Собственная Франция В Нормандии у Долиных появилась почти 20 лет назад. С тех пор Вероника рассказывает о Франции так, как будто пишет стихи. В этих стихах есть все. Сожаление, молитва, восхищение, сочувствие. Нет равнодушия — и сама страна в ее глазах бесконечно чужда этому чувству.
Мне — со стороны — кажется, что она сплетена с Францией в какой-то причудливый узор, органичный, в меру разноцветный и очень такой «самодостаточный». Может быть, зачастую им больше никто не нужен.
Они даже похожи.
Для тех, кому надо представить:
Певица, поэтесса, бард. Жена, мама четверых детей, бабушка. Более 500 песен и стихов. Потрясающий круг общения, встреч и знакомств — от Булата Окуджавы до Петра Капицы. Выступления по всему миру. Дети, их жизни и их становление. Жизнь между Москвой, Францией, Америкой. Она, конечно, легенда авторской песни — но в своих стихах давно уже больше, чем представитель этого (замечательного) жанра.
И вот это тоже Вероника Долина: «Работать, работать. Ничего важнее нет. Только работа человека делает человеком».
Но от себя я добавлю: и еще Изумрудный город. Он тоже должен быть — у каждого.
Впервые приехала во Францию в 1989, с большим концертом, с Кимом и Никитиными, по линии старого общества дружбы Франция - СССР.
Поездка была задумана Окуджавой, подготовка довольно праздничная... Однако БШО не поехал... При том что билеты в театр Одеон были проданы, о нас писали газеты, все очень лестно.
Мы приехали и концертировали - в театре и университете, солидно, с переводчиками, журналистами и налётом светской жизни. Было много прекрасных знакомств и встреч. К тому времени уж два года как вышла в Париже моя книжка, немало было и публикаций в журналах. Было довольно солидно и все ж неуютно... Хотя я впервые опробовала свой французский (школа и факультет) - и все ж это были совершенно неуклюжие дни, тем и запомнились.
Собственная Франция.
А хижину мы надумали себе купить много позже — обнаружив, что цены во Франции, провинциальной особенно, чудесно отличаются от московских. Немножко денег в семье было - и кусочек Франции сделался нашим собственным, в 2005 г.
Первые годы после покупки я проводила в Нормандии немало времени - ежесезонно полсезона там. Полтора - два месяца. В уюте, покое, вблизи от моря, с массой вещей, о которых с детства мечтала - книжки, старина, море...
Теперь бываю меньше. Родились внуки, преимущественно в Москве, и бабушка бывает нужна зримо, а не удалённо. Впрочем, и публике моё присутствие живьём не помешает.
Продолжение и иллюстрации: Изумрудный город Вероники Долиной
Комментируйте, обсуждайте и дополняйте. Мы рады вам.