Мы, конечно, скептически относимся к попыткам российских компаний играть в автопром, но надо сказать, что по части грузовых беспилотников у нас действительно все хорошо.
По крайней мере, совершенно точно уже есть такие КАМАЗы.
А сегодня вот российска компания «Эвокарго» объявила о выпуске на рынок электрического беспилотника EVO-1 с возможностью заправки водородом.
И это не проект, а уже вполне реальный автомобиль: один такой сегодня проехал по участку умной дороги во время запуска ЦКАД-3. Машина работает на электричестве и может заправляться водородом.
Компания «Эвокарго», создавшая грузовик, сообщила, что начала первые поставки беспилотников по предзаказу.
Беспилотники пока будут работать на закрытых территориях. Ну а в будущем, когда появятся умные дороги и будут решены регуляторные вопросы, автомобили смогут путешествовать и между городами. В 2025 году, по заявлениям «Автодора», в России будет более 1000 км платных магистралей оснащенных такими интеллектуальными системами.
Создатели EVO-1 уже подготовили машину к магистральным грузоперевозкам, оснастив ее гибридной системой питания: от электрических аккумуляторов и водородных топливных элементов. На одном заряде батареи грузовик может проехать 250 км, если же он полностью заправлен водородом, это даст дополнительные 650-750 км пробега. Конечно, для эксплуатации такой машины придется построить зарядные и заправочные станции вдоль маршрутов следования.
Кстати, «Эвокарго» планирует не столько продавать грузовики, сколько использовать их для предоставления сервиса грузоперевозок с оплатой по подписке или за километраж уже начиная с 2021 года.
Во всем мире производители сложной техники предпочитают переходить на сервисную модель, когда клиент покупает не продукт, а услугу. В данном случае это будет услуга Driverless-Truck-as-a-Service. Такая схема выгоднее для клиентов - им не нужно думать о существенных капитальных затратах и найме работников, которые необходимы для эксплуатации беспилотника.