Предположим, после ряда проб и ошибок мы выбрали какую-либо буддийскую традицию, центр и учителя. Возникает следующая проблема: есть много уровней буддийской практики и много способов применять её в повседневной жизни. С чего начать? Есть очень поверхностный уровень, который особо не меняет нас внутренне. А есть более глубокий уровень, где мы действительно работаем над собой, по меньшей мере для того, чтобы улучшить качество нашей жизни и избежать её ухудшения. От того, насколько мы продвинемся, зависит, устремимся ли мы к освобождению и просветлению. Стремиться к этим возвышенным целям с самого начала невозможно. У большинства из нас нет ни малейшего представления, что такое освобождение и просветление.
Многих людей поначалу привлекает поверхностный уровень, и они занимаются внешней стороной. Под этим я подразумеваю, что они носят красные верёвочки на шее, или на запястье, или и там, и там, ходят с малой (чётками) и иногда ей пользуются, что-нибудь бормоча. У них есть хороший запас благовоний и свечей, правильные подушки для медитации, тибетские изображения и картины, а в конце концов они даже начинают носить тибетскую одежду. Они торжественно сидят в этих почти что голливудских декорациях, но не знают, что нужно делать.
Помню, когда я в 1969 году впервые приехал в Индию, был расцвет эпохи хиппи и западных людей там было очень мало. Но многие из них были с головы до ног облачены в экзотичные тибетские одежды и костюмы. Я это осуждал и считал, что это оскорбляет тибетцев: западные люди им подражают и всё копируют. Я спросил у тибетского монаха, с которым делил хижину: «Что тибетцы думают о западных людях, разгуливающих в тибетской одежде?» Его ответ мне очень помог: «Мы думаем, что им нравится тибетская одежда». В его ответе не было совершенно никакого осуждения.
Осуждаем мы подобное или нет, просто переодеваясь или нося чётки и многочисленные благословлённые шнурки, разве мы меняемся? Это ничего не меняет внутри нас, не приносит больше «благословений». Наша буддийская практика должна быть внутренней.