Проблема оказания грамотной психолого-социальной помощи для нашей страны по-прежнему остаётся острой. Кое-что в этом направлении мы умеем, но многому ещё нужно учиться, поскольку много россиян нуждается в такой поддержке.
Казалось бы, кто как не врачи – в особенности неврологи, психиатры – должны знать об аутизме всё без дополнительных курсов. Но реалии показывают, что особенности развития людей с расстройствами личности аутистического спектра на практике малознакомы докторам психоневрологического профиля и требуют вдумчивого изучения ими.
Мировая общественность все больше утверждается во мнении: аутизм – это не заболевание, а особенность развития, которая год от года становится все более распространённой.
Почему нужно образовывать российских врачей в плане аутизма? Потому что, по статистике, в стране почти 50 % людей старшего возраста и детей с особенностями развития не имеют поставленного диагноза.
12% опрошенных не оформляют инвалидность, потому что боятся ущемления своих прав и волнуются о том, как они смогут жить с диагнозом «аутизм».
Многие люди с аутичными особенностями восприятия имеют другие подтверждённые диагнозы и нарушения психики начиная от шизофрении и заканчивая умственной отсталостью.
Новость об обучении российских медиков основам психологии людей с нарушениями восприятия аутистического спектра прокомментировал Максим Сергеевич Мишин, руководитель Благотворительного фонда:
– Без грамотной психосоциальной помощи у многих людей с аутизмом неизбежно возникают проблемы в социальной адаптации.
Необходимо помнить: у них своя жизненная траектория, которая во многом не совпадает с общественной. У этих людей свой ритм, своя социализация, свои возможности в труде и в быту.
Нужно, чтобы общество изменило отношение к ментальным нарушениям, отнеслось к ним со вниманием и уважением, чтобы врачи самых разных профилей понимали особенности таких пациентов.
Не первый год руковожу Благотворительным фондом «Страна чудес», который активно помогает маленьким пациентам с детским церебральным параличом.
ДЦП – серьёзное заболевание центральной нервной системы, и у наших подопечных много сопутствующих диагнозов. Встречается и такая особенность развития как аутизм.
По опыту своей деятельности и общения с родителями понимаю, насколько сложна повседневная жизнь таких детей. Например, ребёнка с аутизмом невозможно положить в больницу или отправить на реабилитацию без мамы.
В непривычных условиях вдали от близких он испытает сильный стресс, что не будет способствовать его выздоровлению. Госпитализировать с мамой – единственно правильное решение, но до сих пор в некоторых медучреждениях право ребенка на эту меру приходится доказывать.
Курсы, посвященные особенностям детей с аутизмом, проводятся по инициативе одного из благотворительных фондов страны.
Хорошо, что в России есть молодые специалисты, которые могут профессионально подать информацию об альтернативной реальности аутистов, рассказать об их мировосприятии, создать клинические рекомендации для своих коллег-врачей.
Это направление актуально, потому что аутизм у детей в мире регистрируется всё чаще.
Только 1,5 млн. россиян имеют официальный диагноз, но большинство аутистов живут без такового, поэтому масштаб проблемы больше. Всем, кто вне статистики, недоступна бесплатная психологическая помощь, лечение, обследования. Это дети, которые не могут получать инклюзивное образование.
Поэтому считаю правильным проводить разъяснительный ликбез об аутизме не только для специалистов в сфере здравоохранения, но и для широкой общественной аудитории.
Записала Алиса Шляпникова