Конно-механизированная дивизия.
Итак, по озвученной вводной, основой для создания подвижных соединений РККА должна стать стратегическая кавалерия Красной Армии. В 1936 году она достигла своего расцвета, а в 1938 начался ее закат. На пике своей силы, Красная конница состояла из 7 кавалерийских корпусов, в составе которых и вне корпусной организации были сформированы 32 кавалерийские дивизии, не считая отдельных полков и бригад. Из них 5 дивизий были горными и 3 территориальными, т.е., фактически, кадровыми. Необходимо учесть, что горно-кавалерийские дивизии имели свои особенности для действий в горных областях, а территориальные были очень скоро развернуты в регулярные, но не имеют для нас никакой пользы в качестве «кадра» для конно-механизированных частей. Так что оперировать мы будем 24 дивизиями стратегической красной конницы. Каждая кавалерийская дивизия состояла из 4-х кавалерийских полков, танкового полка, конно-артиллерийского дивизиона, саперного эскадрона и эскадрона связи. Таким образом, для формирования конно-механизированных соединений мы имеем 96 «сабельных» полков примерно по 1,5 тысячи человек. Цели будем ставить такие же амбициозные, как и в реале, хоть и несколько раньше, т.е. иметь 30 конно-механизированных корпусов – по 3 дивизии в каждом. Итого – 90 конно-механизированных дивизий.
Таким образом, «сабельных» полков мы можем на каждую дивизию выделить только по одной единице. Однако, помня о том, что мы собираемся создавать «ездящую пехоту», нет никакой проблемы, чтобы создать еще 180 кавалерийских полков, скажем так, «драгунского» типа, по тому же штату. Тогда как сабельные, как более подвижные, будут у нас играть и роль разведбатов заодно. Для конского состава драгунских полков у единственных верных союзников СССР – Монгольской народной Республики можно приобрести постепенно необходимое количество их «мохнатых мопедов», столь хорошо служивших еще Бату-хану. Ведь от них не требуется классической атаки конной лавой. Основная задача драгунской лошадки – довезти своего седока до огневого рубежа, а затем спокойненько выжидать исхода боя в сторонке под присмотром коноводов. Да и седоков, хорошо знакомых с лошадьми, в крестьянско-колхозной России набрать не большая проблема.
Ядром конно-механизированной дивизии у нас, т. о., становится примерно 4500 «штыков» и сабель драгунских и сабельных полков. Для сравнения, танковая дивизия Вермахта имела в мотопехотных полках, мотоциклетном и разведывательном батальонах около 8000 человек.
Танковый полк четырехэскадронного состава (64 танка) развертываем в полк, состоящий из двух бронедивизионов по 3 бронеэскадрона в каждом, всего 96 крейсерских танков типа БТ5, БТ-7, Т-50. Для сравнения, танковая дивизия Вермахта – 196-230 танков, т.е. по соотношению пехота/танки КМД близко к пресловутому «золотому сечению». Я специально принимаю для сравнения немецкие соединения, поскольку они уже доказали свою эффективность, хотя варианты, конечно, могут иметь право на существование.
На все дивизии необходимо 8600 танков. БТ-7 разных модификаций было изготовлено примерно 6000 машин, еще примерно 1500 БТ-5. Вместо Т-34 во второй половине 1940 и первой половине 1941 строим вариант БТ-7 с дизельным двигателем (БТ-8). Плюс полсотни Т-50. Итого, получаем примерно 9000 крейсерских танков. С учетом вышедших из строя за время эксплуатации, где-то, выйдут на штатную численность. Для покрытия фронтовой убыли будут использоваться Т-60, а после развертывания производства, с 1942 года и Т-34.
Также добавляем в танковый полк дивизионы снабжения и ремонтно-эвакуационный. В первом – топливо- и маслозаправщики, а во втором, мастерские, зарядные станции и эвакуационные машины. Это позволит серьезно повысить боеготовность танкового парка и снизить потери от поломок на маршах и поврежденных в бою, но ремонтопригодных танков.
Следующим составляющим становится артполк. Который будет состоять из гаубичного дивизиона – 12*122мм гаубицы М-30 на гужевой тяге, смешанного дивизиона - 8*152мм гаубицы М-10 на механической тяге, 4*76мм Ф-22 на конной тяге как дивизионные и тяжелые противотанковые пушки.
Третий дивизион – истребительно-зенитный из 4-х 76мм пушек 3-К, на механизированной тяге, 8*45мм ПТО и 4*37мм зениток 61-К на конной тяге. У немцев было 24*105мм гаубицы, 8-12*шестидюймовых и, опционно, 4*105мм пушек. 36 дивизионных орудия против 18 в КМД. Плюс еще 12 76мм полковых пушек образца 1927 года против 16 у немцев, правда, у них 4*150мм. Противотанковая артиллерия у немцев – 48, в-основном, 37мм орудий Рак-35/36, против 12 орудий в артполку и 12 в кавполках – 20*45мм и 4*76мм ПТО. ПВО КМД 4*76мм, 13*37мм (9 в полках) и 9 счетверенных установок зенитных пулеметов.
Из остальных подразделений – эскадрон связи, дегазационный эскадрон, механизированный саперный дивизион создается на базе саперного эскадрона кавалерийской дивизии с добавлением эскадрона легких «плавающих» танков Т-38 и понтонного парка.
Для снабжения всех этих подразделений всем необходимым и перевозки оборудования в полку снабжения и других подразделениях необходимо примерно 550 3-хтонных грузовиков типа ЗИС-5 в виде грузовых и специальных автомобилей. Либо, в качестве замены, соответствующее количество грузовиков ГАЗ-АА. Для тяги артиллерии и снабжения по бездорожью в каждой дивизии 50 СТЗ-5, а в ремонтно-эвакуационном дивизионе танкового полка - еще и 5 «Коминтернов» или «Ворошиловцев».
Таким образом, наша конно-механизированная дивизия составляет примерно половину от танковой дивизии Вермахта. Автомобильный парк составляет примерно четверть от количества автомашин, шестую часть тяжелых и больше половины легких тягачей РККА на 1941 год. Что позволяет полностью обеспечить КМД необходимой по штату техникой.
Минусом такой эрзац-мотопехоты является ее несколько более низкая подвижность. Танковые и мотопехотные соединения совершают марши по 60-150км/сутки, тогда как суточный марш кавалерии около 50км/сутки, хотя, кратковременно, может составлять и до 100км. Но в тяжелых погодных условиях и на плохих дорогах эта разница становится минимальной.