Найти в Дзене
Николай Кулаков

Око за око. Как душманы выживали в советскому плену?

Оглавление

С советскими бойцами, которые живыми попадали в плен к афганским моджахедам, обращение не всегда было гуманное. Все зависело от настроения полевого командира или от наличия в отряде иностранного военного инструктора, муллы. Иногда пленных просто убивали, чтобы не отягощать себя при отходе по крутым горным тропам. Если того требовал американский инструктор или агент ЦРУ, то солдату могли сохранить жизнь и доставить в лагерь для военнопленных. Такие лагеря имелись в Пешаваре. Сберегали жизни пленных советских бойцов и тогда, когда требовалось произвести срочный обмен на местных жителей или соратников.

Были среди моджахедов искусные палачи, истязатели. Отказавшихся принимать ислам бойцов убивали медленно, варварски. Да и в лагерях обхождение порой никак не соответствовало требованиям Женевских конвенций. Достаточно вспомнить восстание советских пленников в крепости Бадабер.

Моджахедам платили их же монетой и в случае попадания в плен душмана у него оставались шансы выжить, но не всегда. Американская пресса в годы Афганской войны 1980-х годов любила писать о зверствах Советов по отношению к местным партизанам и "борцам за свободу". Например, появлялись в американских СМИ времен Афганской войны 1979-1989 годов рассказы о том, что якобы советские офицеры тренируются в стрельбе из штатного пистолета по пленным. Некоторые могли расстрелять за один раз до десятка пленников и им за это ничего не было. Хотя за военные преступления полагался суд.

Из истории афганской войны известно, что советское командование отдавало под трибунал тех офицеров, которые допускали произвол в отношении пленных. Дисциплинарные меры принимались самые суровые, по законам военного времени. Однажды за расстрел без всякого суда 12 душманов однин из командиров был приговорен трибуналом к высшей мере. Были наказаны и его подчиненные, которые высполняли распоряжение о расстреле.

По аналогии с эпизодами времен Вьетнамской войны американцы писали и о привычке советских десантников сбрасывать пленных с поднявшегося в воздух вертолета.  Описывался и такой способ добывания ценных сведений у пленных. "Душману" связывали руки, подвешивали на стволе орудия танка или БМП. Не каждый мог вынести такие мучения, руки выворачивались из суставов, пленники сходили с ума от боли. Иногда моджахедов просто избивали. Ногами, руками, резиновыми шлангами или прикладами штатного стрелкового вооружения.

По информации участников боевых действий в Афганистане, на первом этапе никакой жестокости по отношению к пленным душманам не допускалось. Не было причин. Они появились позже, когда стали известны факты истязаний советских бойцов, которых держали в ямах под знойным солнцем, мучили голодом и жаждой, изуверски убивали. Естественно, душманам могли отвечать в их стиле. В боевых условиях, в горной местности, когда отряд находился в горах, отрезанным от базы снабжения, содержание пленных афганцев доставляло одни неприятности. Некоторые солдаты из войск специального назначения позже признавались, что душманов не было никакого смысла кормить. Особенно, если они не могли ничего полезного сообщить. Так примерно поступали разведчики времен Великой Отечественной войны с немецкими солдатами, которые попадались разведгруппам в ходе рейда по тылам. Пленных брали ради информации и чем больше пленник знал, тем дольше мог прожить. Известны случаи, когда военнопленных боевиков и вовсе не кормили, потому что не хотели расходовать продовольствие, с которым и так было очень плохо.

Бывали случаи, как вспоминали ветераны боевых действий в Афганистане, когда избавляться от пленных порой было невыгодно. Душмана в принципе можно было обменять на советского бойца, проведя переговоры с представителями какого-нибудь кишлака или непосредственно с полевым командиром. Обычно этим занимались специальные переговорщики, которые имели контакты с руководителями отрядов противника. Кроме того, пленного можно было перевербовать, для этого его отправляли к представителям спецслужб, которые занимались расширением круга информаторов. Многие душманы сами предлагали сотрудничество, становились двойными агентами. Таким образом пленный мог не только сохранить драгоценную жизнь, но и пополнить семейный бюджет.

Пленные душманы

Попавших в плен представителей вооруженных отрядов оппозиции передавали и афганским властям. Те считали пленников обычными бандитами, вели допросы с пристрастием, с пытками. Иногда пленных просто отпускали, если те могли предложить следователю хорошую взятку. В практике афганских дознавателей многие вопросы решались за наличные доллары.

Устраивались для пленных душманов и специальные лагеря, где были довольно сносные условия содержания. Пленников из таких мест потом использовали для обмена. Обмен обычно выполнялся в пропорции шесть или пять к одному. То есть за одного советского бойца давали до пятерых афганских партизан. Но за офицеров полевые командиры требовали больше своих людей, могло доходить до нескольких десятков душманов за одного советского прапорщика или офицера.

Существовали, впрочем, и специальные лагеря для афганских военнопленных. С душманами там обращались более-менее сносно, так как их готовили к обмену на советских пленных. Моджахеды торговались, требовали, чтобы обмен был не один к одному, а, скажем, за одного «шурави» - шесть афганцев. Как правило, в конце концов приходили к консенсусу.

Как бы нас ни призывали к гуманизму, но война есть война. Во все времена воюющие стороны не щадили своих противников, пытали пленных, убивали женщин и детей… А насилие, как правило, порождает только насилие… События в Афганистане лишний раз это доказали.