В этот раз коротенько обсудим такие понятия в работе психолога, как симпатия и фрустрация.
Сопереживания клиенту недостаточно, поскольку, сопереживая, консультант отказывается от себя и, в худшем случае, допускает слияние. Одна лишь симпатия вредит клиенту. Что действительно необходимо, так это комбинация симпатии и фрустрации. Клиенты должны испытывать фрустрацию при предпринимаемых ими попытках контролировать консультанта посредством невротического манипулирования, клиентам следует учиться использовать свое умение манипулировать с целью удовлетворения своих реальных потребностей. Консультант сосредотачивается на том, чтобы заставить клиента глубже осознавать себя, а не приобретать фобии, когда клиент начинает чувствовать дискомфорт.
Фредерик Перлз создавал такие ситуации, в которых его клиенты ощущали себя "увязшими в фрустрации" и затем начинали все меньше и меньше уклоняться, пока не оказывались готовыми мобилизовать собственные ресурсы. Перлз неоднократно доводил клиентов до фрустрации и ждал их столкновения лицом к лицу со своими блоками, запретами и способами уклонения от реальности, при этом клиенты учились осознавать свои глаза, уши, мускулы, ощущать себя авторитетными и испытывать чувство безопасности. Фрустрация часто позволяет открыть, что фобический тупик существует не в действительности, а лишь в воображении; в результате клиенты понимают, что постоянное ожидание катастрофы мешает им использовать собственные доступные ресурсы. Кроме того, фрустрация помогает клиентам выражать свои требования непосредственно , а не скрывать их с помощью невротических манипуляций. Императив - это первичная коммуникационная форма, и клиенты, которые могут прямо заявлять, в чем они нуждаются, и при этом имеют в виду именно то, что говорят, делают наиболее важный шаг в процессе консультирования.
Другие статьи канала: