Найти тему
WaveForum | Музыка и звук

Синтез звука. Часть 7. Использование арпеджиатора

Оглавление

Формально арпеджиатор — это модуль автоматизированного исполнения арпеджио на основе аккордов. Вы играете на инструменте аккорд, а арпеджиатор раскладывает аккорд по нотам и воспроизводит их в заданной последовательности. Однако, используя арпеджиатор можно получить и более интересные эффекты: басовые линии, гейтованные пэды и так далее — всё зависит от возможностей модуля в конкретном инструменте.

Продолжим изучение виртуального синтезатора Synth1 от Daichi Laboratory (Ichiro Toda) и попробуем создать звук с использованием встроенного арпеджиатора.

Так как основная задача статьи — познакомить вас с арпеджиатором, в этот раз я не буду подробно останавливаться на формировании тембра. Поэтому для понимания материала рекомендую внимательно изучить предыдущие статьи цикла.
-2

Онлайн курс от Андрея Девятых и WaveFroum

Шаг 0: Подготовка

Выберем пустой заводской тембр, выключим встроенные эффекты (дилей и хорус), фильтр и оба LFO. Возьмите за правило начинать создание нового звука без эффектов и с отключенным фильтром, чтобы не отвлекаться от формирования тембра.

-3
-4

Шаг 1: Настроим огибающую амплитуды

Использовать арпеджиатор можно с любыми тембрами, но как правило для создания ритмических рисунков используются тембры с короткой атакой и затуханием. Время спада можно выставить в зависимости от того, какой характер звука вам хочется получить.

-5

Шаг 2: Сформируем основу тембра

В качестве основной формы волны выберем треугольный и в равной пропорции подмешаем к нему прямоугольный импульс. Расстроим второй генератор относительно первого на 12 центов ручкой FINE. Для прослушивания используем партию пэдов из предыдущей статьи.

Шаг 3: Добавим биения и обработаем фильтром

Чтобы сделать звучание более интересным, добавим небольшую модуляцию частоты второго генератора с помощью LFO (выставите AMT в значение 2), а затем обработаем звук фильтром, чтобы сделать его более матовым.

Шаг 4: Добавим ширины и плотности

Как вы помните, чтобы добавить звуку ширины и плотности можно использовать генератор унисона. Установим ручку DET (Detune) в значение 10, а SPRD (Spread) в 32. Не стоит делать арпеджиированные тембры слишком широкими.

Шаг 5: Включим и настроим арпеджиатор

Пришло время использовать арпеджиатор. Параметр TYPE указывает фактуру: восходяще-нисходящую, восходящую, нисходящую, или случайные ноты аккорда. Параметр RANGE настраивает количество октав, в пределах которых будет построено арпеджио. Ручка BEAT настраивает длительность одной ноты, установим её в значение 16.

Шаг 6: Модифицируем партию арпеджиатора

Внимательно послушав партию можно заметить, что при переходе с аккорда на аккорд арпеджиатор сбивается. Чтобы этого не происходило, нужно, чтобы у всех аккордов в прогрессии было одинаковое количество нот. Это один из главных секретов написания партий для арпеджиатора. Исправим партию так, чтобы количество нот в аккордах было одинаково.

Шаг 7: Финальная доводка и обработка эффектами

Чтобы партия арпеджиатора не мешала пэдам, поднимем её на одну октаву вверх. Также немного увеличим длительность нот с помощью ручки GATE в модуле арпеджиатора. Пропустим сигнал через хорус и сделаем посыл на дилей. Использование дилея совместно с арпеджиатором позволяет получить очень насыщенную ритмическую фактуру.

Финал: Слушаем вместе с пэдами

А теперь самое время послушать полученный звук вместе с пэдами из прошлой статьи. К слову, самый простой и быстрый способ написать партию для арпеджиатора — это взять партию пэдов, транспонировать её на октаву вверх или вниз, отредактировать так, чтобы во всех аккордах было одинаковое количество нот и всё — трек готов, можно продавать. 😊

В следующих статьях я перейду к более обширной теме — wavetable-синтезу.

Разбирать мы его будем на примере программного синтезатора Massive от компании Native Instruments и аппаратного синтезатора Waldorf Blofeld, который представляет собой «Massive в железе». Перед этим рекомендую вам перечитать все статьи цикла, так как без понимания основ сложно двигаться вперёд.

Автор: Андрей Девятых Композитор, саунд-дизайнер, звукорежиссёр, куратор направления «Синтез звука» в WaveForum

Телеграм канал Создание звука с Андреем Девятых

Группа в ВК Создание звука с Андреем Девятых

Все части цикла статей:

Часть 1: Синтез звука: как вывести вашу музыку на новый уровень

Часть 2: Какие бывают синтезаторы и где их лучше применять

Часть 3: Основы физики звука

Часть 4: Синтезируем классический электронный бас

Часть 5: Синтезируем аналоговый лид

Часть 6: Синтезируем пэды

Часть 8: Введение в таблично-волновой синтез

Онлайн курс от Андрея Девятых и WaveFroum