57,4K подписчиков

Как правильно закручивать гайки

2K прочитали

Рубрики: #своими руками (inznan) , #автомобили (inznan) , #инженерное (inznan) , #хитрости и приемы (inznan)

Заголовок статьи этакий неоднозначный :) Можно подумать, что речь идёт о психологии отношений или о построении иерархии на работе. Но мы ж инженеры! И наша задача закручивать самые настоящие гайки, а не думать о психологии.

Потому поговорим о том, на что важно обратить внимание при этом процессе.

Разбираемся как правильно работать с резьбовыми соединениями и затягивать их так, чтобы потом колёса не отрывало на трассе.

Многие пользователи даже и не думают о каких-то особенностях процесса. Например, если меняют колесо на автомобиле, то тянут потом резьбу трубой. В итоге получается, что колесо отрывает где-то при неудачном стечении обстоятельств или просто срезает резьбу при затяжке.

Начнем с того, что каждое резьбовое соединение - это довольно сложный конструктивный узел, который рассчитывается инженером. Большинство стандартных типов резьбы уже просчитаны и внесены в справочники, но смысл от этого не меняется.

Логика работы резьбового соединения простая. Возьмем болт с гайкой. Гайка накручивается на болт. Пока скрепляемые детали не стягиваются, процесс идёт легко. Как только мы уперлись в край детали, витки гайки упираются в витки болта. Зазоры пропадают. Появляется некоторое внутреннее трение. Это трение и удерживает гайку затянутой.

Любая резьба обладает такими характеристиками, как шаг резьбы, форма витка, характерные геометрические размеры, ход и, наверное, ещё что-то осталось, но уже не суть :)

Разбираемся как правильно работать с резьбовыми соединениями и затягивать их так, чтобы потом колёса не отрывало на трассе.-2

Среди всех этих параметров один является особенно важным. Это момент затяжки. Каждое резьбовое соединение рассчитано таким образом, что гайка (или болт) должна быть закручена с определенным моментом силы. Что такое момент в физике? Это приложенная сила, умноженная на плечо.

Разбираемся как правильно работать с резьбовыми соединениями и затягивать их так, чтобы потом колёса не отрывало на трассе.-3

Для того, чтобы соблюдать этот момент используется динамометрический ключ. Это устройство, которое измеряет момент при затяжке.

Разбираемся как правильно работать с резьбовыми соединениями и затягивать их так, чтобы потом колёса не отрывало на трассе.-4

Динамометрические ключи бывают разных типов. Бывают трещоточные, где трещотка начнет проскальзывать, если момент при затяжке превышен. Бывают электронные, когда ключ сигналом предупредит вас о достижении необходимого момента. И бывают самые простые, когда тело ключа изгибается, а стрелка показывает, какой момент при этом был приложен.

Но тут можно сказать, мол Вася крутит всё трубой и пока ездит нормально! Да, такое, конечно же, бывает. И далеко не всегда вы сразу угробите болтовое соединение, просто перетянув гайку. Иногда так можно делать долгие годы. На практике же, если деталь не самая ответственная (например, ни крепление колеса), то лучше всегда недожать, чем пережать.

При неправильно выбранном моменте затяжки происходят самые интересные последствия.

  • Гайка может просто срезать витки резьбы, как свои, так и на болте.
  • Резьбовое соединение может лопнуть из-за превышения расчетного предела. Ведь болт начинает растягиваться, деформируется и достигает предела растяжения. Вот основание и разрывается.
  • Может не случиться ничего, но в критический момент резьбу тоже или срежет, или разорвет стержень болта.

Подобные последствия можно наблюдать после некачественного автосервиса, где все гайки лупят при одинаково выставленном моменте.

Разбираемся как правильно работать с резьбовыми соединениями и затягивать их так, чтобы потом колёса не отрывало на трассе.-5

Теперь наверняка остается вопрос, как же узнать необходимый момент затяжки? Эта информация указана или на самом соединении (например 7nm), или содержится в технической документации, или есть в сервисном мануале. В худшем случае, эту информацию можно поискать в справочнике инженера, но тогда нужно однозначно понимать, что вы правильно идентифицировали болтовое соединение и поняли, что, скажем там используется алюминиевый болт и то-то.

Ещё часто спрашивают, можно ли закручивать резьбу без динамометрического ключа? Да, конечно же можно. Но всегда нужно помнить, что последствия могут стоить очень дорого :)...Так, если сорвать какую-нибудь шпильку в районе блока цилиндров, то беготни будет много, как и переживаний. Поэтому, лучше использовать расчётные значения.

Важно и наличие опыта. Например, я постоянно ремонтировал велосипеды и посрывал ни один болт :) Я уже понимаю, что такое-то соединение на велосипеде нужно закручивать с такой-то физической силой. Но такие знания появляются за долгие годы практики.

Кроме того, при закручивании гаек нужно обратить внимание и ещё на одну штуку. Иногда гайки, которые вы закручиваете, встают "не по резьбе". Если вы попробуете начать их закручивать в таком положении, то вы попросту сотрёте и срежете все витки или на гайке, или на болте. Поэтому, прежде, чем начать интенсивно крутить, нужно убедиться, что гайка нормально встала в рабочую позицию. Она должна мягко проворачиваться без приложения особых усилий в начале затяжки.

Также существует интересный прием - смазывать резьбу смазкой или герметиком перед затяжкой. Смазка наносится для исключения прикипаний, например медная смазка наносится на шпильки колеса для того, чтобы гайки не пригорали и потом легко откручивались. Герметики наносятся для того, чтобы исключить протекание резьбы. Это нужно, например, в поддоне двигателя. Обе эти субстанции меняют момент при закручивании. Именно поэтому, нужно проверять по сервисному мануалу, о каком состоянии резьбы идёт речь. Ведь вы наверняка догадываетесь, что промазанная резьба затянется сильнее относительно сухой резьбы. Тот же самый момент затяжки на ключе вызывает большее растягивающее напряжение в теле болта. Значит, к затяжке промазанных соединений нужно подходить с аккуратностью.

Ну и напоследок. Всегда следите за тем, чтобы гайка соответствовала болту :) Встречаются умельцы, которые выбирают несоответствующий друг другу тип резьбы. В результате иногда что-то из этого и выходит, но чаще нет!