Найти в Дзене
Киношная ночь

"Звёздные войны" – почему старые фильмы лучше новых?

Кадр из игры "Star Wars: Battlefront" от EA.
Лого не является частью игры:)
Кадр из игры "Star Wars: Battlefront" от EA. Лого не является частью игры:)

"Star Wars". Именно так, просто и незамысловато назывался первый фильм серии, без всяких там "Эпизод 4" или "Новая надежда". Лукас, как известно, не стал снимать всё с первого эпизода, так как в 70-х всё же ещё было недостаточно технических возможностей для реализации проекта такого масштаба. Но даже то, что режиссёру удалось тогда провернуть с оригинальной трилогией – случай уникальный.

Кадр из фильма "Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда". Режиссёр – Джордж Лукас
Кадр из фильма "Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда". Режиссёр – Джордж Лукас

Вот они – фильмы, снятые около 40 лет назад и набравшие многомилионную армию поклонников по всему миру – простые, наивные, несовершенные, со смехотворными боевыми сценами, с кучей условностей... Но всеми любимые.

-3

И сейчас, просматривая свежие картины франшизы, в которых уже никаких проблем с реализацией не было, чешешь голову и думаешь: это не то. Что-то безвозвратно ушло, и никакие новые световые мечи, бластеры или мегасмертельные межгалактические уничтожители планет не могут отвлечь твоё внимание от этого факта. А что именно ушло – сейчас обсудим.

Кадр из фильма "Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда". Режиссёр – Джордж Лукас
Кадр из фильма "Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда". Режиссёр – Джордж Лукас

Как я и сказал, старая трилогия крайне наивна и проста. Вот есть некая прекрасная принцесса, а юный герой, в котором кипит кровь, должен её спасти. Есть мегазлодей, порабощающий мир, и он строит оружие массового уничтожения, которое нужно взорвать, пока не стало слишком поздно.

Кадр из фильма "Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда". Режиссёр – Джордж Лукас
Кадр из фильма "Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда". Режиссёр – Джордж Лукас

Дальше идут моя любимая "Империя наносит ответный удар" и "Возвращение джедая". Что они добавляют с точки зрения сюжета? Множество перипетий, классных персонажей, новых локаций и так далее, но суть остаётся той же, что и в первой части – сюжет просто обрастает деталями, погружающими нас ещё глубже в повествование.

Кадр из фильма "Звёздные войны: Эпизод 5 – Империя наносит ответный удар". Режиссёр – Ирвин Кершнер
Кадр из фильма "Звёздные войны: Эпизод 5 – Империя наносит ответный удар". Режиссёр – Ирвин Кершнер

Почему это работает? Основная причина, как ни покажется смешным, заключается в том, что эти фильмы сделаны с любовью. Мы можем долго говорить о том, как прекрасна идея силы, которая течёт в нас (аж целый религиозный культ вокруг неё выстроили) или о том, как великий сюжетный поворот "Люк, я твой отец" шокирует нас своей внезапностью. Но будем честны, мы любим эти фильмы не за оригинальность сценария, а за тот потрясающий мир, который создал вокруг него Лукас, целиком и полностью отдавая себя вселенной "Звёздных войн".

Кадр из фильма "Звёздные войны: Эпизод 5 – Империя наносит ответный удар". Режиссёр – Ирвин Кершнер
Кадр из фильма "Звёздные войны: Эпизод 5 – Империя наносит ответный удар". Режиссёр – Ирвин Кершнер

За сцены в кантине, за песчаные дюны с прожорливым червём, за реактивный ранец и гладиаторский шлем Бобы Фета, за жабоподобного Джаббу Хатта, замороженного в плите Хана Соло, жуткого Ранкора и, конечно, (ммммммм) за световые мечи. Список можно продолжать бесконечно. Именно богатое и качественное наполнение мира, а не сюжетная линия, ведущая нас по нему, делают фильмы о "Звёздных войнах" вечными.

Кадр из фильма "Звёздные войны: Эпизод 5 – Империя наносит ответный удар". Режиссёр – Ирвин Кершнер
Кадр из фильма "Звёздные войны: Эпизод 5 – Империя наносит ответный удар". Режиссёр – Ирвин Кершнер

То же касается и первых трёх эпизодов серии, снятых Лукасом уже в нашем веке. Там сценарий, конечно, стал более закрученным и масштабным, но опять-таки, суть не в нём. В мире "Звёздных войн" хочется жить. И это невозможно променять ни на какие фантастические сценарные твисты. Каждый из 6 эпизодов расширяет вселенную, добавляя в неё всё новые и новые шикарные образы, предметы, персонажей и так далее.

Кадр из фильма "Звёздные войны: Эпизод 6 – Возвращение джедая". Режиссёр – Ричард Маркуэнд
Кадр из фильма "Звёздные войны: Эпизод 6 – Возвращение джедая". Режиссёр – Ричард Маркуэнд

А теперь посмотрим на новую трилогию, начало которой положил Абрамс. На что там сделана ставка? На историю и некие глубокие смыслы. Что ж, давайте пройдёмся по верхам и глянем, что у нас есть. Новая Звезда Смерти? Новая Империя, которая теперь называется Первым Орденом? Сноук вместо Палпатина и Кайло Рен вместо Дарта Вейдера? "Бен, я твой отец" вместо "Люк, я твой отец"?

-10

Может показаться, что сюжет там ни о чём, и тогда почему я говорю, что ставка сделана на него? Потому что наполнения в этом мире больше нет. Конечно, можно кое-что вспомнить – световой меч Кайло Рена, BB-8, какие-то новые, нарисованные на компьютере расы. Какие-то смешные птички на острове, где живёт старый добрый Люк. Но это всё такие мелочи, которые вообще не запоминаются. Что действительно нового принесла собой свежая трилогия?

Кадр из фильма "Звёздные войны: Пробуждение силы". Режиссёр – Джей Джей Абрамс
Кадр из фильма "Звёздные войны: Пробуждение силы". Режиссёр – Джей Джей Абрамс

Идея со связью Кайло Рена и Рэй мне понравилась. Вот это действительно что-то интересное – нам с самого начала показывали не только становление главного героя, но и восхождение злодея, они оба были свежим вливанием в противостояние ситхов и джедаев. Их сюжетная линия была классной и завершилась достойно. Но в остальном, как бы это ни было больно говорить, новая трилогия тупо паразитирует на старых фильмах.

-12

Мы всё это уже видели. И самое страшное, что помимо откровенного копирования и заимствования, нам ещё и не предлагают почти ничего нового. Смотря старые "Звёздные войны" ты растворяешься в понимании того, что не можешь угадать, что будет дальше. Существо какой неведомой расы сейчас появится из-за угла? Как будет звучать его язык и какие цели оно будет преследовать? Как будет выглядеть новая планета?

Кадр из фильма "Звёздные войны: Эпизод 1 – Скрытая угроза". Режиссёр – Джордж Лукас
Кадр из фильма "Звёздные войны: Эпизод 1 – Скрытая угроза". Режиссёр – Джордж Лукас

Татуин, Хот, Беспин, Дагоба, Корусант, Эндор – почему мы знаем эти названия? Нет, не только потому что по сто раз пересмотрели старые 6 эпизодов. Каждая из этих планет обладает своим собственным уникальным дизайном, они все проработаны до мелочей. Вам достаточно одного кадра из фильма, чтобы понять, где происходит действие. Песчасные дюны Татуина, льды Хота, облачный город Беспина, болото Дагоба, солнечный мегаполис Корусанта или леса Эндора.

-14

Это очень просто. Но за этой простотой скрывается огромный труд, проделанный как раз для того, чтобы вы прониклись "Звёздными войнами" и продолжили о них думать после просмотра. Что в плане новых планет нам предлагает последняя трилогия? Всё, что я вспоминаю – это инфернальная планета Экзегол, набитая звёздными разрушителями (опять надо уничтожить какую-то мелкую штучку, и это практически решит исход войны). Всё остальное – просто блёкло.

Кадр из фильма "Звёздные войны: Скайуокер. Восход". Режиссёр – Джей Джей Абрамс
Кадр из фильма "Звёздные войны: Скайуокер. Восход". Режиссёр – Джей Джей Абрамс

Персонажи? Даже не буду перечислять всех, кто был хорош в оригинальной истории – тут места не хватит. Новая трилогия? По Дамерон и всё. Серьёзно, мне больше никто не понравился. Ни Рэй, ни Финн, ни невротик Кайло, ни второстепенные персонажи, которые все были невзрачными. По заключает в себе всё то, что мы любим в старых фильмах – безрассудную отвагу, преданность идеалам, наивность. В той или иной мере это относится ко всем героям фильма, но есть что-то ещё неуловимо романтическое в этом персонаже, что относит меня во времена, когда я пересматривал по сотому разу любимые кассеты "Звёздных войн".

Кадр из фильма "Звёздные войны: Пробуждение силы". Режиссёр – Джей Джей Абрамс
Кадр из фильма "Звёздные войны: Пробуждение силы". Режиссёр – Джей Джей Абрамс

Музыка? Ничего нового. Отношусь с глубоким уважением и любовью к Джону Уильямсу, он подарил миру такое количество потрясающих саундтреков! И "Звёздные войны" не были бы такими без его вклада. Но в каждом новом фильме 6 старых эпизодов музыкальные темы развивались и дополнялись, а к тому же ещё и появлялись новые лейтмотивы, которых не было раньше. Что по 7, 8 и 9 эпизодам? Ничего. Поправьте меня, если я не прав, но разве оттуда запоминается какая-то музыка? Она ведь всё та же, а остальное как будто служит прослойкой между начальными и финальными титрами.

-17

В отрыве от главных фильмов, Disney ещё и сняли несколько спин-оффов. У нас есть военный фильм "Изгой-один" с одним из главных положительных героев, история которого начинается с хладнокровного убийства. Есть ещё картина про Хана Соло – просто никакая. Вспоминаю финальную сцену с Дартом Молом, а остальное... Ну красиво, качественно. Посмотрел и забыл. Непонятно вообще, зачем это было?

Кадр из фильма "Хан Соло: Звёздные войны. Истории". Режиссёр – Рон Ховард
Кадр из фильма "Хан Соло: Звёздные войны. Истории". Режиссёр – Рон Ховард

И вот, подходим к главному, у нас теперь есть "Мандалорец". После всего вышеупомянутого достаточно просто объяснить его успех, не так ли? Есть несколько ярких, проработанных персонажей. Почти каждая серия расширяет вселенную и показывает нам то, чего мы раньше не видели. Новая, прекрасная музыка, новые расы. Никакого паразитирования на любви фанатов к старым фильмам, а только грамотные, маленькие отсылки вроде появления AT-ST. Минимум компьютерной графики, максимум реализма и живых, настоящих костюмов!

-19

В конце концов, кристальная ясность происходящего. Никакого гениального сюжета в этом сериале нет, он так же прост, как история со спасением принцессы. Потому всё и работает. Джон Фавро прекрасно понял мир "Звёздных войн" и сумел подарить нам ту атмосферу, по которой мы так долго тосковали. За то его все и полюбили. Не потому что там милый малыш Йода (на этом можно было выехать, но не доехать до продления на два сезона), а благодаря настоящему возвращению в нашу любимую вселенную. Мы снова гадаем, существо какой расы выскочит из-за угла. И за это большое спасибо!

Кадр из сериала "Мандалорец"
Кадр из сериала "Мандалорец"

Остаётся лишь надеяться, что Disney усвоит урок и сделает выводы. "Мандалорец" показал, что у "Звёздных войн" всё ещё есть шанс превратиться из попкорн-франшизы обратно в чудесную вселенную, наполненную прекрасными героями и разношёрстным зверьём. Работайте над наполнением. Последняя трилогия – это не те фильмы, которые вы ищете.

-21

А что думаешь ты на этот счёт? Пиши в комментариях, обсудим! Ставь лайк и подпишись на канал (жми здесь), чтобы поддержать проект!

Тут ещё:
Финал "Мандалорца" удался! Обсуждаем второй сезон!