Т-34 машина о которой говорят не иначе как танк победы, законодатель танка строения второй мировой, не победимый, только за время войны было выпущено более 52 000 т-34 различных модификаций , но почему высшее военное руководство страны была против этого танка, А Сталин назвал Т-34 "Ласточкой" ?
Невероятная история Михаила Кошкина создателя танка победы
Михаил Кошкин родился в селе Брынчаги, Ярославской губернии,
в семье бедных крестьян.
Ему было всего 6 лет, когда отец погиб от несчастного случая.
Мать батрачила, ей не хватало ни сил, ни средств на семью.
И, окончив 3 класса церковно-приходской школы,
Миша Кошкин на последние деньги отправился на поезде в Москву.
К дальнему родственнику по отцовской линии.
C собой лишь пара вещей и записка с адресом дяди Никифора.
Поезд прибыл вовремя, оставалось найти родню, но судьба повернулась иначе.
Случилось так, что парни напали на пацанёнка и били его.
И он их раскидал.
И вот в этой драке, он эту записочку-то и потерял.
И ходил-ходил по той Москве, впервые город увидев.
И измождённый, зашёл в какой-то подъезд заброшенного дома
свернулся калачиком и от голода, холода — а это была зима — заснул.
Очнулся Михаил уже в доме Герасима Мохова
это он обнаружил замёрзшего паренька и отнёс к себе.
Герасим работал на кондитерской фабрике,
куда и устроил потерявшегося в Москве ребёнка — мальчиком на побегушках.
После февральской революции Михаила Кошкина призвали в армию,
отправили рядовым на фронт, но вскоре демобилизовали по ранению.
Оправившись, весной 1918-го он вступает в Красную армию
и более двух лет сражается против белогвардейцев:
Царицын, Архангельск, бои на севере страны.
Закончил войну рядовой Кошкин политработником 18-й дивизии Северного фронта,
вновь, «списанным» в госпиталь.
Он переболел даже сыпным тифом самой последней стадии,
выдюжил и выходил на двор прогуляться.
И тут он увидел французскую машину "Рикардо"
Он уже тогда подумал:
«А что, разве русский мужик не может сделать так?»
С этого момента танки не давали покоя Кошкину.
После демобилизации он добился направления на завод «Красное Сормово».
Именно здесь должен был собираться первый советский танк,
созданный на базе французского «Рено ФТ-17».
Михаил Кошкин вместе с рабочими аплодировал, когда из ворот выехал «Русский Рено».
На этом связь с бронемашинами будет разорвана на несколько лет:
в 1921-м направление на военно-политические курсы в Харьков,
затем университет Свердлова в Москве,
после которого — назначение директором Вятской кондитерской фабрики.
Идея строительства танков плотно завязла в сахарной пудре…
Но мечта стать конструктором не оставляла Кошкина.
Михаил Ильич решился попытать счастья
и ухватился за единственно возможный шанс изменить свою судьбу.
Почта доставила письмо от кондитера — вятскому земляку,
первому секретарю Ленинградского обкома партии Сергею Кирову
с просьбой о помощи в поступлении в политехнический институт.
Киров ответил на письмо увлечённого юноши и после личной встречи
помог сменить профессию.
Устроил Кошкина сначала в Ленинградский университет,
а затем и на практику в опытно-конструкторский отдел одного из военных заводов.
1933 год.
Рейхсканцлером Германии становится Адольф Гитлер.
Новый руководитель особое внимание уделяет техническому развитию своей страны.
Моторизация армии — приоритет для Гитлера.
На полигоне Куммерсдорф на фюрера большое впечатление произвели
быстрота и точность новых механизированных взводов полковника Гудериана.
Он, как и Кошкин, был поглощён идеей бронемашин.
По итогам Версальского договора «Германии запретили иметь свои танки,
потому они заслуживают особого внимания», — так считал Гейнц Гудериан.
И сумел убедить в этом фюрера.
Вермахт сделал решительный шаг к завоеванию Европы.
А в это время в Советской России студент Михаил Кошкин
поменял тему дипломной работы: с автомобильной на танковую.
Его материалы по созданию новой коробки передач для среднего танка не остались в столе.
Модифицированный элемент установили на опытный образец среднего танка Т-29,
а молодой инженер был направлен на танкостроительный завод в Харьков,
где трудился над усовершенствованием БТ-5 и БТ-7.
Зимой 1936 года Кошкин возглавил Конструкторское бюро
танкового отдела Харьковского паровозостроительного завода.
40-летний главный конструктор собирает свою команду:
не имеющий высшего образования самородок Александр Морозов
и талантливый Николай Кучеренко.
Техзадание на новую колёсно-гусеничную машину
предусматривало броневую защиту только от пуль крупнокалиберных пулемётов
и вооружение в виде 45-мм пушки — на то время этого хватало.
Михаил Ильич и его команда не выступали открыто
против такого устаревшего технического оснащения:
времена были тяжёлые: арестован Фирсов, создатель БТ-7,
расстрелян директор харьковского завода, Бондаренко...
Команду Кошкина могла постигнуть та же участь,
но они, выполняя задание руководства,
одновременно разрабатывали принципиально новый танк.
Время шло, менялась обстановка в мире.
В 1937 году из воюющей Испании поступили сведения,
что у потенциальных противников появилась многочисленная противотанковая артиллерия.
В Москву были доставлены снимки Т-26 и БТ-5 со сквозными пробоинами от снарядов.
Эта информация взволновала военное руководство СССР —
стоящие на вооружении бронемашины стали уязвимы.
Конструкторам была поставлена задача: изменить существующее положение дел.
В опытном бюро под руководством Кошкина
вплотную занялись вопросами повышения защищённости танков БТ.
За эту работу руководитель был награждён орденом «Красной Звезды».
Конструкторы работали над своей машиной, по сути, в свободное от основных дел время.
Его называли «подкидышем»,
но каждый сотрудник КБ Харьковского завода просто горел этой машиной.
Однако, она могла навсегда остаться в ангаре…
«Подкидыш» бюро Кошкина был снабжён чисто гусеничным движителем,
это позволило значительно сократить вес ходовой части,
увеличив толщину брони и калибр орудия.
Вместо привычной для быстроходных танков 45-ки,
конструкторы запланировали установить самую мощную
из разработанных тогда танковых пушек — 76-миллиметровую.
Михаил Кошкин предложил к осуществлению принципиально новый проект танка:
дизельный двигатель, надёжная броня,
наклонный лобовой лист, отражающий снаряды,
мелкозвенчатая гусеница.
Это был А-32.
Уже летом 1938 года Кошкин предложил проект нового танка
на обсуждение Главного военного совета.
Новизна машины многим пришлась не по вкусу — танк А-32 подвергли резкой критике.
То заседание вёл Вячеслав Молотов,
председатель Совета народных комиссаров и Комитета обороны СССР.
Присутствовали Сталин и Ворошилов.
Между экспертами возник спор, А-32 презрительно называют «калошами на ботинках"
Неизвестно, куда бы двинулось дальше танкостроение,
если бы Сталин не любил неожиданные повороты
Он предлагает работать над двумя танками одновременно.
Спустя несколько месяцев испытаний и доработок
экспериментальный танк был представлен военному руководству.
Кто-то даже подобострастно воскликнул:
«Запомните этот день — день рождения уникального танка!».
На что Кошкин сухо ответил, что А-32 он рассматривает лишь как прототип новой,
более мощной машины
Действительно, в 30-е годы конструкторы ещё не определились,
какому из трёх свойств отдать предпочтение: огневой мощи, защите или подвижности?
Кошкин решил эту проблему на удивление просто:
все три свойства рассматривались им как одинаково важные.
В основу нового гусеничного танка были заложены параметры
которые не ущемляли ни одно из них.
«Ребята, поменьше сложностей
говорил своим молодым коллегам Кошкин.
— Делайте всё так, чтобы машина была доступна любому механику».
Этот гениальный конструкторский принцип оценят позже, во время войны,
когда пришлось налаживать на эвакуированных заводах массовое производство Т-34.
К 17 марта 1940 года,
когда конструкторы должны были представить руководству страны
экспериментальные образцы новейшей бронетехники, —
создание 34-ки только-только завершилось.
Танки уже ездили своим ходом, у них работали все механизмы,
но спидометры машин едва отсчитали первые сотни километров.
По действовавшим тогда нормативам,
пробег допущенных к показу и испытаниям танков должен был составлять более 2000 км.
«Миша, даже не проси.
09:48
Пока не пройден нужный километраж, Т-34 не существует в природе…», —
Понимая, что никаких послаблений новым танкам не будет,
Михаил Кошкин принимает решение.
Его Т-34 получит необходимый пробег.
Машины пойдут своим ходом из Харькова в Москву.
Во главе с главным конструктором!
Кошкин сам сидел за рулём одного из танков.
Сам сидел с блокнотом и всё время писал,
всё время записывал свои наблюдения за приборами.
Т-34 не был комфортабельным танком.
В нём сильно трясло и било о стенки, там было холодно.
По пути боевые машины не раз останавливались из-за незначительных поломок,
которые устранялись на месте.
В итоге Кошкин серьёзно заболел.
Но танки упорно шли вперёд.
Конструктор словно ощущал дыхание приближающейся войны.
Чувствовал, что нужно отстоять 34-ку.
были получены лучшие результаты, по сравнению с другими танками.
Но какие-то высшие силы создали другое, непреодолимое для 34-ки препятствие!
Детищу Кошкина, даже при таком успехе в испытаниях,
не хватало ровно половины пробега для полного утверждения триумфа.
И конструктор, несмотря на сильную простуду,
решает возвращаться из Москвы вместе со своими танками.
На обратном пути при переправе через реку одна из машин опрокинулась в воду.
После купания в ледяной воде Кошкин приезжает в Харьков с острой формой пневмонии.
Но упорно продолжает работать.
До последнего, на износ...
Михаил Ильич Кошкин скончался 26 сентября 1940 года.
Он так и не увидел своё детище в бою...
Но он достиг почти невозможного
запустил средний танк Т-34 в серийное производство.
Спустя два года командование мобильных войск Германии
распространило «Инструкцию для всех частей Восточного фронта
по борьбе наших танков с русским Т-34».
Комментарий немцев:
«Т-34 быстрее, более манёвренный, имеет лучшую проходимость вне дорог,
чем наши основные танки.
Его броня сильнее.
Пробивная способность его орудия калибра 7,62 см
превосходит наши пятисантиметровые танковые пушки.
Удачное расположение наклонных бронелистов увеличивает вероятность рикошета.
Поскольку Т-34 обладает лучшей подвижностью,
он может выбирать дистанцию открытия огня».
К 22 июня 1941 года было выпущено 1225 танков Т-34,
а за всю войну — несколько десятков тысяч.
По некоторым данным, Гитлер объявил Кошкина своим личным врагом,
уже посмертно.
Слова дочери Михаила Кошкина:
Прах отца был кремирован.
И в колумбарии эта урна стояла.
И Гитлер распорядился этот колумбарий разбомбить.
И он тогда ещё сказал:
«Если бы я знал, что в России создан каким-то там кондитером такой танк
я бы войну не начал.»
Немцы, бомбящие усыпальницу конструктора,
будто предвидели свои будущие поражения.
Впрочем, спасти их это уже не могло.
Михаил Кошкин со своей тридцатьчетвёркой выиграл свой бой.