Говоря об альбоме «КРАЙ» невозможно не упомянуть о предыдущей работе Дельфина — альбоме «442», ставшим самым громким релизом 2018 года. В этой пластинке Дельфин впервые открыто комментирует события, происходящие в мире:
«Я всегда больше интересовался тем, что происходит внутри меня. Но позже стал замечать, что внешние раздражители всё-таки проникают внутрь меня и так же проявляются в том, что я делаю. Поэтому я подумал, что стоит высказаться и не касаться больше этой темы».
Зная то, что каждая новая работа Дельфина непохожа на предыдущую, поклонники терялись в догадках, делясь предположениями, о чем же пойдет речь в новом альбоме. Первый сингл, которым поделилась группа, окончательно укоренил в слушателях ощущение, что новый альбом будет нести в себе внутренние откровения музыканта и его размышления о вечном. Новая песня о любви стала центральной частью большого проекта, получившего название «J2000.0».
26 сентября 2019 года Дельфин представил коллекцию унисекс-украшений из золота и серебра, созданную совместно с ювелирным брендом Avgvst. Такое космическое название коллаборация получила не случайно, ведь каждое изделие — попытка представить, какими будут украшения через 200 лет.
Наталья Брянцева, основательница бренда Avgvst: «Весь проект «J2000.0» — попытка осмыслить место любви и чувств в то время, когда в пространстве будет бесконечное количество измерений. Меня, как и Андрея, очень завораживает космос. Увидев наши украшения, он сказал, что они похожи на космические корабли. Так и родилась идея создать совместную коллекцию ювелирных изделий. Андрей подсказывал, какими они могут быть и что ему самому хотелось бы носить. У него очень чёткий, но ёмкий стиль во всём, и в музыке и во внешнем виде. Это может быть следствием только честности с собой и с окружающими. У коллекции же тоже очень чёткие дизайн-принципы, навеянные концепт-артами Сида Мида — человека, который в ответе за то, как мы представляем себе будущее».
Дельфин: «Наташа подарила мне очень интересный браслет. Надетый на руку, он выглядит как прочно спаянная серебряная проволока, но для того, чтобы его надеть, нужно продеть одну часть в другую через специальное отверстие. Такая история бывает и с людьми: порой люди внешне кажутся прекрасной парой, где оба идеально подходят друг другу, но стоит понаблюдать и всмотреться, как становится видно то, что сами по себе это две самостоятельные личности и для того, чтобы создать пару и быть одним целым — семьей, каждый научился компромиссам и подстроился под свою вторую половинку. Меня очень цепляют такие идеи и мысли, а этот браслет теперь я ношу постоянно».
В продолжение этой истории на трек «J2000.0» был снят клип, ставший победителем на фестивале Moscow Shorts и на международном фестивале Avanca, цель которого проследить глобальные изменения в мире кино и мультимедиа. Клип также вошел в программу международного кинофестиваля Caostica, который ориентирован на фильмы с музыкальной направленностью, и международного фестиваля независимого кино Osnabrück Independent Film Festival. Режиссером этой видеоработы стал Иван Сосин, чей короткометражный фильм «Интервью» в 2019 году был отмечен на «Кинотавре».
Иван Сосин: «Перед нашей командой стояла задача совместить космические формы украшений и любовь, описанную в песне Дельфина. Как только мы увидели первые экземпляры готовящейся коллекции, нам пришла идея визуализировать всё это с помощью инопланетных кораблей, распыляющих «вирус любви» над планетой. Получился клип о настоящей любви, которой так мало осталось в нашем мире. И чтобы возродить эту любовь, человечеству необходима помощь внеземной цивилизации».
Некоторое время спустя в социальных сетях группы появился небольшой тизер к новому альбому:
Через несколько дней состоялась первая за всю историю творчества Дельфина публичная встреча со слушателями. Там Андрей рассказал, что этот ролик — отрывок из будущего полнометражного фильма, сюжет и авторы которого пока что остаются тайной. Public Talk прошел в дружеской атмосфере в виде приятной беседы между музыкантом и зрителями, а ведущим этого мероприятия стал главный редактор журнала Esquire - Сергей Минаев, в ходе разговора поделившийся своей оценкой нового релиза:
«Я слежу за творчеством Андрея начиная чуть ли не с проекта «Дубовый Гаайъ» и мне кажется что «КРАЙ» — это лучшее, что есть в дискографии Дельфина на сегодняшний день»
Релиз альбома «КРАЙ» состоялся 15 ноября 2019 года. Альбом получился очень злободневным и это было не раз отмечено музыкальными критиками. Например, музыкальный обозреватель Александр Горбачев, ранее работавший в журнале «Афиша» и в редакции сайта «Медуза», в своей рецензии назвал альбом «антиутопическим»:
«Сначала музыкант выпустил альбом «442» с песнями о войне и больном обществе, которое её ведет. А совсем недавно вышел альбом «КРАЙ», иные песни с которого звучат как прямой комментарий к летним протестам и посадкам: здесь на улицах Москвы взрываются «коктейли Молотова», дети насмерть бьются за свое будущее, а «взрослые врут и делают это всерьез».
Песни про общественное и политическое в последнее время перестали быть редкостью, но Дельфин в общем ряду все равно выделяется — и поколенчески, и этически: в «Крае» есть и взрывная энергия протестной ярости, воплощенная в злой электрический звук, и четкое размежевание с любыми вождями и догмами».
Сам музыкант о получившейся работе отзывается так:
«К сожалению, полностью отвернуться от того, что происходит в мире, не получилось. Внешние раздражители, от которых я пытался спрятаться, и которые считал едва ли не последним, о чём стоит рассказывать слушателям, начали всё сильнее влиять на какие-то мои внутренние переживания и стали почти неотъемлемым фоном для куда более интересных событий в моей жизни, поэтому появился альбом «КРАЙ» — продолжение и завершение истории с социальной направленностью.
В этой работе хотелось договорить до конца — отследить процессы, которые рождаются во внутреннем мире человека из-за происходящих вокруг нас событий, а также поразмышлять о том, как эти события отражаются в отношениях между людьми, — и наконец оставить эту тему. Потому что, наверное, уже никогда ничего не изменится и лучше говорить о чем-то более приятном и нужном, чем об этой ерунде.
Иными словами «КРАЙ» — это попытка прочувствовать, сделать какие-то выводы, выразить их в текстах и музыке и тем самым освободиться от всей этой истории. На пластинке появились и другие, более личные песни, и я думаю, что они как раз важнее. Утром в газете, а вечером в куплете — это своеобразный талант и если у кого-то получается, то почему бы и нет. Я же больше о вечном. О жизни, смерти, любви, предательстве».
Как и у любого художественного произведения, в альбоме «КРАЙ» есть эпилог и пролог. Премьера альбома на youtube-канале группы началась и завершилась размышлениями о правде и лжи:
Дельфин довольно часто использует работы художников в оформлении своих проектов: на страницах первого сборника стихотворений и на обложке альбома «Андрей» можно увидеть работы испанского художника Pablo S. Herrero, в оформлении альбома «442» использованы рисунки граффити-художника David de la Mano, а на обложке альбома «Край» расположилась работа художника-коллажиста Игоря Скалецкого, хотя вариантов было несколько.
Одним из первых вариантов обложки была работа иллюстратора Михаила Серёгина по мотивам романа Рея Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Михаил на протяжение многих лет создает авторские афиши и постеры для разных проектов Дельфина.
Произведение, которое легло в основу этой иллюстрации, было выбрано не случайно:
Дельфин: «У меня есть ощущение, что все мы живем в некой антиутопии. Перед тем как написать трек «1984» я перечитал роман Джорджа Оруэлла, посмотрел фильм, и меня не покидали мысли, что сюжет этой истории совпадает с нынешней действительностью. Там, конечно, все несколько утрировано, но в целом все примерно так и есть».
Ощущение существования в антиутопии выразилось не только в альбоме «КРАЙ», но и в новом электронном проекте Дельфина «Механический пёс», и эта иллюстрация прекрасно к нему подходит.
О том, какой же всё-таки смысл был вложен в название альбома «КРАЙ», музыкант поделился в одном из интервью:
«Название альбома очень ёмкое. Это может быть и местность, и ощущение, и предел чего-либо. Даже английский глагол «cry» никак не противоречит настроению пластинки. Для меня же это больше ощущение. Когда ты находишься в процессе записи альбома, то ты долгое время живешь в определенных эмоциях и чем бы ты ни занимался — подсознательно, внутри себя ты постоянно что-то обдумываешь и проживаешь. Когда пришло время давать название пластинке, слово «край» всплыло будто бы из ниоткуда».
Наверное, лучше всего настроение альбома отражено в клипе на песню «Лето». Однако такое оптимистичное название обманчиво — видео, в котором использованы архивные кадры похорон политических лидеров мира, а сами музыканты предстают в форме, стилизованной под мундиры офицеров СС, получился таким же резким, как и текст песни, в которой «надежда коснулась дна в стране бесконечных туч».
В интервью журналисту и музыкальному критику Михаилу Козыреву Дельфин рассказал о том, как родились образы героев и какой смысл вложен в это видео:
«Если уж быть точными, то это старая форма польских кондукторов, но если они вызывают ассоциации с немецкой формой, то это совсем неплохо и очень к месту. Историю нужно помнить. Всё это никуда от нас не уходит, а некоторые хотят это вернуть. Мы используем такие образы, чтобы показать отвратительность происходящего.
Любое художественное произведение можно интерпретировать по-разному и это нормально. Иногда я вкладываю в текст свой смысл, а слушатели воспринимают песню совсем по-другому. В клипе мы ещё раз хотели подчеркнуть смысл слов и продублировали их изображением, чтобы не было разночтений, чтобы было точно понятно о чём песня. Она и о том, что происходит сейчас и предположение, что будет происходить. Или может быть предупреждение…».
Чуть позже Михаил Козырев в одном из выпусков своего шоу поделился своим мнением об этом клипе и добавил:
«Каждый раз, когда Дельфин выкладывает новое видео, у меня складывается впечатление, что лучше уже точно ничего не будет. И такое ощущение повторяется с каждой новой премьерой».
Несмотря на всё растущую популярность интернет-площадок, где можно приобрести новые музыкальные релизы, альбом всё-таки получил своё физическое воплощение. «КРАЙ» можно найти в формате CD и на классическом виниле: LP пластинка из черного винила со скоростью оборотов 33 1/3 упакована в разворотный конверт с оригинальным графическим оформлением.
И хотя со дня выхода альбома «КРАЙ» прошел всего год, материал, записанный на пластинке, по мнению музыканта, стал уже неактуален:
«Я думаю, что любой наш альбом - это демо-версия записанных нами песен. Свой истинный и законченный вид треки приобретают лишь после многократного их исполнения, когда нам становятся видны положительные моменты песен и их изъяны, которые можно исправить, и тогда уже на следующем выступлении эти треки \звучат иначе. На концертах каждая из композиций живет совершенно другой жизнью, и часто раскрывают свои новые грани и звучат совсем по-другому в соединении с обновленными треками из предыдущих пластинок».
Услышать альбом «КРАЙ» и другие любимые песни в новом звучании можно будет уже совсем скоро:
- 31.03.21 • Новосибирск, лофт-парк Подземка
- 01.04.21 • Омск, клуб Ангар
- 03.04.21 • Нур-Султан, Bus Music Pub
- 04.04.21 • Алматы, клуб Мотор
- 16.04.21 • Москва, Известия Hall
- 24.04.21 • Санкт-Петербург, клуб Морзе
- 29.04.21 • Тула, Concert Hall
- 04.06.21 • Москва, фестиваль PSYNA / Механический пёс
- 31.07.21 • Москва, Красный октябрь / RED Summer
- 07.08.21 • фестиваль "Лётчикфест»
- 27.08.21 • Ростов-на-Дону, Rostov Roof Live
- 21.10.21 • Пермь, филармония Триумф
- 22.10.21 • Екатеринбург, Фабрика
- 23.10.21 • Челябинск, Галактика развлечений
- 24.10.21 • Тюмень, Дом культуры