Практически все мы любим читать. Кто-то в большей части – зачитывает до дыр новинки, скупает новые издания своих любимых романов, предпочитает книжные варианты, нежели электронные. У каждого из нас есть свои любимые роды и жанры литературы, которые забирают нас в иные миры: будущее или прошлое, космические путешествия или же может иные реальности. Сегодня же поговорим об одном из развивающимся жанре, которое в данный момент культуры пытается найти свое воплощение не только в книжном аспекте – фэнтези.
На рубеже XIX-XX веков окончательно формируется массовая культура в результате появления понятия массового общества. Жанр фэнтези в современном искусстве играет важную роль. Это направление развивается не только в литературе, но и в кинематографе, и в игровой индустрии. Авторы, работающие в этом жанре, создают миры и иную реальность. Этим мирам свойственны гармония человека с природой, разнообразие разумных существ, волшебство. Фэнтези не только развлекает читателя, но и раскрывает философские и гуманистические идеи веры в победу добра, необходимости сострадания и заботы, верности долгу и чести, ценности любви и дружбы.
Мы используем понятие «фэнтези» в двух осмыслениях: в узком смысле «фэнтези» понимается как жанр сказочно-мифологической прозы приключенческого типа, сложившийся ещё во второй половине XIX в. в англоязычной литературе. С середины XX века этот жанр проявил себя в литературе Германии и скандинавских стран.
В широком смысле «фэнтези» соотносится с понятием «ненаучная» фантастика, включающим в виды прозы с жанрами мистики и ужасов. Данный подход, по мнению исследователей, позволяет в понятие фэнтези включить такие направления, как неявно-мистическая проза и магический реализм.
Обратим внимание на литературное понятие, которое дано было Гопманом. В.Л. Гопман в словарной статье «Литературной энциклопедии терминов и понятий» даёт такое определение понятию «фэнтези» –«вид фантастической литературы (или литературы о необычайном), основанной на сюжетном допущении иррационального характера. С его точки зрения, «это допущение не имеет «логической» мотивации в тексте, предполагая существование фактов и явлений, не поддающихся, в отличие от научной фантастики, рациональному объяснению»
Если в научной фантастике мы имеем дело с единой (центральной) научно обоснованной посылкой, то в фэнтези фантастических допущений может быть сколько угодно.
Научную фантастику Гомпан определял как вид фантастической литературы (или литературы о необычном), основанный на единой сюжетной посылке (допущении) рационального характера, согласно которой необычайное (небывалое, даже, казалось бы, невозможное) в произведении создаётся с помощью законов природы, научных открытий или технических изобретений, в принципе не противоречащих естественнонаучным воззрениям, существующим в то время, когда создавалось научно-фантастическое произведение.