские монархи и особенно последний из них Николай II со своею супругою Александрою2 так унизили, так посрамили, опозорили монархизм, что о монархе, даже и конституционном, у нас и речи быть не может. В то время, как наши герои проливали свою драгоценную кровь за отчизну, в то время, как все мы страдали и работали во благо нашей родины, Ирод упивался вином, а Иродиада бесновалась со своими Распутиными , Протопоповыми и другими пресмыкателями и блудниками.

Монарх и его супруга изменяли своему же народу. Большего, ужаснейшего позора ни одна страна никогда не переживала. Нет, нет - не надо нам больше никакого монарха. Самое слово «монарх» теперь для нас странно. .. .Изберут вел. кн. Михаила или Николая Николаевича, поставят одного из них конституционным монархом, а у него, смотришь, те же родные люди, те же пойдут друзья и приспешники. Начнется опять та же, пусть себе сначала в меньшей степени, камарилья, свистопляска, чехарда. ...Я повторяю, глубоко уважаю английский образ правления,конституционную монархию, но она - не для нас; я - за республику?, за совершенно новый и для нас наилучший образ правления... .

..Досточтимый Павел Николаевич Милюков - председатель партии Народной Свободы, когда его спросил народ, какой же у нас будет образ правления, ответил, что это - дело Учредительного Собрания, а по мнению Думы - конституционная монархия8 . Ответ его понятен. .. .Итак, господа, на знамени нашей партии я написал бы такие слова: 1) Полное доверие новому правительству, 2) Решительная победа над немцем, 3)Учредительное Собрание и 4) Великая Российская Республика"

-15

Из проповеди епископа Енисейского и Красноярского Никона (Бессонова) во время церковной службы 12 марта 1917 г. .

"..Когда я услышал о совершившемся, - я уже это говорил , когда до меня дошли вести о перевороте, сердце мое исполнилось великой радостью, потому что я давно видел, я не мог не видеть, что тогда, когда Родина напрягает последние силы в тяжелой борьбе, когда нужда и голод беспощадно заглядывают в глаза русскому народу - отсш беснуется Иродиада , - что в то время, как на боевых полях льются потоки драгоценной крови наших отцов, братьев и сыновей - теш в Петрограде, многие-многие из окружающих царский престол хотят не победы, а поражения. Потому-то я и радовался совершившемуся перевороту. Этот переворот был вынужденный, совершенно необходимый, если только Русская земля хотела быть победительницей, хотела быть свободной."

Из статьи епископа Уфимского и Мензелинского Андрея (князя Ухтомского) «Нравственный смысл современных великих событий» Первая половина марта 1917 г. ..

"Я знаю, что совесть многих смущена, что многие души ждут ясных указаний того, вправе ли они отречься от прежнего строя. Не изменят ли они «присяге», признав новое правительство Государственной Думы? По этому поводу для успокоения смущенных совестей я и хочу сказать несколько слов. Прежде всего должен сказать, что ни о какой «присяге» не может быть речи. Отречение от престола Николая II освобождает его бывших подданных от присяги ему. Но кроме того, всякий православный христианин должен помнить слова одного церковного песнопения, что «если ты клялся, но не о добре клялся, то лучше тебе нарушить клятву», чем сотворить зло (из службы на день Усекновения главы Иоанна Предтечи). Об этом я писал в «Размышлении на 9 февраля 1916 года», когда указывал на великий церковно-гражданский подвиг митрополита, святителя московского Филиппа1 , в своей совести нашедшего опору для обличения беззакония Грозного2 . Итак, вопрос о присяге для смущенных и немощных совестей вполне отпадает. Теперь хочу сказать о той трагической катастрофе, которая постигла только что отошедший в область истории режим. Как могло это случиться? Что за причина, что Бог попустил сему быть?

Мое мнение таково: это случилось потому, что режим правительства был в последнее время беспринципный, грешный, безнравственный. Самодержавие русских царей выродилось сначала в самовластие, а потом в явное своевластие, превосходившее все вероятия. ...Самодержавие не охраняло чистоты православия и народной совести, а держало св[ятую] Церковь на положении наемного слуги. Церковь обратилась сначала в ведомство православного исповедания, а потом просто в победоносцевское ведомство. Это доставляло тяжкую скорбь людям серьезным и верующим, а легкомысленным и скалозубам давало много пищи для издевательства над святостью Церкви. Но за последние три года Церковь подверглась явному глумлению. Она была почти официально заменена разными пройдохами, ханжами, старцами-шантажистами и т. п. С голосом Церкви не только не считались, но явно им пренебрегали. Этого мало: была сделана попытка ввести в иерархию лиц определенно предосудительного поведения. И вот рухнула власть, отвернувшаяся от Церкви. Свершился суд Божий. ...Освободилась от гнета государства Христова соборная Церковь.."

-16

Статья «К моменту» викария Новгородской епархии епископа Тихвинского Алексия (Симанского)Первая половина марта 1917 г.

"Государственный переворот совершился. Дни революции большинством духовенства были пережиты в большой тревоге и смущении. Духовенство не за страх, а за совесть, по заповеди апостола, учило [паству] «быть покорными всякому человеческому начальству 1 » [1 Петр. 2, 13]. Не ритуалом, а потребностью религиозного сердца были «молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих·» [1 Тим. 2, 1-2], возносившиеся пастырями за богослужением. В дни переворота3 пред сознанием пастырей во всем объеме ставился вопрос о верности присяге. Далекое от политической жизни страны, духовенство в большинстве своем не знало, чтобы существовали обстоятельства, в силу которых оно обязывалось думать о представителях власти: «судите, справедливо ли пред Богом - слушать вас более, нежели Бога?» [Деян. 4, 19].

Отречение бывшего Государя от престола облегчило совесть пастырей . Они сами признали и пасомых зовут подчиниться Временному Правительству. Хотелось бы думать, что рабочий теперь не отойдет от станка, а жители городов с большим терпением будут сносить так естественные во время войны недостатки в предметах даже первой необходимости. Думаешь: участвовавшие в перевороте подвергались опасности тюремного заключения или даже чего-либо худшего. Стало быть, у них были причины, заставлявшие добиваться переворота. Избранники народа, они усматривали в совершившемся свой нравственный долг, более высокий, чем долг повиновения. И по доверию к ним, пастыри Церкви, кажется, по совести могут звать всех подчиниться Новому Правительству.Положение нового Правительства трудное. Послушные заветам религии, будем честно исполнять свой гражданский долг. Будем молиться Богу о новом носителе Государственной Власти."

-17

Из воззвания к воинам архиепископа Ярославского и Ростовского Ага-фангела (Преображенского), пастырей и ревнителей православной веры Ярославля 19 марта 1917 г.

"Доблестные воины, славные граждане Великой России! Пробил час народной свободы. Зажглась заря яркого солнышка, которое несет счастье, правду, знанье и свет нашей Отчизне. Заблистали повсюду ласковые, полные жизни и силы лучи свобод - свобода веры, свобода слова, свобода собраний, свобода союзов и братств. В этот великий час всенародного ликования и торжества, охвативших из края в край необъятную Русь, всех от мала до велика, Временное правительство Богом хранимой Державы Российской обратилось ко всем верным сынам ее с горячим призывом сплотиться около него, всем объединиться, все силы отдать измученной павшим строем и внешним врагом, а отныне возрождающейся и свободной России.

Это - клич лучших русских людей. Это - клич избранников народных. Это - клич преданных Отчизне ее сынов. Это - клич, подсказанный нависшей опасностью от страшного врага. Враг не спит. В предсмертной борьбе он собирает последние, нечеловеческие усилия, чтобы одолеть нас, чтобы посрамить веру и святыни наши, чтобы отнять от нас и ту свободу, которая только что вспыхнула над русской землей. В этот грозный час с огненным призывом к святому единению обращается Церковь Христова к вам, дорогие братие-воины, к вам, в руках которых счастье и грядущая победная слава нашей Отчизны, к вам, в груди которых живо имя «Христос».

Объединитесь все в одном могучем порыве вывести Россию на славный путь, верно служите Родине, строго соблюдайте порядок и военную дисциплину, уважайте своих офицеров, протянувших отныне вам свои братские руки, вместе с вами сражавшихся на бранных полях, вместе с вами поставлявших Россию на путь священных свобод!.. Благослови Господь ваш доблестный ратный подвиг! За ним - ваши благоденствие и слава. На вас смотрит ныне вся Россия. Вы ее краса и гордость, вы - ее оплот и надежда. В ваших руках светильник свободы, который зажегся над русской землей. Низкий поклон за все то, что вы сделали для нее. Честь и бессмертная слава за то, что осталось свершить!"

-18

Обращение к духовенству Тобольской епархии тобольского епархиального начальства Не позднее 22 марта 1917 г.

"Всякому понятны чрезвычайность и важность совершившихся событий. Переживаемое нами время является совершенно исключительным по великому значению текущих событий и ожидаемым от них последствиям. Великая Россия вступила на путь великих внутренних преобразований, она стремится к великому светлому будущему. Но, стремясь к светлому будущему, мы не можем, мы не должны закрывать глаза на то, что стоим пред лицом страшной внешней опасности, - что у нас сильный, беспощадный враг и что от исхода борьбы с ним зависит вопрос - страшно сказать - быть или не быть великой свободной России. Только победив врага, мы можем рассчитывать на свое свободное внутреннее развитие.

Вот почему всю силу своего ума и воли мы должны без промедления и полностью направить на одно - на победу над внешним врагом. Во имя любви к родине своей, во имя ее светлой, свободной будущности, во имя спасения ее от тяжелого внешнего рабства, - мы все должны объединиться в одном стремлении к победе. Своим отцам, сынам и братьям, стоящим на фронте лицом к лицу с врагом, мы должны обеспечить наилучшее вооружение, достаточное продовольствие и душевное спокойствие. Как можем мы это сделать? - Только усиленным личным трудом, только установлением правильной мирной жизни. Новое правительство делает и будет делать для сего все, что только возможно. В сем деле на помощь правительству должны придти мы, духовные пастыри и руководители народа, силою своего пастырского влияния.

Подчиняясь и руководясь вышеизложенными обстоятельствами и соображениями, мы, пастыри, должны разъяснять своим прихожанам гибельность и преступность в отношении Родины всякого непорядка и праздношатания, мы должны призывать своих прихожан к мирным, обычным для каждого занятиям, усиленным до высшей степени трудоспособности, сообразно величию текущих событий, -мы должны разъяснить своим прихожанам, что на нас, живущих в тылу, лежит долг обеспечить не только себя, но главным образом армию нашу всем необходимым, и если мы сего не исполним, то мы повинны будем в предательстве врагу братьев и защитников своих на фронте.

Вот первая, необходимейшая, наиважнейшая и неотложная наша пастырская задача - призвание своих прихожан к мирному, спокойному, созидательному труду, сообразно положению, познаниям и способностям каждого. Затем, весьма большую опасность для Родины представляет, как слышно, массовый выем вкладов из сберегательных касс и учреждений мелкого кредита государственного Банка. Очевидно, неосведомленность вкладчиков в устойчивости государственных денежных операций и толки невежественных, а, быть может, и злонамеренных лиц, - создают тревогу среди вкладчиков, угрожающую Государству новым бедствием. Пастыри церкви во исполнение своего гражданского долга пред Родиной приглашаются разъяснять прихожанам всю неосновательность их опасений относительно устойчивости государственного Банка и подчиненных ему касс, указывая при этом на ложность распускаемых слухов и большую вредность их пред нашим общим отечеством."

-19

Открытое письмо Епископам Российской Церкви» епископа Переславс-кого Иннокентия (Фигуровского), начальника Российской духовной миссии в Пекине 24 марта 1917 г.

"Владыка Святьш'. Братски приветствую Вас, Владыко, с сугубым праздником: Воскресения Христова и обновления государственной жизни России. Церковь Христова в свободной Державе Российской ныне освободилась от векового рабства и для нее занялась заря апостольской жизни в свободной стране. С свержением монархии Церковь избавилась от позора, от участия в навязанном ей грехе цезарепапизма. Царское учреждение - Синод лишился теперь своих полномочий и сам собою упраздняется, мы лишились такого главы, который бы возводил и низводил архипастырей и властно направлял жизнь Церкви. Нам теперь надлежит незамедлительно собраться вкупе для избрания патриарха и решения множества возникших вопросов. Воспитанные в рабстве, страдая слабоволием и будучи лишены инициативы, мы едва ли найдем в среде себя достойного кандидата на патриарший престол. Лучше бы такого взять из благочестивых светских людей или царской фамилии. Чтобы не колебаться в выборе директив для обновленной жизни Церкви Российской, нужно обратиться к Книге Правил 3 и ее принять за надежное кормило нашей церковной жизни.Да поможет нам Воскресший Спаситель, как истинный Кормчий церковного корабля, отшатнуться от вековой рутины и придти к свету вечно юного православия путем новым и живым, в полном сознании великой ответственности за столь важный момент в истории Российской Церкви."

-20

Из архипастырского наставления духовенству епархии архиепископа Курского и Обоянского Тихона (Василевского) Март 1917 г.

"Отцы и Братия! Родина наша переживает сейчас великий исторический момент: закончился наш старый самодержавный строй, 2 марта Россия родилась в новую государственно-общественную жизнь... Сохранять спокойствие и порядок жизни, взывать к спокойствию и порядку, и нести мир, мир и мир в народные массы. Вы спросите, как это сделать? - Добрым примером и разумным словом. 1) Покажите народу в своей собственной жизни и деятельности, что быть гражданином свободного отечества - это прежде всего значит уметь исполнять по надлежащему свои обязанности. Поэтому не только спокойно, но с удвоенной энергией продолжайте свою ра-°оту каждый на своем месте. Приложите к работе вашей всю силу разумения вашего, одушевляемые сознанием, что вы деятельно служите Церкви и Отечеству, а не отбываете лишь повинность, как наемный рабочий в чужом деле. В таком отношении вашем к вашей должностной работе - ваш первый священный долг в настоящую серьезную минуту. Памятуйте и разъясняйте окружающему вас населению, что новому свободному обществу нужны прежде всего разумные и полезные, хотя бы и скромные дела, а не громкие, но бесплодные слова.

2) Во главе русского государства стоит ныне Временное правительство, облеченное доверием Государственной Думы. Памятуйте, что упрочение нового государственного строя, а тем более победа над внешним врагом возможны только при единой сильной власти. И потому, пока не будет созвано Учредительное собрание, и пока оно не установит постоянной формы государственного правления, наш священный долг - всецело подчиняться Временному правительству и его представителям на местах, его одного признавать и всячески содействовать проведению в жизнь его начинаний...

Разъясните это окружающим вас народным массам и твердо памятуйте, что нет сейчас более злых врагов у отечества, как те, кто стал бы призывать народ к неподчинению действующему правительству или расшатывать в народе доверие к нему. Если совесть народная была бы смущена присягою бывшему русскому Государю, ваш долг разъяснить народу, что сам Государь манифестом от 2 марта отрекся от престола и следовательно сам освободил нас от лежащего на нас долга присяги; равно как и брат государя Михаил Александрович, которому передавал престол бывший государь, добровольно не принял державы русской, прежде чем не будет изъявлена на то воля самого народа... Светите же, дорогие сотрудники мои, светите народу ясным спокойным светом Христовым, светом разума и правды Его, в текущий и близ грядущий час. Служебный долг ваш настоятельно требует этого от вас. И спасибо вам скажет родная земля, если свобода духа и убеждения, радость христианского братства, обилие духовного света, как и изобилие плодов земных, засияет и возрастет с новым государственным строем в Бо-гохранимой Державе Российской."

-21

Из проповеди епископа Александровского Михаила (Космодемьянского), викария Ставропольской епархии, священнослужителям и церковным старостам г. Ставрополя и сельских церквей 1-го благочиннического округа 4 апреля 1917 г. .. .

"Я не стану подробно останавливаться на таком, например, поразительном совпадении, что выступлению династии Романовых на арену жизни Русского государства предшествовал Гришка Отрепьев, тело которого было потом сожжено и прах его выстрелили из пушки; а свержению той же династии способствовал своим позорным фаворитством не менее позорный другой Гришка - Распутин, тело которого тоже сожжено . Согласитесь, однако, что это не простое только случайное совпадение.

Но я остановлю ваше внимание на более глубоком сопоставлении. Разве, например, не глубокий смысл кроется в том сопоставлении, что восстание русской народной жизни из-под векового гнета самодержавного режима, придушившего всякую самость, свободу и творческую природу многомиллионного нашего народа, началось вместе с пробуждением природы от зимней долгой, беспробудной спячки, замертвившей все живое и покрывавшей белым мертвым саваном все - и отжившее, и еще крепкое, и даже цветущее, -с пробуждением к новой жизни, цветению, сиянию и красоте ее. Вчера еще сами создатели новой, свободной народно-правовой русской жизни, устои, столпы этой жизни: Родзянко, Львов, Керенский, Милюков и иже с ними сами не знали, не смели думать, мечтать и гадать, что русская жизнь, русский народ может совершить такой небывалый в истории человечества скачок, а уже ныне этот скачок стал совершившимся фактом.

Вчера была самодержавная монархия, а нынче уже и конституционная мало кого устраивает. Еще вчера только река была покрыта ледяным покровом, а уже нынче она вылилась из берегов, и ни в какие каналы и канавы ее не выведешь: неудержимым потоком заливает она поля и луга. И в природе русской, и в жизни русской - государственной, политической, общественной, национальной, вероисповедной, правовой идет полное, всестороннее воскресение человека навстречу ныне празднуемому нами Воскресению Христову, дарующему нам свободу духа и с нею живот вечный. Это ли не поразительное провиденциальное совпадение?

Христос воскресе! ...Воскрес Христос - и пали рабские дьявольские цепи. Пал самодержавный строй, Деспотический режим - и рушились путы, которыми окована была вся жизнь человека от Утробы матери и до могильной гробовой доски. И я, кажется, не преувеличу, если скажу, что никакая сторона народной правовой ^ Русской жизни не была так опутана этими путами, как опутана и крепко-накрепко, на Узел, завязана была сторона религиозной жизни народа и ее отраслей - церковной и клиРОВОЙ. Цезарепапизм, то есть господство в церкви царской власти, или полное зависимое подчинение церкви государству, сказывался на всех сторонах церкви и охватывал круг всей ее жизни и деятельности"

-22

Из послания к пастве епископа Омского и Павлодарского Сильвестра (Ольшевского) 11 мая 1917 г.

"События великие совершились в нашем отечестве. Произошел государственный переворот, и появился у нас новый строй общественной и государственной жизни. Столетия возглавляли наше отечество цари самодержавные, а теперь нет у нас царя. Во главе государственного управления стоят ныне представители из народа. Как должен отнестись ко всему происшедшему верующий христианин? Где найти ему надежное объяснение? Углубимся, дорогие чада о Христе, в судьбы прошлой жизни и поищем разъяснения.

...Наступило наше страдное время в правление императора Николая П. Всеми чувствовалось, что уже отжил свою пору бывший доселе государственный строй и порядки. При нынешних условиях жизни самодержавному царю невозможно было успешно управлять столь великим государством. Нужно было, чтобы сам народ, в лице избранных им представителей, принял участие в управлении. Но царь не сделал этого. Царский престол окружали враги народа тайные и явные. Происходило страшное нечестие. Началась великая европейская война , и открыто обнаружились многие государственные недостатки, а от них военные неудачи. Народные избранники слезно умоляли царя удалить вредных людей и сделать необходимые исправления. Но царь не внял голосу народному. И последовал государственный переворот. Неустранимый ход жизни вынудил императора Николая II отказаться от престола, что он исполнил за себя и за наследного сына 2 марта сего 1917 г. Так совершился суд Божий над бывшим нашим царем Николаем II, как в древности над Саулом .

Если мы вникнем в судьбы прошлой жизни, то нас не будут смущать судьбы настоящего. Переворот в государстве произошел, ибо время для него повелительно приспело. Венценосец отринут, ибо от него вред был. Своим отречением от престола царь освободил себя от данных Господу обетов служить для блага народного и этим нас освободил от верноподданнической ему присяги.

...С падением самодержавной царской власти власть верховная возвратилась к народу. Пока народ определит новые способы государственного управления, тяжкий долг управления государством приняли на себя наши народные представители. К ним ныне мы относить должны вышеприведенные наставительные слова Господни и апостольские относительно почитания верховной власти. Нынешнее наше Правительство мы все должны почитать и слушаться за совесть. Безначалие в государстве есть величайшее нечестие, - оно грозит стране страшными беззакониями, насилиями и бедствиями. ...При самодержавном строе, когда все творилось именем единой верховной власти, на жизни каждого гражданина чувствовалась опека, под надзором был каждый шаг. Поэтому в деле исполнения гражданского долга преобладал принудительный порядок, шло механическое исполнение. Ныне, когда снята опека и объявлена полнота гражданской свободы, необходимым является свободное и сознательное исполнение каждым гражданином своего долга. Каждый человек, не ожидая понуждения, должен исполнять свои гражданские обязанности, соблюдая порядок и законность во всем."

-23

Из статьи архиепископа Волынского и Житомирского Евлогия (Георгиевского) Март - май 1917 г.

"Совершился великий переворот в политической жизни России. Император Николай II отказался от престола и вместе с этим прекратил свое существование прежний самодержавный строй русского государства. Не время теперь, да и совершенно бесполезно спорить о самодержавии, ибо по русской пословице «лежачего не бьют». Не станем скрывать, что многим из нас тяжело отказаться от идеи о самодержавии в той возвышенно-чистой его форме, как оно отражается в наших церковных молитвословиях, где царь рисуется как избранник и помазанник Божий в живом общении с своим народом. Но эта чистая идея, к сожалению, не находила себе практического осуществления в нашей русской действительности, и мы со скорбью наблюдали, особенно в последние годы, как наш русский царь был окружен и отделен от народа тесным кольцом безответственных и темных влияний. Неудивительно, что такое самодержавие само вырыло себе могилу.

Теперь нет на Руси царя и русский народ призывается к тому, чтобы своим свободным решением определить, кого он хочет облечь полнотой верховной власти в государстве. Голос народа - голос Божий, - говорит наша пословица; что он, наш великий многомиллионный народ решит в своем разуме и совести, так тому и быть. Но наш старый исторический девиз, с которым мы сжились, которому мы привыкли служить, состоит из трех членов: за веру, царя и отечество. Если теперь у нас нет царя, то два другие начала еще ярче, еще сильнее выступают в нашем сознании, еще крепче влекут наши сердца. Цари приходят и уходят, а вера и родина - это такие святыни нашего сердца, которые имеют вечное непреходящее значение, независимое ни от каких случайностей. И прежде всего наша родная православная вера, наша святая православная церковь, старая вековечная духовная мать, которая воспитала в нем кроткое, доброе, смиренное и любящее сердце и могучую, богатырскую душу, которая на протяжении всей Русской истории тысячами нитей сплелась с жизнью нашего народа, слилась с его бытом и на все формы его жизни наложила свою печать.

-24

Наконец, следующая незыблемая святыня наша - это наша Родина, наша родная, милая и бесконечно дорогая, наша славная, могучая, великая Россия. Святое чувство любви к Родине так же естественно и так же неколебимо прочно, как любовь ребенка к своей матери. Чувство это глубоко живет в сердцах русских граждан; но теперь, в эти дни грозных потрясений, оно охватывает и переполняет душу с особенной силой. Обновление внутреннего государственного строя совпало с тем моментом, когда страшная, непомерно тяжелая борьба с врагом достигла своего высшего и крайнего напряжения. На алтарь этой борьбы уже принесены бесчисленные жертвы, широкою рекою пролилась русская кровь; сотни тысяч наших братьев сложили свои головы; другие - томятся в немецкой неволе и, наконец, третьи - в сырых и холодных окопах грудью отстаивают честь и свободу Родины.

Враг еще не сломлен окончательно; он стоит у дверей наших и зорко наблюдает за нами, чтобы выбрать удобный момент для нападения на нас. Горе нам, если мы, увлекшись своими внутренними разногласиями, хоть на один день забудем об этой угрожающей нам близости врага, если хоть на одну йоту ослабеет сила нашего сопротивления ему, и мы дадим ему возможность вырвать из рук наших уже близкую победу. Мы понесли бы страшную ответственность пред великими страдальцами, защитниками нашими и вообще пред всей истекающей кровью Родиной нашей. И голос совести, и чувство любви их к страждущей Родине повелительно внушают нам все свои помыслы, все свои силы сосредоточить на этой борьбе. К тому же призывает нас и наше новое правительство, и все вожди нашей славной, доблестной армии. Пусть сильнее и громче звучит этот голос в душе нашей, пусть глубже проникает [он] в наше сознание, пусть не заглушается голосами внутренних раздоров и несогласий наших. Всякая внутренняя разноголосица, всякая междоусобная партийная борьба - только на пользу и радость врагу, и потому является великим преступлением пред Родиной.

Силы нашей великой России велики, могучи и неисчерпаемы, но нужно крепко организовать их, нужно направить их к одной цели - к победе над врагом. В ясном сознании этого нашего священного долга, дружно, спокойно и с удвоенной энергией станем на свою работу для достижения этой великой и в настоящее время единственной цели. Будем помнить, что только победа обеспечит новому строю нашего отечества прочность, только она принесет счастье и процветание дорогой нашей Родине. Пастыри Церкви! Разъясняйте народу значение происходящих в отечестве нашем событий, успокаивайте его душу. Пусть спокойно, без всяких потрясений течет мирная, трудовая жизнь народа, в сознательном подчинении нашему Временному правительству и нашим военным властям, доколе не соберется всенародное Учредительное собрание, на котором русские граждане скажут свое окончательное слово о том, какой образ правления установить в русском государстве при обновленном его строе."

-25

Из статьи епископа Уфимского и Мензелинского Андрея (князя Ухтомского) «Цезарепапизм наизнанку» Июнь - июль 1917 г.

"0 вреде цезарепапизма написаны целые горы бумаги. Его разрушающее влияние на Церковь, как общество, не подлежит никакому сомнению; все, кто мог еще колебаться в решении этого вопроса, ныне наблюдая церковную жизнь, могут удостовериться, что цезарепапизм поставил церковную жизнь в ее общественном проявлении - на край гибели. ...Цезарепапизм боролся вообще с общественностью, поэтому сам цезарь погиб в неравной борьбе и погубил церковную общественность и изуродовал всю нашу социальную жизнь.

...Цезарепапизм тем был опасен в церковной жизни, что он вмешивался в область, лежащую совершенно вне его компетенции. Если государственная власть решала, что нужно «помочь» Церкви, то она помогала только иерархии и тем отдаляла ее от верующих мирян; наделяя церковную иерархию нецерковными атрибутами, государственная власть вкорне подсекала церковную жизнь: пастыри перестали знать свою паству, а паства перестала любить своих пастырей. Государственная власть в самые важные минуты церковной жизни считала нужным вломиться в церковную жизнь и, нисколько ее не понимая, только все в этой жизни портила, в конце концов расшатав все ее устои. Все, даже искренне думающие о своей принадлежности к Церкви перестали понимать ее природу, и политическую благонамеренность стали смешивать с верностью св. Церкви. Вместо церковной проповеди наши пастыри начали вводить в употребление только митинговые речи. Служение Божией правде было подменено служением правде царской; а потом и смирение пред неправдой царской было объявлено добродетелью."

Подобных негативных высказываний о Николае II масса. Церковь в 1917 году не только одобряла отречение от престола конкретного монарха, но и приветствовала низвержение монархии как таковой. Царя-батюшку тогда никто не любил. Полюбили сейчас. Почему? Зачем? Непонятно!

Если Вам понравилась статья, ставьте лайк,а также не забывайте подписаться на наш канал.

-26

Источник.РОССИЙСКОЕ ДУХОВЕНСТВО И СВЕРЖЕНИЕ МОНАРХИИ в 1917 году МАТЕРИАЛЫ и АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.СОСТАВИТЕЛЬ, АВТОР ПРЕДИСЛОВИЯ И КОММЕНТАРИЕВ М.А.Б А Б К И Н