Найти в Дзене

Ту-154 первый самолет ОКБ Туполева оснащенный вспомогательной силовой установкой

Вспомогательный газотурбинный двигатель ТА-6А предназначен для автономного питания на земле или аварийного питания в воздухе электроэнергией самолётных систем и подачи горячего сжатого воздуха в систему кондиционирования, также для запуска маршевых двигателей летательного аппарата.

Двигатель был разработан в 1964 году на Ступинском машиностроительном заводе. С 1966 года выпускается серийно на Уфимском заводе «Гидравлика».

-2

Ту-154 был первый самолетом разработанный ОКБ Туполева оснащенным вспомогательной силовой установкой. Двигатель которой был ТА-6А.

-3

На Ту-154 ВСУ установлено в хвостовой части фюзеляжа. Если на первых модификациях ВСУ находилось над вторым двигателем. В модификации "М" оно было смещено в нижнюю часть технического отсека №5. Такое размещение ВСУ в последней модификации самолета обусловлено сохранения центровки переваливания на хвост при увеличенных размерах и массы двигателей в хвостовой части фюзеляжа, а также для облегчения технического обслуживания.

ТА-6А состоит из:

  • трёхступенчатого диагонально-осевого компрессора
  • трёхступенчатой осевой турбины
  • противоточной осевой камеры сгорания
  • редуктора

Принцип работы: В компрессоре происходит сжатие засасываемого двигателем воздуха. После компрессора сжатый воздух поступает в газосборник. Основная часть воздуха из газосборника направляется в камеру сгорания, меньшая его часть поступает через регулятор воздуха РВ-6 в улитку выхлопного патрубка и далее сбрасывается в атмосферу, либо воздух подается потребителям.

Часть воздуха поступает для охлаждения стенок камеры сгорания, а также смешивается с выхлопными газами, понижая температуру потока на входе в турбину до допустимой. В камере сгорания происходит получение тепловой энергии за счёт сжигания топлива в потоке сжатого воздуха.

Продукты сгорания подаются на вход турбины, где преобразуются в механическую энергию, используемую для привода компрессора и агрегатов, установленных на редукторе двигателя.

-6
  • Габаритные размеры — 1585 × 620 × 735 мм
  • Масса — 245 кг
  • Температура газов за турбиной:На режиме холостого хода, не более — 460 С° Под нагрузкой, не более — 550 С° Заброс при запуске, не более — 680 С°
  • Эквивалентная воздушная мощность — 320 л.с. при расходе воздуха 1,35 кг/с
  • Высотность запуска — до 3000 м
  • Расход топлива на режиме холостого хода — 160-190 кг/ч
  • Расход топлива при полной нагрузке (воздух и электроэнергия) — 190-240 кг/ч
  • Потребляемый средний ток при запуске двигателя, не более — 600 А
  • Время автоматического цикла запуска двигателя, не более — 45 сек
  • Продолжительность непрерывной работы двигателя, не более — 8 час.

За все время производства было выпущено множество модификаций этого двигателя. Кроме Ту-154 он устанавливался на ИЛ-62М, ИЛ-76, ТУ-144, ТУ-22М. А так же на некоторые наземные транспортные агрегаты.

-7