Найти тему

«Хороший» развод для семьи с дошкольником

Развод перестал для нас быть чем-то ненормативным и стыдным, в среднем более 50% браков в России заканчиваются разводом. Нередко развод происходит в семьях с одним и более ребенком и в российской юридической практике, как правило, ребенок остается проживать с матерью. Безусловно развод родителей является большим стрессом для ребенка и не всегда ему оказывается необходимая психологическая помощь, в особенности в случае «плохого» развода, что чревато антисоциальным поведением, высоким уровнем тревоги, пониженной самооценкой, искажением процесса самоидентификации, возрастанием уровня агрессии по отношению к одному или нескольким членам семьи у детей школьного и дошкольного возраста.( Gruber, 2004) Однако, важно помнить, что развод – это кризисный этап развития семьи, а не её конец. Как и любой кризис, развод может протекать по-разному. Основной вопрос, на который я хотела ответить, проводя своё исследование: любой развод хуже сохраненного супружества? миф это или правда? Давайте для начала разберемся, что такое «хороший» развод.

-2

· Что такое «хороший/плохой» развод?

Известный американский психолог К.Аронс разработала концепцию «хорошего» и «плохого» развода. Г. Л. Будинайте и Л. Б. Коган- Лернер, основываясь на исследованиях Аронс, а также на многочисленных случаях психологической работы с разводящимися парами, сформулировали ряд критерием «хорошего развода». (Будинайте, Коган-Лернер, 2011; Будинайте, 2012). «Хороший» развод включает в себя:

1) Достижение бывшими супругами эмоциональной нейтральности по отношению друг к другу. Супруги могут высказывать свои обиды, попросить прощения и проговорить свои переживания. Подразумевается отказ от веры в восстановление прежних брачных отношений, проработка и окончание «прежней эмоциональной привязанности друг к другу.

2) Возможность принимать новые отношения партнера, его новый брак. В ситуации, когда один из супругов негативно настраивает ребенка против нового партнера против нового партнера второго супруга является явным примером незавершенности развода. На самом деле, этот пункт тоже следует относить к нейтральности.

2) Партнерские отношения в воспитании ребенка и совместном родительстве. После развода для бывших супругов чрезвычайно важно создать ряд правил, которые позволят ребенку иметь полноценное общение с обоими родителями. Этот критерий означает возможность принимать совместные решения о жизни, развитии, обучении, воспитании ребенка, характерно наличие четкой договоренность о финансовых обязательствах каждого из родителей. Бывшие супруги выходят из супружеских ролей, их брак окончен, но они продолжают оставаться родителями»

3) Наличие социальной адаптированности и простроенности социального общения каждого из супругов. Развод ведет к изменению социальной роли. Возникают такие социальные роли, как «бывший супруг», «одинокая мама». Пары принимают новые роли, общаются с родственниками и друзьями, не чувствуя вину за новую социальный статус, не пытаясь его скрыть или напротив, чрезмерно откровенно его обсуждают.

Таким образом, при наличии всех данных пунктов, получается идеальная ситуация «хорошего» развода. Осознание значимости всех критериев, стремление к созданию таких взаимоотношений увеличивает шанс на завершение развода, а также оказывает позитивное влияние на отношения супругов как между собой, так и с ребенком. Еще одним важным условием для «хорошего» развода является взаимное прощение за все трудности периода бракоразводного процесса, а также накопившиеся в период до развода. Важно отметить, что чувство вины инициатора развода перед бывшим супругом, в также чувство вины за то, что он вообще все это начал, предполагает необходимость прощения по отношению к самому себе.

Какой был ход исследования?

Для исследования были отобраны семьи с детьми от 4 до 6 лет. Как разведенные, так и с сохраненным супружеством. С детьми был проведен рисуночный тест «Рисунок семьи» (Венгер, 2003). А родителю был предложен опросник «Уровень завершенности супружеского развода в семье с ребенком» (Г. Л. Будинайте, Л. Б. Коган- Лернер, 2011; Хромова,2017). Всего в исследовании приняло участие 46 респондентов.ипичный рисунок ребенка 5 лет из семьи с сохраненным супружеством

Типичный рисунок ребенка 5 лет из семьи с сохраненным супружеством
Типичный рисунок ребенка 5 лет из семьи с сохраненным супружеством

Каковы результаты?

  • Восприятие ребенком своей семьи в ситуации «хорошего» развода не отличается от восприятия ребенком своей семьи в случае сохраненного супружества. В ситуации развода во многом ребенок воспринимает свою семью так, как воспринимает родитель-опекун, то есть в подавляющем большинстве случаев это мама. И если мама воспринимает развод достаточно спокойно и без тревоги, то и у ребенка её нет.
  • Дистанцирование ребенка от отца является, как правило, следствием конфликтной ситуации между родителями. В результате «плохого» развода утрачивается образ отца как иерархически самого главного члена семьи. При этом папа эмоционально более значим для ребенка, чем мама. В то время как в сохраненном супружестве примерно одинаково эмоционально значимы оба родителя.
  • Во всех случаях при наличии сиблинга, брата или сестры, для ребенка она скорее всего самый близкий человек к семье, и детская коалиция ярко выражена.
  • Значимых показателей отвержения одного из членов семьи в группах не найдено. Ранее предполагалось, что в группе «плохого» развода будет большее количество случаев ощущение исключенности себя из членов семьи ребенком, но данное предположение не подтвердилось.

Вывод

Так ли страшен развод как его малюют? Совершенно нет. Не любой сохраненный брак лучше для ребенка, чем развод. Развод абсолютно нормальное явление в нашей сегодняшней жизни. И за всю жизнь у человека может быть несколько браков, в том числе в них могут рождаться дети. На мой взгляд, нам всем необходимо адаптироваться к этой реальности и научиться проживать кризисные моменты наиболее экологично для всех , в особенности для ребенка.

-4

Список литературы:

1. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? / Пер. с англ. -- М.: "МИРТ", 1995. - 448 с.

2. Будинайте Г.Л., Коган-Лернер Л.Б. Особенности восприятия ребенком 6-7 лет структуры семьи в ситуации развода // Консультативная психология и психотерапия. - 2011. - №2. - С.91-110.;

3. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А.Я. Варга - СПб: Речь, 2001

4. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. Владос-пресс, 2003

5. Ahrons C. R. Family ties after divorce: Long‐term implications for children //Family process. – 2007. – Т. 46. – №. 1. – С. 53-65.

6. Gruber J. Is making divorce easier bad for children? The long-run implications of unilateral divorce //Journal of Labor Economics. – 2004. – Т. 22. – №. 4. – С. 799-833.