Как найти выгодный тур, 10 способов обойти турагента
Малостранские и Староместская мостовые башни были единственным украшением Карлова моста до тех пор, пока в XVII веке на нем не начали устанавливать скульптуры. На перилах моста расположились 30 статуй и скульптурных групп святых, а статуя рыцаря Брунцвика стоит не на перилах моста, а на его опоре.
В основном скульптуры были созданы в период с 1683 по 1714 годы во время правления австрийской династии Габсбургов, которая, опираясь на католицизм, старалась подчинить себе чешский народ и подавить опасные для нее протестные гуситские настроения. Поэтому скульптуры объединены одной общей идеей — прославление католической веры. Они ваялись несколькими именитыми мастерами и Карлов мост оказался местом соревнования двух главных скульптурных концепций того времени: скульптуры Брокофов выражают Мощь, а творения Матиаша Брауна — Изящество.
28 статуй из 31 были изготовлены из мягкого и недолговечного песчаника, поэтому в целях защиты от порчи и разрушения их заменяют копиями, а оригиналы размещают на хранение в Лапидарии Национального музея в пражском районе Голешовице
и в зале «Горлице» подземелий Вышеграда.
Если идти от Староместской мостовой башни к Малостранским мостовым башням, то на северной стороне Карлова моста его скульптуры расположились в следующем порядке: Мадонна и Святой Бернард Клервоский — основатель монашеского ордена цистерцианцев (1708 год, Матей Вацлав Якель, копия).
Бернар жил в Бургундии в XI веке и приобщен к лику святых за то, что сумел укротить в себе страсть к женщинам. На скульптуре изображены такие символы страсти как игральные кости, петух и перчатка римского центуриона.
В центре — Дева Мария, которая в одной руке держит Святого Младенца, а в другой — жезл. С правой стороны на Мадонну смотрит коленопреклоненный Святой Бернард в монашеском облачении. Рядом с ним Ангел, держащий головной убор аббата и улей (символ красноречия). Слева от Богоматери изображен облик Иисуса с атрибутами его жестокой казни.
Оригинал скульптуры хранится в «Горлице» Вышеграда.
Мадонна со Святыми Домиником и Фомой Аквинским, основателями монашеского ордена доминиканцев (1708 год, Матей Вацлав Якель, копия).
Доминик, будучи представителем богатого испанского дворянского рода, уже в молодости отличающийся состраданием и добротой к людям, отказался от мирских благ и основал религиозный католический орден, названный его именем. Фома Аквинский, учитель церкви, теолог, философ и просветитель, нашел пять доказательств существования Бога, на которые и по сей день опирается католическая церковь.
В центре композиции — Дева Мария с маленьким Иисусом, парящие над земным шаром, что символизирует распространение католицизма по всему миру. Мадонна передает молитвенные четки Святому Доминику, автору розария — католической молитвы с использованием четок. Пес у ее ног с факелом в зубах символизирует неофициальное название ордена доминиканцев (Domini canes в переводе с латинского — «Псы Господни»).Третья фигура скульптуры — Фома Аквинский с библией в руке.
Оригинал скульптуры хранится в Лапидарии Национального музея.
Бронзовая скульптура «Голгофа» является самой старой на Карловом мосту (1629 год, Вольф Брон). Первоначальное деревянное Распятие было установлено на средства пражского магистрата в 1361 году. На этом месте в те времена проводились казни, осужденный у креста читал свою последнюю молитву, поэтому в 1419 году крест был уничтожен гуситами.
«Голгофа» представляет собой скульптуру Христа, распятого на кресте, слева — Дева Мария, справа – апостол Иоанн Богослов. На скульптуре есть надпись в виде дуги на иврите: «Свят, свят, свят Господь Воинств». Буквы сделаны из золота, оплаченного в 1696 году деньгами оштрафованного еврея, который богохульствовал над этим Распятием.
Чешская королева Елизавета Стюарт, жена Фридриха I по прозвищу «Зимний король», часто высказывала недовольство, что крест на Карловом мосту мешает ей смотреть на Прагу. Однажды зимой, проезжая на санях по мосту, даже сказала, что не может видеть «этого нагого бородача на кресте». Она оказывала давление на своего мужа, слабого короля, так долго, пока он не приказал сбросить крест в воду. Но это безбожное действие очень скоро было наказано. В день проигранной ее мужем битвы на Белой горе (8 ноября 1620 года) королева Елизавета, спасая свою жизнь, спешно и навсегда покидала Прагу через Карлов мост с восстановленной «Голгофой».
В 1648 году Карлов мост, как единственная пражская переправа через Влтаву, стал ареной сражения Тридцатилетней войны, когда шведская армия безуспешно пыталась пробиться со стороны Пражского Града в Старе-Место. Предание рассказывает, что шведское войско во время своих многочисленных атак на мосту далее креста никак не могло подвинуться. Думая, что Распятие помогает пражанам в их мужественной защите, захватчики пытались расстрелять крест из пушек, но ни один швед не смог его поразить. Но нашелся чешский воин, перешедший на сторону шведов, который первым же выстрелом из пушки сразил крест и тот упал в воду. За это действие предателю сразу присвоили звание офицера, но недолго он гордился своим выстрелом — в тот же день был застрелен защитниками Праги у постамента «Голгофы».
Святая Анна, мать Девы Марии, покровительница брака, младенцев, матерей и вдов (1707 год, Матей Вацлав Якель, копия).
На руках у Святой Анны сидит младенец Иисус, держащий земной шар. Юная Мария смотрит на мать с бесконечной любовью и протягивает ей маленький букетик роз.
Оригинал скульптуры хранится в «Горлице» Вышеграда.
Самая новая статуя Карлова моста – Святые Кирилл и Мефодий (1928 год, Карел Дворжак). Это единственная скульптура, поставленная за счет государства по заказу Министерства образования к 10-летнему юбилею Чехословацкой Республики.
Братья Кирилл и Мефодий были родом из греческого города Салоники. Мефодий являлся самым старшим из семи братьев, а Кирилл — самым младшим. В 862 году моравский князь Ростислав отправил послов в Константинополь со следующей просьбой: «Несмотря на то, что наш народ христианскую веру исповедует, нет у нас учителей, способных объяснить веру на языке нашем родном. Отправьте нам учителей таких». Святые Кирилл и Мефодий прибыли в Моравию, где обучали славян чтению, письму, азам других известных на то время наук и начали вести церковное служение на славянском языке.
Скульптурная группа показывает Святых Кирилла и Мефодия, объясняющих сущность христианской религии и основы славянской письменности-кириллицы двум девушкам и юноше, олицетворяющим Богемию, Моравию и Словакию.
Раньше на этом месте стояла скульптура Святого Игнатия Лойолы (1711 год, Фердинанд Брокоф). Во время наводнения 1890 года были разрушены три арки Карлова моста, а статуя основателя ордена иезуитов упала в реку. Теперь она хранится в Лапидарии Национального музея.
Скульптура Святого Иоанна Крестителя (1857 год, Йозеф Макс) изображает Иоанна, к которому сам Христос пришел на Крещение в водах реки Иордан. Согласно библии, именно Иоанну Господь открыл настоящее происхождение своего сына Христа. Иоанна крестил сам Бог, после чего Иоанн стал активно пропагандировать крещение по всему миру. Скульптура представляет собой изображение Святого Иоанна с крестом в руке, а жест правой руки говорит о том, что сам Господь велел принять христианство и благословляет любого, кто проходит мимо.
Ранее на этом месте также стояла другая скульптура – «Крещение Христа» (1706 год, Михаил Брокоф), но она была сильно повреждена австрийской артиллерией во время пражского восстания 1848 года и хранится в Лапидарии Национального музея.
Святые Норберт, Сигизмунд и Вацлав (1853 год, Йозеф Макс). В первом варианте скульптуры 1708 года Святой Норберт был изображен вместе со Святыми Андрианом и Иаковом. В 1764 году ветшающие фигуры были заменены и рядом с Норбертом стояли ангелы. Постоянное желание сохранить именно образ Святого Норберта связано с тем, что его мощи находятся в Страговском монастыре Праги.
Норберт Ксантенский состоял в родстве с германским императорским домом, вел светскую жизнь, наполненную удовольствиями, не смотря на занимаемую духовную должность каноника. Резкую перемену в образе жизни Норберта вызвал инцидент, произошедший с ним во время поездки верхом: лошадь, испугавшаяся грома, понесла, и Норберт лишь чудом не погиб. Каноник воспринял этот случай, как Божье чудо и знак, удалился от двора и начал вести благочестивую монашескую жизнь. В 1120 году на собственные средства основал во французском местечке Премонтре аббатство, которое дало имя новому католическому монашескому ордену премонстрантов.
Святой Вацлав, князь и покровитель земли чешской, многое сделавший для распространения христианства в Чехии. Именно по его распоряжению в X веке была построена церковь, послужившая основой собора Святого Вита в Пражском Граде.
Король Бургундии Сигизмунд, как ревностный католик, постоянно пытался склонить к христианской вере древнегерманские племена. В 522 году, по наговору второй жены, в приступе ярости убил родного сына. Придя в себя и ужаснувшись преступлению, король ушел в основанное им аббатство, где помогал бедным и страждущим, пожертвовав часть своего состояния. Позже, в результате разгромной для его королевства войны, он длительное время скрывался в аббатстве под видом простого монаха, но был обнаружен, перевезен с семьей в Орлеан и казнен. В четырнадцатом веке император Карл IV перевез мощи Святого Сигизмунда в Прагу и с тех пор он считается покровителем Чехии.
На скульптуре в руках у Святого Норберта дарохранительница, Святой Вацлав держит знамя, а Святой Сигизмунд — меч.
Самая известная из скульптур Карлова Моста изображает Святого Яна Непомуцкого, небесного покровителя Праги и всей Чехии (1683 год, Ян Брокоф).
Чешский король Вацлав IV постоянно конфликтовал с высшим духовенством страны, отстаивал приоритет светской власти и вмешивался во внутри церковные дела, полагая пражское архиепископство одним из главных своих оппонентов во внутренней политике. Неприязнь монарха к архиепископу росла по мере того, как последний рьяно отстаивал права церкви и противился конфискации церковного имущества для передачи королевской казне.
Утром 20 марта 1393 года во время встречи Вацлава IV с архиепископом пражским Яном из Енштейна король приказал схватить и заточить в тюрьму архиепископа и его свиту, в которую входил викарий (помощник) архиепископа Ян Непомуцкий. Вскоре все были отпущены, кроме Яна, которого подвергли жестоким пыткам. Затем, еще живого Непомуцкого зашили в мешок и сбросили с Карлова моста во Влтаву. Убийство священника имело широкий резонанс, оно послужило поводом к свержению Вацлава IV с германского престола (но остался королем Чехии), об отношении к делу Непомуцкого спрашивали на допросах в Констанце Яна Гуса, который отрицал свою поддержку короля.
Ян Непомуцкий был духовником королевы Софии Баварской, жены Вацлава IV, и был посвящен в ее тайны. По легенде, ревнивый король требовал от Яна под мучительными пытками рассказать все, что было известно священнику о королеве. Но Ян Непомуцкий, свято храня тайну исповеди, не произнес ни слова, за что и был сброшен с моста. Не менее жестоко поступили и с королевой Софией, подозреваемой в неверности – ее отдали на растерзание собакам. В том самом месте, где тело святого погрузилось во Влтаву, над водой видели свечение в виде 5 звезд, означающих «T.A.K.U.I.» («Я молчал» на латыни), и с тех пор Ян Непомуцкий изображается с пятью звездами над головой.
Когда бравый солдат Швейк вез на извозчике мимо этого места пьяного фельдкурата Каца, тот «…проявил страстное стремление к мученичеству, требуя, чтобы ему оторвали голову и в мешке бросили во Влтаву: «Мне бы очень пошли звездочки вокруг головы. Хорошо бы тоже штук десять…». Вы спросите, почему 10, а не 5 звездочек? Да от выпитой сливовицы у армейского священника двоилось в глазах!
На статуе Карлова моста Святой Ян Непомуцкий держит в руках пальмовый лист и распятие, а у подножия имеются 2 барельефа, на которых изображены сцены гибели святого и королевы Софии. Считается, что стоит приложиться рукой к отполированным фигуркам, и загаданное желание непременно сбудется. Поэтому у скульптуры Яна Непомуцкого всегда можно увидеть туристов, натирающих бронзовые изображения, в надежде на исполнение заветных желаний.
Святой Антоний Падуанский, католический проповедник, один из самых знаменитых францисканцев (1707 год, Ян Майер).
Антоний родился в 1195 году в семье знатного португальского рыцаря, который не сомневался, что мальчик пойдет по его стопам и выберет военную стезю. Но в юном возрасте будущий святой принял решение стать монахом и поступил в лиссабонский монастырь августинцев. Через несколько лет Антоний разочаровался в затворнической монастырской жизни, т.к. желал проповедовать Евангелие мусульманам в Марокко и в глубине души мечтал о мученическом венце, полагая, что не может быть прекраснее смерти, чем смерть за веру.
В 1220 году Антоний покинул орден августинцев и вступил в орден францисканцем, со временем став лучшим учеником и доверенным лицом основателя ордена Святого Франциска Ассизского. Антония Падуанского называли «Светоч ордена», а слава о его проповедях, чудесах и добродетельной жизни распространилась по всему католическому миру. Пламенные проповеди Антония вернули в лоно Церкви жителей итальянского города Римини, охваченных ересью катаров, жителей французского города Тулуза, охваченных ересью альбигойцев, примерили итальянских гвельфов и гибеллинов.
Святой Антоний Падуанский, небесный помощник в обретении потерянных вещей, покровитель бедных и путешествующих, изображен в рясе ордена францисканцев с металлической лилией в одной руке и Младенцем Иисусом в другой.
Святой Иуда Фаддей, один из первых 12 апостолов (1708 год, Ян Майер).
В Средние века апостол Иуда считался сыном Иосифа Плотника от первого брака и, следовательно, сводным братом самого Иисуса Христа. Современные библеисты полагают апостола Иуду Фаддея и Иуду, «брата Господня», разными лицами.
В Евангелии от Иоанна Иуда Фаддей на Тайной Вечере задает вопрос Иисусу о его грядущем воскресении, при этом он назван «Иуда, не Искариот», чтобы отличить его от Иуды — предателя. Поскольку Святого Иуду Фаддея часто путали с Иудой Искариотом, предавшим Христа, его почитание никогда не было особо широко распространено. По этой причине Иуда Фаддей считается в католической традиции покровителем людей, попавших в тяжелое и безвыходное положение, незаслуженно забытых и попавших в немилость, страдающих от всеобщего непонимания.
Апостол известен проповеднической деятельностью на территории Малой Азии, Месопотамии, Персии и в Армении, где во второй половине I века принял мученическую смерть от рук язычников — был забит дубинами. Поэтому Святой Иуда Фаддей на скульптуре изображен опирающимся на дубину с Евангелием в руке.
Святой Августин Блаженный, христианский теолог и философ, ученый и проповедник, один из Отцов церкви и основатель августинизма (1708 год, Иероним Кол, копия). Он был одним из двух выдающихся богословов, получившим эпитет Блаженный — человек, которого Западная Церковь считает спасенным и пребывающим на небесах.
Августин родился в 354 году в Северной Африке, близ Карфагена, где и провел большую часть своей жизни. Будучи епископом, много проповедовал, вел борьбу с религиозной ересью, написал большое количество духовных книг, а о его доброте к простым людям ходили легенды. Поэтому нищенствующий монашеский орден, созданный в XIII веке по уставу Святого Августина и повторяющий образ жизни Святых Апостолов, носит имя этого святого – орден августинцев.
На скульптуре Карлова моста Святой Августин Блаженный изображен в епископском одеянии с пылающим сердцем в руке, правой ногой наступивший на еретические книги.
Оригинал скульптуры хранится в «Горлице» Вышеграда.
Святой Каетан, основатель ордена театинцев, защитник людей от чумы (1709 год, Фердинанд Брокоф).
Каетан Тиенский родился в итальянском городе Виченца в 1480 году и, имея ученую степень доктора права, был секретарем одного из наиболее воинственных римских пап Юлия II. Приняв сан священника, в 1524 году основал мужской орден театинцев. Это первый орден нового типа, при вступлении в который священники давали традиционные монашеские обеты бедности, целомудрия и послушания, однако не уходили от мира, а продолжали исполнять обязанности приходских священников. Главной целью ордена было духовное и религиозное образование простых людей, а также оказание помощи бедным и больным чумой.
Скульптурная композиция на Карловом мосту символизирует Святую Троицу. Окутанный облаками из камня обелиск, имеющий три грани, расположен позади Святого Каетана и очень похож на чумной столб, который по католическим традициям воздвигался в благодарность небесным покровителям за изгнание чумы. Над обелиском кружат маленькие ангелы и держат массивное, пламенное сердце. В руках у Святого Каетана находится распахнутое Евангелие.
Единственная скульптура Карлова моста из белого мрамора – Святой Филипп Бениций, основатель и генерал ордена сервитов (1714 год, Михал Мандл).
Филипп Бениций был одним из 7 юношей из знатных флорентийских семей, состоявших в братстве для совместных молитв и духовных упражнений. На праздник Успения 1233 года они приняли решение создать новый орден «служителей Девы Марии», который стал бы духовным примером для жителей Флоренции, погрязшей в то время в междоусобных распрях. Орден сервитов — единственный из католических орденов, который основан сразу группой, а не одним или двумя людьми.
Филипп Бениций, став генералом ордена в 1267 году, много сделал для укрепления, распространения и сохранения ордена, совершая многочисленные миссионерские поездки по всей Европе от Испании до Польши. Легенда гласит, что после смерти одного из пап римских, Филипп Бениций считался наиболее подходящей кандидатурой на место понтифика. Но будучи очень скромным человеком и полагая себя не достойным столь высокой миссии, прятался в пещере, пока не был избран другой папа. Надпись на постаменте скульптуры подтверждает эту легенду: «Пятый генерал ордена сервитов Святой Филипп Бениций любим Богом за скромность».
На скульптуре Святой Филипп одет в традиционные для ордена сервитов белые одежды, в левой руке он держит ветку лилии, крест и книгу, а у его ног положена тиара, символизирующая отвергнутый титул папы римского.<p>
Святой Вит, раннехристианский римский мученик, покровитель Чешских земель, именем которого назван кафедральный собор в Пражском Граде (1714 год, Фердинанд Брокоф).
Будучи сыном римского сенатора-язычника с Сицилии, мальчик принял христианство под влиянием своего наставника, которого убили на глазах Вита за исповедование Христа. Но это событие только усилило веру будущего святого и стремление обратить сограждан к милосердию и любви Христовой. Легенда гласит, что изгнавший из души императора Диоклетиана бесов Вит отказался молиться римским богам, за что был посажен в клетку к свирепым львам. Но звери не тронули Вита и тогда в 303 году его бросили в котел с кипящим маслом.
В средневековой Европе существовало поверье, по которому можно было обрести здоровье, танцуя перед статуей Святого Вита в день его именин 15 июня. С той поры праведник считается покровителем танцующих и хранителем от болезни, называемой «пляской Святого Вита».
На скульптуре Святой Вит в одежде римского горожанина и средневековом головном уборе стоит на постаменте в виде скалы с пещерой, на которой расположились львы, изображенные не свирепыми и кровожадными хищниками, а испытывающими симпатию к своему пленнику и как бы защищающими его. Один из львов светлее других, потому что его реставрировали по экспериментальной лазерной технологии, которую потом решили не применять.
Последняя скульптура на северной стороне Карлова моста – Спаситель и Святые Косма и Дамиан, врачеватели, целители и чудотворцы, покровители врачей и хирургов (1709 год, Ян Майер).
Братья Косма и Дамиан жили и врачевали во второй половине III века на территории современной Турции и Сирии. Одно из самых известных деяний святых — операция по замене ампутированной язвенной ноги ногой недавно умершего мавра. Они не принимали за свои услуги никакой платы, за что назывались бессребрениками, и, являясь христианами, многих обращали к вере во Христа. Во время гонений на христиан при римском императоре Диоклетиане, братья были схвачены за проповедование и распространение этой религии, подвергнуты пыткам и, в конце концов, обезглавлены.
Композиция скульптуры построена таким образом, что братья стоят по обе стороны от Спасителя. Каждая из фигур располагается на отдельном постаменте, и первоначально может показаться, что скульптура не смотрится как единое целое и каждая статуя индивидуальна. Косма и Дамиан — братья-близнецы, поэтому неизвестно каким образом было установлено, что Косма стоит справа от Спасителя, а Дамиан это тот, что стоит слева. Они одеты в университетские мантии, держат мученические ветви и медицинские ступки с надписями: «Это лекарство жизни» и «Так зародилось искусство врачевания». В центре находится Спаситель, он опирается на крест, надпись на котором гласит следующее: «В этом кресте есть наше спасение».
Теперь, если идти в обратном направлении, от Малостранских мостовых башен к Староместской мостовой башне, то на южной стороне Карлова моста его скульптуры расположились в следующем порядке: Святой Вацлав, князь и покровитель земли чешской, многое сделавший для распространения христианства в Чехии (1858 год, Йозеф Бём).
Вацлав был воспитан в христианской вере своей бабушкой Святой Людмилой. Стал чешским князем в 924 году и период его правления был временем значительного расцвета чешского государства, а сам он упоминается как усердный христианин, который освобождал заключенных, подавал милостыню бедным и утешал больных, способствовал тому, чтобы в Чехии проводилась литургия, как на славянском, так и на латинском языке. Был убит родным братом, воспитанным в языческих традициях.
Святой Вацлав стоит, опираясь на левую ногу, правая нога согнута в колене и чуть отведена в сторону. На его левой руке висит щит, изображающий герб с эмблемой орла и этой же рукой он словно «обнимает» знамя. Вацлав облачен в княжескую одежду, голова увенчана короной. Шея князя вытянута, подбородок устремлен чуть вверх, глаза закрыты, руки сложены перед собой: он совершает молитву, плотно прижав ладони друг к другу. Поза подчеркивает его приверженность христианству.
Заказчиком скульптуры выступало пражское общество слепых, о чем свидетельствует надпись на постаменте: «В память о праздновании 25-летнего юбилея со дня основания общества слепых, состоявшегося в Праге 4 октября 1857 года».
Скульптурная группа Святых Иоанна де Мата, Феликса де Валуа и Иоанна Чешского, часто называемая Пражский Турок (1714 год, Фердинанд Брокоф).
Французский богослов Иоанн (Жан) де Мата и пустынник Феликс де Валуа основали в 1198 году католический нищенствующий монашеский орден тринитариев для выкупа пленных христиан из мусульманского плена. Средства для выкупа монахи добывали сбором милостыни, но нередки были случаи, когда тринитарии отдавали себя самих в рабство за освобождение пленников. Достоверно установлено, что за 437 лет Орден Тринитарии (Пресвятой Троицы) выкупил из мусульманского плена 30 732 невольника, и среди них автора романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Мигеля де Сервантеса.
Святой Иоанн Чешский, или, как его еще называют, Иван под Скалой был первым пустынником не только земли Чешской, но и всего славянского мира, живший в густом лесу у подножия горы недалеко от современной Праги в IX веке.
Скульптурная композиция изображает скалу с пещерой, в которой за решеткой томятся и просят о пощаде трое пленных христиан, которых стерегут собака и Турок, олицетворяющий мусульман. Картуш с изображением ангела над пещерой одной рукой держит Святой Феликс де Валуа, подавая другую руку освобожденному узнику. Над Турком стоит Святой Иоанн де Мата с символическими кандалами, рядом с ним священный олень с крестом между рогами. Сидя на вершине скалы, на происходящее взирает первый славянский пустынник Иоанн Чешский с золотым крестом в руках.
Святой Войтех, второй епископ Праги, покровитель Чехии, более известный в Европе под именем Адальберт Пражский (1709 год, Михаил Брокоф, копия).
Войтех родился в 955 году болезненным, и его родители из могущественного чешского княжеского рода Славниковичей в стремлении исцелить младенца положили его на алтарь Девы Марии. Случилось чудо излечения, и в благодарность за спасение Войтеха определили служению Церкви и святому Римскому Престолу. Когда Войтех учился в монастырской школе, его духовным наставником был Адальберт Магдебургский, который и дал Войтеху при миропомазании имя своего небесного покровителя. В 982 году против желания Войтех был избран пражским епископом. Жил в добровольной бедности, активно боролся с языческими верованиями, которые все еще были сильны в Чехии, по всей стране создавал мужские монастыри и монашеские ордена, отличался ревностным служением церкви. Пражане несколько раз изгоняли из города своего епископа, требовавшего слишком строгого соблюдения церковных канонов. После очередного изгнания Войтех проповедовал христианство неподалеку от нынешнего Калининграда, где и встретил свою смерть от рук прусских язычников. После гибели его останки были выкуплены чешским князем Болеславом Храбрым, причем вес выплаченного золота равнялся весу мощей великомученика, которые и сейчас находятся в кафедральном соборе Святого Вита в Пражском Граде.
На скульптуре Святой Войтех изображен в облачении архиепископа с Евангелием в левой руке.
Оригинал скульптуры хранится в «Горлице» Вышеграда.
Видение Святой Луитгарды, монахини цистерцианского ордена, покровительницы людей с ограниченными возможностями (1710 год, Матиаш Браун, копия).
Родилась Луитгарда в Бельгии в 1182 году, двенадцатилетней девочкой ее отдали в бенедиктинский монастырь, а в уже в 23 года она стала настоятельницей монастыря. К ордену цистерцианцев, известных своими строгими порядками, Луитгарда присоединилась в 1208 году. В последние годы жизни монахиня ослепла, но не прекращала встречаться с людьми, помогала и исцеляла их. В предании говорится, что перед смертью Луитгарде было видение, в котором к ней пришел Иисус Христос сообщить о ее смерти. Он склонился над слепой монахиней, чтобы она смогла исцелить его раны своим поцелуем. После этого Луитгарда и Иисус обменялись сердцами.
Это видение и было воплощено в скульптуре: Иисус сам пришел за Луитгардой; она несла радость людям, но ее жизнь и служба на земле уже закончились. Склонившись над святой, Иисус просит ее о последнем деянии – исцелить его самого.
Оригинал скульптуры хранится в Лапидарии Национального музея.
Святой Николай Толентинский, монах — августинец, который лечил безнадежно больных хлебом, осененным крестом (1708 год, Иероним Кол, копия).
Родился в 1245 году и уже в отрочестве был отдан родителями в монастырь августинцев итальянского города Толентино, где и провел всю свою жизнь. Прославился аскетической жизнью, пророческими видениями и самоотверженным служением ближним. Призывал к миру в раздираемом противоречиями между гибеллинами и гвельфами городе. Согласно житию святого, однажды, ослабев после сурового поста, он увидел Деву Марию и Святого Августина, которые велели ему начертить на хлебе знак креста, намочить его в воде и съесть, что привело к немедленному выздоровлению. После этого монах начал раздавать такие хлеба больным, и с тех пор у августинцев существует обычай распространять «хлеб Святого Николая».
На скульпторе Святой Николай Толентинский изображен в традиционном одеянии монаха — августинца с лилией в одной руке и хлебом в другой. Чашу с хлебами, способными исцелять больных и спасать от недугов, держит ангел.
Оригинал скульптуры хранится в «Горлице» Вышеграда.
Святые Винсент Феррер и Прокоп Сазавский, добровольно принявшие суровую жизнь аскета и обратившие в христианство тысячи язычников, иудеев и арабов (1712 год, Фердинанд Брокоф).
Винсент Феррер родился в 1350 году в испанской дворянской семье и в 18-летнем возрасте вступил в орден доминиканцев. Во время Великого Раскола предпринимал все возможное для сохранения мира и единства Церкви, хотя первоначально выступал в поддержку авиньонской партии и антипапы. Практиковал суровые аскетические практики, круглый год соблюдал строгий пост, спал на голой земле, передвигался только пешком. Начиная с 1401 года, Винсент Феррер посвящает себя миссионерской деятельности среди катаров Франции, Италии и Швейцарии. Его проповеди вернули в католицизм большое число отступников, а проповедь против тщеславия привела к тому, что знатные дамы Лигурии перестали носить пышные прически.
Прокоп Сазавский, один из самых известных чешских национальных святых, родился в 970 году в семье мелкопоместных дворян. С юных лет изучал духовные книги и став священником, ушел в пражский монастырь бенедиктинцев. Позднее предпочел жизнь отшельника и поселился в лесу на берегу реки Сазавы, где много молился и работал: выкорчевывал деревья и возделывал землю. Среди местных жителей ходили легенды, что пустынник Прокоп пашет землю на впряженном в плуг черте, погоняя его крестом. Постепенно у Прокопа появились ученики, через некоторое время вокруг его пещеры возникло небольшое монашеское поселение, из которого позднее возник Сазавский монастырь, первым настоятелем которого стал Святой Прокоп. Монастырь был центром славянской культуры и последним местом в Чехии, где совершалось богослужение на церковнославянском языке.
На скульптуре Святой Винсент Феррер в доминиканских одеждах одной рукой изгоняет дьявола из человека, стоящего перед ним на коленах, а другой воскрешает из мертвых усопшего, лежащего в могиле. Святой Прокоп Сазавский в аббатском облечении держит жезл над укрощенным крылатым сатаной. Барельефы пьедестала изображают турка, иудея и черта, которые также символически находятся под пятой святых.
Святой Франциск Ассизский, католический монах и проповедник, основатель названного его именем нищенствующего ордена францисканцев (1855 год, Эмануил Макс).
Родился в 1182 году в итальянском городе Ассизи в семье богатого торговца шелком, который часто ездил по делам во Францию, в память которой и назвал своего сына Франциском. В молодости вел разгульную жизнь богатого наследника, но в 24 года, после ряда видений, полностью посвятил себя Богу, начал жить в крайней бедности, ухаживал за прокаженными, собственными руками восстанавливал разрушенные часовни, проповедовал в Испании, Южной Франции, Египте, Палестине. В 1209 году основал орден францисканцев с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.
На скульптуре Святой Франциск Ассизский облачен в монашескую рясу с капюшоном, на его ладонях и груди отчетливо заметны стигматы — кровоточащие язвы-знаки, которые открываются на теле в тех местах, где располагались раны распятого Иисуса Христа. Постамент со статуей святого выдвинут чуть вперед, за его спиной и по бокам — два ангела-хранителя. Один из них плотно прижимает к себе обеими руками огромную книгу – библию. Постамент статуи увенчан надписью: «Святому Франциску Ассизскому в благодарность за чудесное спасение императора Франца Иосифа в феврале 1853 года».
Святая Людмила, чешская княгиня, первая мученица и первая покровительница Чехии (1720 год, Матиаш Браун, копия).
Будучи дочерью сербского князя-язычника, стала женой чешского князя Борживоя и вместе с ним приняла крещение от самого Мефодия в 871 году. Вела строгую, благочестивую жизнь, обращала чешский народ в христианство, сохранила в стране славянское богослужение. Воспитала в духе христианства своего внука, будущего князя Святого Вацлава. В 921 году, по приказу невестки-язычницы, была задушена во время молитвы собственной вуалью.
В центре скульптурной композиции возвышается величественная статуя Святой Людмилы, справа от нее стоит юный Вацлав, на его голове надета корона — свидетельство будущего пребывания на троне, а слева расположился маленький ангел-хранитель. В левой руке великомученица крепко сжимает вуаль, которой будет задушена, а правой указывает на библию, по которой учит читать Вацлава. Постамент скульптуры украшает барельеф, отображающий момент убийства князя Вацлава родным братом-язычником.
Оригинал скульптуры хранится в «Горлице» Вышеграда.
Раньше на этом месте стояла скульптура Святого Вацлава в окружении ангелов, которая обрушилась во Влтаву при наводнении 1784 года. Теперь она хранится в Лапидарии Национального музея.
Святой Франсиско Борджиа, один из самых успешных и лучших генералов ордена иезуитов (1710 год, Фердинанд Брокоф).
Родился в 1510 году в семье из знатного каталонского рода Борджиа, воспитывался как придворный кавалер при дворе своего дяди короля Арагонского. После смерти императрицы Священной Римской империи Изабеллы Португальской, у которой был советником, заявил, что больше никогда не будет служить смертному господину, отказался от всех мирских званий и вступил в орден иезуитов. В 1565 году был избран третьим генералом ордена и этот день называл днем своего распятия. Внес значительный вклад в развитие религии, организовал правильную подготовку послушников, основал миссии ордена иезуитов в Перу, Мексике и во Флориде.
На скульптуре Святой Франсиско Борджиа изображен между двумя ангелами в одеянии священника. Оба ангела держат в руках святые изображения, первый — образ Богоматери, второй — Святых Даров.
Святой Христофор, покровитель скитальцев, мореплавателей и путешественников (1857 год, Эмануил Макс).
Одна из легенд гласит, что Христофор был римлянином огромного роста, принявшим христианство. Гигант отыскивает святого отшельника, у которого просит совета, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвел Христофора к опасному броду через реку и сказал, что большой рост и сила воина помогут людям пересекать бурную реку. Однажды, когда Христофор спал, к нему подошел ребенок и попросил помочь переправиться через реку — символ перехода в потусторонний мир. Христофор посадил его на плечи и вошел в воду. С каждым шагом поток становился все более бурным, а ребенок сделался неимоверно тяжелым. С большим трудом Христофор добрался до противоположного берега и, опустив своего пассажира на землю, произнес: «Кто ты, дитя, ввергнувшее меня в такое испытание? Взвали я весь мир на свои плечи, то даже такая ноша не показалась бы тяжелее!». Младенец ответил: «Христофор, не удивляйся, ибо ты нес на плечах своих не только весь мир, но и того, кто сотворил его. Я — Иисус Христос, Царь Небесный». Так нарек Иисус его Христофором, что означает «несущий Христа».
Ранее, на месте скульптуры находилась сторожевая будка, но в 1784 году во время наводнения эта часть Карлова моста была разрушена и будку смыло. Все пятеро стражников, находящихся там, погибли. После этого движение по мосту ограничили, а пост восстанавливать не стали. Было принято решение установить скульптуру, на которой изображен Святой Христофор, несущий маленького Иисуса на плечах через бурные воды реки.
Святой Франциск Ксаверий, одним из самых успешных миссионеров католической церкви, сооснователь ордена иезуитов (1711 год, Фердинанд Брокоф).
Родился в 1506 году в аристократической баскской семье и в 19 лет отправился учиться в Парижский университет, где познакомился с Игнатием Лойолой. 15 августа 1534 года в часовне Монмартра Франциск Ксаверий вместе с Игнатием Лойолой и еще 5 сподвижниками принес клятву посвятить свою жизнь служению Богу. Этот день считается днем основания Общества Иисуса (ордена иезуитов). За 11 лет пребывания на Гоа, Цейлоне, в Индонезии, Японии и Китае основал множество церквей и монастырей и обратил в христианство тысячи местных жителей.
На высоком постаменте, который поддерживают азиат, самурай и негр, Святой Франциск Ксаверий осеняет высоко поднятым распятием индийского принца, готового принять христианство. Мальчик с морской раковиной протягивает святому воду для крещения. По левую руку от Франциска задумчиво сидит молодой человек с книгой в руках — это автопортрет скульптора Фердинанда Брокофа.
До наших дней оригинал скульптурной композиции не дошел, так как его поглотили воды Влтавы во время катастрофического наводнения 1890 года. Копия статуи была изготовлена и установлена на Карловом мосту лишь 23 года спустя.
Святой Иосиф, муж Девы Марии и приемный отец Иисуса Христа (1853 год, Йозеф Макс).
Согласно евангельскому рассказу Иосиф по прямой линии происходил из рода царя Давида, проживал в глухом городке Назарет и пребывал в бедности. Иосиф был женат дважды (Мария была второй женой) и от первого брака у него осталось шесть детей: четыре сына и две дочери. О его жизни, кроме обстоятельств рождения Христа, практически ничего не известно. По профессии он был плотником, поэтому считается покровителем плотников, столяров и дровосеков. Король Чехии и император Священной Римской империи Фердинанд III своим указом «назначил» его покровителем чешских земель.
На скульптуре Святой Иосиф в левой руке держит лилию, символ Девы Марии, обозначающий чистоту и непорочность. Правой рукой он поддерживает маленького Иисуса Христа, благословляющего город.
<p>
Оплакивание Христа, эпизод Страстей Христовых (1859 год, Эмануил Макс).
Оплакивание Христа после снятия его тела с креста является сюжетом в ряде апокрифических и теологических сочинений и отсутствует в канонических текстах. В отличие от «Пьеты», где тело Иисуса находится на коленях у рыдающей Богоматери, и отсутствуют другие персонажи, в сцене Оплакивания Христос обычно лежит на земле, окруженный несколькими фигурами.
На скульптурной композиции Карлова моста над телом Спасителя в молитве склонились сама Богородица, Мария Магдалина (раскаявшаяся блудница, последовавшая за Иисусом после исцеления от одержимости семью бесами) и Иоанн Богослов (автор четвертого Евангелия и один из любимых учеников Христа).
Святые Варвара, Маргарита и Елизавета (1707 год, Фердинанд Брокоф).
Варвара Илиопольская отличалась особенной красотой и была заперта отцом-язычником в башне, из окна которой при наблюдении окружающего мира пришла к мысли о наличии единого Создателя. Выпущенная из башни перед замужеством, познакомилась с христианами Ливана и приняла крещение. По приказу отца ее жестоко пытали и обезглавили в 306 году. Покровительница горняков и шахтеров.
Маргарита Антиохийская была дочерью языческого жреца, который изгнал ее из дома за принятие христианства. Римский префект, очарованный красотой нищенствующей странницы, предложил ей замужество при условии, что она отречется от Христа. Отказ Маргариты привел к тому, что ее жестоко пытали и в 304 году казнили. Покровительница урожая, защитница от клеветы и наветов.
Елизавета Венгерская была дочерью венгерского короля и в 1221 году стала женой правителя Тюрингии. Под влиянием францисканских монахов помогала обездоленным, строила больницы для бедных. Покровительница медиков и пекарей.
На скульптуре Святые Варвара и Маргарита изображены с венцами мучениц на голове, у ног Маргариты дракон, которому она отрубила голову. Святая Елизавета подает милостыню нищему, который с благодарностью смотрит на свою благодетельницу.
Святой Иво, церковный судья ордена францисканцев, покровитель вдов, сирот и бедных (1711 год, Матиаш Браун, копия).
Иво Бретонский с 1267 года изучал юриспруденцию и каноническое право в Парижском и Орлеанском университетах. Будучи церковным судьей, защищал интересы католической церкви от притязаний светской власти. Особое внимание уделял нуждающимся людям, поэтому он снискал популярность среди простых людей, которые называли его «адвокатом бедных». Вел скромную, аскетическую жизнь, организовывал больницы, детские дома и приюты для бездомных.
Скульптурная композиция изображает суд, на котором Святой Иво вместе с Фемидой, богиней правосудия, на глазах которой повязка — символом беспристрастия судьи, решают спор между сыном и матерью.
Оригинал скульптуры хранится в Лапидарии Национального музея.
Единственная статуя, которая стоит не на мосту, а на его опоре с южной стороны Карлова моста – легендарный рыцарь Брунцвик (1884 год, Людвик Шимек).
Согласно чешским преданиям, рыцарь Брунцвик на третий год своего царствования отправился странствовать по свету с целью совершения подвигов и прославления родины. Испытав много опасных приключений, едва не погибнув, однажды рыцарь спас жизнь Царю зверей. Лев стал его другом — защитником и помог добыть волшебный меч, который сам рубил головы неприятелям.Вернувшись домой, Брунцвик занял свой трон, на котором благополучно правил 40 лет под охраной верного льва и волшебного меча. Считается, что этот лев изображен на гербе Чехии, а меч спрятан в основание Карлова моста, и будет лежать там до тех пор, пока Праге ничего не угрожает.
Про рыцаря Брунцвика писала Марина Цветаева: «У меня есть друг в Праге, каменный рыцарь, очень похожий на меня лицом. Он стоит на мосту и стережет реку: клятвы, кольца, волны, тела. Ему около пятисот лет и он очень молод: каменный мальчик». Брунцвику она посвятила стихотворение «Пражский рыцарь»:
БледныйСтраж над плеском века –Рыцарь, рыцарь,Стерегущий реку. На постаменте стоит фигура рыцаря Брунцвика, одетого в доспехи XVI века, в его правой руке легендарный волшебный меч, в левой — щит с изображением герба Старе-Места, у его ног — лев, преданный слуга и верный друг.
По легенде, каждая статуя Карлова моста строго по очереди берет под свое покровительство ребенка, родившегося на Кампе, острове, что под мостом. Дошла очередь и до Брунцвика стать защитником новорожденного. Думал Брунцвик, что под его опекой вырастет ребенок благородным рыцарем и борцом за справедливость и свободу.
Брунцвик сошел со своего пьедестала, ловко перескочил перила и нетерпеливо расхаживал по Карлову мосту, звеня латами и высекая искры шпорами. И вот выбежал из домика на Кампе какой-то человек без пальто, и Брунцвик остановил его вопросом: «Скажите, пожалуйста, у кого-то на Кампе сегодня родился мальчик? Он здоров?». У суетливого человека не было времени даже посмотреть, кто его спрашивает, он только гордо выкрикнул: «Это у меня. Как раз спешу рассказать свату. Это девочка». И побежал дальше, не заметив, что Брунцвик остался стоять, как окаменелый. Рыцарь так ждал своего подопечного, мечтал воспитать его по своему образцу, и вот воину досталась забота о девочке. Ему казалось, что он видит слабые улыбки на лицах остальных статуй моста. Разочарованный, Брунцвик залез на свой столб и повернулся к Кампе спиной.
Девочку назвали Аничка, она была здорова и быстро росла. Брунцвик часто слышал, как она звала маму на помощь, когда мальчишки к ней задирались, и рыцарь бурчал себе под нос: «Была бы похожа на меня, так врезала бы тому пацану разок». Но Аничка только верещала и пищала.Когда она начала ходить по Карлову мосту, Брунцвик сначала видел над каменными перилами только хвостик ее волос, а по мере того, как она росла, уже и красивую голову. Она вставала на цыпочки и бросала косточки от черешни в гнездо, которое воробьи свили под ногами льва Брунцвика. Ее поведение рыцарю казалось недостойным, одним словом, девчонка! Потом она подросла и начала работать в красильне. С дюжиной других девчат она красила бумазею, полотно, шелк, ходила по Карлову мосту с руками, забавно окрашенными по локоть. То зелеными, как у лягушки, то красными, будто вымазанными малиной, иногда синими, будто к ним прилип кусок небесной лазури. Корпела от рассвета до заката, чтобы вечером принести домой несколько монет, и Брунцвик часто слышал, как она и ее подружки сетовали, выливая грязную воду в реку, на тяжелый труд и низкий заработок. Брунцвик каждый раз сжимал зубы: «Если бы она была другой, бросила бы хозяина в бак с краской или во Влтаву!». Да куда там, Аничка не такая!
Потом наступил 1848 год. Брунцвик весь оживился, его Прага взбунтовалась и воевала. Если бы мог, прибежал бы на помощь чешским студентам и подмастерьям, которые построили баррикаду перед Староместской мостовой башней против австрийского войска. Бой длился долго, и по Кампе разнеслась весть, что на Старо-Месте свирепствует голод. Красильщицы с Кампы не только посочувствовали храбрым защитникам, но и решили испечь им булок и пирогов. Купили муку, дочиста отмыли руки и испекли. Труднее было решить, кто отнесет подарок, потому что императорские солдаты стреляли залпами с малостранского берега, а над Карловым мостом пули так и свистели. Выбрали Аничку, потому что была самая маленькая. Она взяла корзину и быстро-быстро перебежала Карлов мост.
Защитники моста встретили ее, обрадовались и с большим аппетитом съели выпечку. Теперь бы Аничка могла вернуться на свой берег с пустой корзинкой, но императорское войско усилило стрельбу, начало бить из пушек и метать зажигательные бомбы. Мельницы у моста вспыхнули большим пламенем, и Аничке пришлось остаться, скрываясь за баррикадой. А там начало происходить недоброе. К повстанцам пришли рассудительные горожане с советом оставить безнадежное сопротивление против мощной императорской власти. Они боялись, что из-за какой-то свободы сожгут их доходные дома, а если повстанцы сложат оружие, государь император будет к ним милостивым и лишь снисходительно накажет за их бессмысленный бунт.После таких благоразумных советов начали сомневаться защитники моста, уже было больше разговоров, чем стрельбы, некоторые начали думать, как бы спастись, уцелеть. Как увидели, что на другом берегу австрийские солдаты готовят новую атаку, собрались уже оставить баррикаду. От всего этого Аничке стало очень печально на душе, она вспомнила, как отдала свой заработок на муку, как песком отмывала руки и локти, прежде чем начала замешивать тесто, как всю ночь пекла, как бежала по мосту под градом пуль.
Неожиданно Аничка совершила то, чего сама не могла объяснить. Она своими руками подняла красно-белый флаг, который кто-то уже опустил. Как же она была рада, что руки чистые! Внезапно, сама не зная как, оказалась на вершине баррикады, замахала флагом и воскликнула: «За Прагу! За родину! За свободу!», не подозревая, что это рыцарь Брунцвик вложил в ее сердце отвагу и в ее уста эти слова. Защитники сразу прекратили малодушные речи, взялись за ружья, заняли свои места на баррикаде и австрийские солдаты отступили. Прагу в тот день они не завоевали!
Прошло много лет, Аничка вышла замуж, стала дородной мамочкой с тихим и мягким характером. Но всегда, когда она с детьми проходила по Карлову мосту, Брунцвик гордо распрямлял грудь, рыцарски поднимал меч для ее приветствия и гордо оглядывался на остальные статуи.