Этот материал — часть курса «Интегральная психология», который мы разрабатываем в Институте Исследования Интегрального Мира (IWRI ).
Люди вступают в два основных вида взаимодействия: эгоистическое и альтруистическое. К примеру, конкуренция или кооперация, конфликт или согласие, оппозиция или уступка и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип взаимодействия. В первую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее. Во вторую попадают такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения.
Кооперация означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой.
Важным показателем качества кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Здесь важно проанализировать вклад каждого из участников взаимодействия и степень их включенности в него.
Эгоизм и альтруизм
Главным признаком любых взаимодействий является взаимозависимость. С рождения и до самой смерти взаимодействия являются основой и сутью жизненного опыта человека. Люди имеют семьи, друзей, сотрудников и любят проводить с ними время, даже что-то для них делать. От этого они получают удовольствие, хотя удовольствие это эгоистическое. Т.е. человек получает удовольствие, потому что партнер по взаимодействию получает удовольствие, и это является для него вознаграждением. Человек привык получать за все вознаграждение, так он удовлетворяет свой эгоизм.
В интегральном подходе эгоизм и альтруизм представляют собой главные движущие силы эволюции, которые определяют принципы организации и динамику развития всех уровней и подсистем мироздания, всех его элементов: от субатомных частиц до метагалактик, от царства минералов до человеческого общества и самого человека.
Первичной и наиболее важной является альтруистическая сила (или желание отдавать), поскольку именно в ней заключено творческое созидательное начало, «энергия сотворения». Эта сила формирует мироздание и придает ему качества системности, взаимозависимости и взаимовключенности.
Эгоизм, в отличие от общеупотребительного значения этого слова, отнюдь не сводится к конкуренции и стремлению приобретать некие блага в ущерб другим. Скорее, его можно определить как желание каждого элемента мироздания существовать, сохранять свою целостность и, следовательно, получать, поглощать нечто из окружающей среды. Используя терминологию А. Бергсона, можно сказать, что в эгоистической силе воплощается энергия «жизненного порыва».
Обе силы неразрывно связаны: между ними устанавливаются сложные отношения, в которых имеет место противостояние, борьба и взаимодействие, взаимопроникновение. В «поле напряженности», возникающей между двумя полюсами, и разворачивается глобальная эволюция, которая запускает и выводит на первый план попеременно то интегрирующие, то дезинтегративные процессы.
Работает ли в человеческом обществе закон равновесия между эгоистической и альтруистической программами? Какие формы и особенности обретает их взаимодействие в социокультурном пространстве? И к каким результатам это приводит?
Мы полагаем, имеются веские основания считать, что на протяжении всей истории человечество развивалось по преимуществу под воздействием эгоизма. Альтруистическая сила, при всей ее значимости, никогда не представала в своем «чистом виде». Она смешивалась с эгоизмом, а нередко подавлялась им или подчинялась и отступала на второй план. И все-таки альтруизм не мог быть вытеснен полностью.
Альтруизм принято считать одной из главных человеческих добродетелей. Готовность действовать ради других людей, не учитывая личных интересов (а то и жертвуя ими), построенную на безвозмездной основе, в обществе всегда восхваляли, относя к самым благородным проявлениям.
Но альтруизма в чистом виде почти не существует, а многие его проявления имеют общие корни с эгоизмом – антагонистической чертой характера, многими относимой к негативным характеристикам человека. Почему так – сейчас попробую объяснить.
Корни альтруизма
Корни альтруистических побуждений уходят в седую историю, во времена, когда наши предки еще жили в лесах. Для человекообразных обезьян, которые были социальными животными, залогом выживания было сохранение стада в целом. Поэтому в ходе естественного отбора наиболее конкурентными и жизнеспособными оказывались группы, представители которых не проявляли чрезмерной агрессии к соплеменникам, но зато периодически оказывали поддержку друг другу.
Парохиальный альтруизм – это форма альтруизма, которая носит избирательный характер и проявляется только в отношении узкого круга близких лиц.Альтруизм в современном виде зародился в первобытную эпоху. Позднее, уже во времена не столь далеких наших предков (вроде кроманьонцев) значимость альтруистических поступков для их общества стала еще выше. Распространение людей привело к ужесточению внутривидовой конкуренции, возникающей между общинами, борющимися за место под солнцем. В таких условиях крепко воцарилось явление, именуемое в среде ученых «парохиальный альтруизм».
Представим ситуацию: человек видит пожар в соседнем доме и самоотверженно бросается спасать из горящей квартиры людей, не думая о последствиях для себя. Альтруистический ли это поступок? Безусловно, да, и это деяние заслуживает награждения медалью «За спасение погибавших». А теперь взглянем на общую картину шире и представим, что эти действия по спасению семьи друзей или родственников также повлекли за собой гибель десятка абсолютно незнакомых людей, на которых спасающему было плевать. Вот это и есть пример парохиального альтруизма: жертвуем чужими, думая лишь о своих.Причиной войн первобытной эпохи часто становился именно парохиальный альтруизм – желание обеспечить жизненным пространством своих, вытеснив чужих.
Именно из парохиального альтруизма идут корни альтруизма в том понимании, каком его привыкли видеть мы. Однако из той же области происходит и эгоизм. При этом в большинстве случаев оба этих явления в абсолютно чистом виде не существуют в реальности в силу сложного устройства человеческого сознания и его психологии.
Альтруизм и эгоизм в чистом виде: какие они
Описать альтруизм и эгоизм в чистом виде очень легко. Чистый альтруизм – это действия человека во благо другому, совершаемые им бескорыстно, без учета личных интересов или даже наперекор им. Чистый эгоизм – это, напротив, действия человека, направленные на извлечение максимальной выгоды для себя, при полном игнорировании интересов остальных людей.
В качестве примера чистого альтруизма можно привести ситуацию из фильма «Семь жизней», в котором герой Уилла Смита жертвует органы, а затем совершает самоубийство с целью спасения максимального количества людей. Там не все так просто (мы к этому еще вернемся), но общий посыл, думаю, понятен: умри, спасая других.
Иллюстрацией проявления чистого эгоизма часто являются киношные злодеи, готовые уничтожить человечество и/или повергнуть мир в хаос ради завоевания абсолютной власти над ним. Конкретный пример привести сложно, хотя таких немало.
Однако крайние проявления альтруизма и эгоизма не свойственны среднестатистическому человеку. Этому мешает инстинкт самосохранения, доставшийся нам от животных предков и в ходе эволюции трансформирующийся в более совершенное чувство самосохранения, движимое уже сознательными мотивами (а не только «прошивкой», записанной в мозг генами, как у более простых живых существ).
Проявления чистого альтруизма в нормальных (и близких к ним) условиях блокируются чувством самосохранения. Матросовы, закрывающие грудью амбразуру ради спасения однополчан от огня, возможны только в экстремальных ситуациях, на фоне большого стресса, в том числе, и на войне. Если спроецировать их в графическом виде на шкалу нормали, то люди, совершившие такие поступки, окажутся по краям графика, в то время как большинство будет в центре.
Проявления абсолютного эгоизма тоже блокируются мозгом, не испытывающим чрезмерного стресса, с помощью механизмов самосохранения. Конечно, вполне реально на черном рынке приобрести пулемет и расстрелять из него фургон инкассаторов или напасть на банк, чтобы получить миллионы. Но каждый человек понимает, что после этого его жизнь никогда не будет прежней (если его вообще не убьют в ходе защиты или при задержании). То же самое касается и ситуаций попроще. Ради удовлетворения собственных интересов можно наплевательски отнестись к окружению, к близким, но в итоге может оказаться, что выгода не так ценна, как принесенная жертва в виде изменений в жизни.
В итоге мы получаем картину, в которой абсолютные проявления альтруизма и эгоизма в чистом виде относятся к категории маргинальных. То есть такими, которые среднестатистическому человеку не свойственны.
Обычные же поступки, регулярно совершаемые людьми в повседневной жизни и оцениваемые другими как эгоистические или альтруистические, не носят абсолютного характера, имеют смешанную природу.
Эгоистический альтруизм и альтруистический эгоизм
Смешанная природа альтруистических и эгоистических поступков означает, что в любом из таких деяний можно найти черты, свойственные противоположному. То есть, «добро» может вершиться во имя личных интересов, а «зло» – ради какой-то цели, оцениваемой действующим лицом как всеобщее благо. Люди, сами того не замечая, регулярно проявляют альтруизм, руководствуясь эгоистическими побуждениями, и наоборот.
Чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать эмоциональное состояние человека до, во время и после совершения какого-то действия. Многие люди (если не почти все), добровольно оказывая бескорыстную помощь другим, переживают в итоге улучшение эмоционального фона. К примеру, человек в не очень хорошем настроении видит, что тяжело больному ребенку требуется помощь, и жертвует деньги на его лечение. В момент передачи средств он переживает душевный подъем.
Помогая другим, человек сам получает удовлетворение. После совершения акта благотворительности настроение, как правило, улучшается. Человек, осознавая, что он сделал доброе дело, испытывает чувство удовлетворения, его самооценка повышается. При этом задействуются те же структуры мозга, те же биологические механизмы, что и при получении удовольствия от эгоистического поступка. Радость человека, из альтруистических побуждений пожертвовавшего деньги или оказавшего иную помощь, имеет ту же природу, что и радость нашедшего и присвоившего себе кошелек с кругленькой суммой.
Очень часто (в большинстве случаев) мы совершаем хорошие дела, руководствуясь эгоистическими побуждениями. Упомянутый фильм «Семь жизней» является хорошей иллюстрацией этого. Главный герой пожертвовал в конечном итоге семь частей своего тела, чтобы спасти других людей. Но делал он это не потому, что вдруг решил без каких-либо поводов, будто семь чужих жизней важнее, чем одна его. В начале картины персонаж Уилла Смита стал виновником ДТП, в котором погибло семеро людей. По этому поводу он испытывает душевные муки и приходит к выводу, что единственным способом искупления вины может стать спасение семи других жизней, ценою собственной.
Если копнуть глубже, то становится ясно, что мотивацией для героя фильма является вовсе не чистый альтруизм. Избранный вариант искупления вины попросту показался ему единственным способом утолить свои страдания. Не сделав этого, он бы в любом случае не смог спокойно жить.
Самопожертвование оказалось наиболее подходящим способом ухода из зоны дискомфорта. А ведь подобная мотивация как раз и является ключевой для поступков эгоистического характера: «мне сейчас некомфортно, сделаю вот так, и тогда мне будет лучше».
Здесь специально приводится в пример не реальный случай, а киношная ситуация, чтобы показать, что даже у акта самопожертвования могут быть эгоистические корни. Оказывая другим посильную помощь на протяжении всей жизни, герой мог бы спасти не 7, а 77 или 777 жизней, но он выбрал другой путь. Конечно, такой сценарий был бы скучным, поэтому кино об этом никто не снял. А так мы получили интересный фильм и яркий пример того, что альтруистическое самопожертвование может иметь эгоистические корни.
Если говорить о ситуациях из реальной жизни, которые не столь примечательны, то примеры эгоистического альтруизма или альтруистического эгоизма мы видим везде. Добрые поступки, мотивацией и итогом которых является повышение настроения и самооценки, имеют именно эгоистические корни. Свершая их, люди не получают материальной отдачи, но зато обретают психологическое удовлетворение. А оно порой даже важнее удовлетворения материального.
Большинство проявлений альтруизма имеет эгоистические корни. Занимаясь волонтерством, жертвуя средства людям на лечение, давая другим деньги в долг на неопределенный срок или просто помогая вставшему на обочине человеку починить машину, мы не только думаем, что просто отдаем свои ресурсы, не получая ничего взамен. Почти каждый при этом еще и испытывает удовлетворение от того, что он, пожалуй, не так уж плох и не последний человек на этой земле, что способствует улучшению морального состояния.
В этом нет ничего плохого, поэтому разумного эгоизма не стоит стыдиться или осуждать его. Не нужно думать, что если вы делаете добро сугубо ради получения удовольствия, то вы плохой. Нет, все в порядке, так и должно быть. Это – особенности нашего мозга, сознания, обретенные в ходе эволюции.
Чистый альтруизм
Для этого нужно подняться над собой – то есть то, как относятся ко мне другие, не имеет значения, и я все равно отношусь к ним одинаково хорошо.Когда человек всегда думает о другом, наполняя его желания, – это называют альтруизмом. Он строится на благе другого, на благе своем через благо другого.
Альтруизм мы не можем отнести к неживому, растительному, животному уровню, имея в виду соединение молекул, работу клеток или, скажем, муравейника. У любого представителя любого из этих уровней нет свободы выбора – это все обусловлено генами, законами, инстинктами.
Там, где есть свобода выбора, где есть место подняться над собой, – там есть альтруизм.
Когда речь идет о абсолютном, бескорыстном альтруизме, то это – о свойстве отдачи. То есть любить свойство отдачи это и есть альтруизм. Поэтому никакое его – другого человека – обратное воздействие не может помешать его любить.
Библиография :
5. Альтруизм или эгоизм: что побеждает в человеке? URL:https://psychologdo.ru/altruizm-ili-egoizm-chto-pobezhdaet-v-cheloveke1. Андреева Г.М. Социальная психология.Москва: Аспект Пресс, 1999
2. Лайтман М.,Хачатурян В. Интегральный подход к всемирной истории. URL:https://www.michaellaitman.com/ru/news/integralny-podhod-k-vsemirnoy-istorii/
3. Взаимоотношения между людьми — принцип взаимозависимости. URL:https://www.med74.ru/psy/articles/ya_i_socium/vzaimootnosheniya_mezhdu_lyudmi.html
4. Эгоизм и альтруизм: очень тонкая грань и общие корни. URL:https://hype.tech/@ns3230/egoizm-i-altruizm-ochen-tonkaya-gran-i-obshchie-korni-9m9ecqe7