Найти в Дзене

Практика буддизма на Западе

Часто нам кажется, что мы более занятые и подверженные стрессу люди, чем наши предки. Мы также считаем, что приход буддизма в наши западные страны ставит перед нами ряд проблем, связанных с культурными различиями. Давайте рассмотрим, что изменилось, а что осталось прежним, как справляться с возможными трудностями и какие практики находятся за пределами времени и подходят всем культурам.
Есть ли у
Оглавление

Часто нам кажется, что мы более занятые и подверженные стрессу люди, чем наши предки. Мы также считаем, что приход буддизма в наши западные страны ставит перед нами ряд проблем, связанных с культурными различиями. Давайте рассмотрим, что изменилось, а что осталось прежним, как справляться с возможными трудностями и какие практики находятся за пределами времени и подходят всем культурам.

Есть ли у современных буддистов на Западе особые сложности?

Есть ли у буддийской практики на Западе свои особенности и чем она отличается от буддийской практики в других местах и в другие времена? Есть ли в нас что-нибудь особенное? Почему нам вообще важно, чем мы отличаемся?

Причин может быть несколько. Вероятно, некоторые люди сталкиваются с различными трудностями, которые кажутся характерными для нашего времени, и хотят знать, как их преодолеть. Другие ищут поблажек, чтобы не практиковать так усердно, как люди в другие времена. Они надеются на сделку, чтобы просветлеть задёшево. Давайте отложим такую мотивацию и внимательно рассмотрим, сталкиваемся ли мы с особыми сложностями.

Если мы вступили на буддийский путь, очень важно стараться развивать осознание того, что в нас нет ничего особенного. Вряд ли мы можем заявить, будто сегодня на Западе у нас больше гнева, жадности или эгоизма, чем у людей прошлого или у жителей других мест. Люди всегда работали над теми же беспокоящими эмоциями, везде во вселенной и в любое время. Так что сейчас ничего особенного быть не должно.

Многое ли изменилось?

Некоторые утверждают, что у нас другие обстоятельства. Например, мы живём в стрессе, мы очень заняты. Бедные крестьяне в Средние века или в Древней Индии, которые работали в поле по 16 и более часов в день, были заняты меньше, чем работники офисов? Их работа отличалась, но они определённо были так же заняты. Разве пещерным людям не нужно было беспокоиться по поводу диких зверей, добычи пищи и тому подобного? У них было множество страхов, например грома, молнии и других явлений, которых они не понимали. Люди всегда жили в стрессе и страхе, не правда ли?

А во времена бубонной чумы? Мы думаем, что сейчас живём в стрессе и страхе. А если бы мы жили тогда? Не думаю, что мы можем заявить, что наша жизнь отличается повышенным стрессом и занятостью. Может, занятость и стресс стали другими, в смысле того, чем мы занимаемся. Но стресс, тревога, нехватка времени – это было всегда и везде.

Мы можем сказать, что наше общество и культура не разделяют или почти не разделяют основных предпосылок буддизма. Действительно, буддизм довольно чужд нашей культуре. Но давайте посмотрим, как буддизм распространялся в Китае. Китайцы не верили в перерождение, они всегда верили в предков: когда человек умирает, его дух или душа живёт дальше, и предкам нужно делать подношения. Это сильно отличается от перерождений. С точки зрения перерождений предки больше не с нами. Пока китайцы восприняли эти фундаментальные буддийские понятия, прошло немало времени. Если мы сталкиваемся с подобной сложностью, в этом нет ничего особенного.

Понимание того, что мы не особенные, может быть очень полезным. Представьте людей с какой-нибудь проблемой, например подростков, чьи родители алкоголики. Часто они думают: «Такие проблемы есть только у меня». И тогда проблема становится для них огромной. Осознав, что таких людей много и все они сталкиваются с той же проблемой, что они в этом не одиноки, они перестают чувствовать отчуждённость. Их проблема обретает больший контекст, они по-другому на неё смотрят и в лучшем случае развивают сострадание ко всем, у кого такие же трудности, вместо того чтобы думать только о себе.

Я думаю, это касается и ежедневной буддийской практики. Это на самом деле общая проблема: как практиковать буддийские учения, чтобы они помогали нам преодолевать жизненные трудности? Это не «моя» особенная проблема, а вызов для всех, кто хочет практиковать буддийские методы на Западе.

Слишком много выбора

Тем не менее, нельзя отрицать некоторые уникальные проблемы в жизни современного западного человека. В прошлом люди страдали от недостатка пищи и информации. До того как изобрели печатный пресс, от руки переписать буддийский текст было невероятно хорошим, щедрым поступком. Вы делали ещё одну редкую и драгоценную копию текста доступной для других, чтобы они могли читать и изучать её. Даже бумага и чернила были огромным достижением. Сегодня можно опубликовать текст или ссылку на своей странице в Фейсбуке!

Наша особая проблема в том, что нам доступно слишком много еды и информации. Как выбрать то, что нам подходит? Как ориентироваться в трёх сотнях «марок» буддизма? Это большая проблема, и волшебного решения здесь нет. Просто потому, что сайт какой-то традиции появляется первым в списке поиска на «Гугле» не означает, что она самая лучшая или подходит для всех. Нам нужно использовать разум и способность к распознаванию, а также быть терпеливыми, чтобы понять, что лучше всего подходит нам. Для этого нужно попробовать разные варианты и сделать самостоятельные выводы.