«Картины могут быть такими прекрасными, что их можно вовсе не показывать профанам.» Э. Нольде
Противоречивый отшельник и один из легендарных творцов первой половины 20 века – Эмиль Нольде, считал себя настоящим немецким художником. Однако нередко встречается упоминание о нём, как о немецко-датском деятеле искусства. И для этого есть основания.
Дело в том, что Эмиль Хансен родился в удалённой деревне Нольде в северной части Германии на границе с Данией. Этот малолюдный край, именуемый Северной Фризией, как многие приграничные территории, с течением хода истории неоднократно менял свою государственную принадлежность. В 1920 году по условиям Версальского договора и после референдума район перешёл к Дании, а население приняло соответствующее гражданство. К тому же многие и так считали себя датчанами.
Отец Эмиля был крестьянином фризом и говорил на местном диалекте, который в молодости сохранялся и у сына. Мальчик провёл детство в крестьянской усадьбе, которой девять поколений владела семья матери.
Судьба и родители уготовили ему вполне традиционный для сельского жителя путь. Однако в семнадцатилетнем возрасте ему удаётся вырваться и поступить в Школу художественной резьбы по дереву во Фленсбурге. Здесь же он работал на мебельной фабрике резчиком. После четырёх лет обучения Эмиль получил свидетельство скульптора по дереву и отправился странствовать.
Начало творческой карьеры
Принято считать, что известность к Нольде пришла благодаря участию в группе «Мост» и его завораживающим цветовым решениям. Это так. Но не только. Своего первого успеха, в том числе финансового, он добился ещё в 1896 году благодаря открыткам. Его серия альпийских гор в виде образов из сказок пользовалась спросом. Занимающий особое место в культуре и общественной жизни журнал "Югенд", воспроизвёл две из них. Внимание к своему творчеству воодушевило художника и на занятые деньги он выпустил дополнительный тираж. Сто тысяч карточек, которые были раскуплены очень быстро, принесли ему 25 тысяч швейцарских франков.
Конечно, почтовые открытки не создают славу художнику, но в силу большого числа копий, они распространяют его имя, делают его более узнаваемым на фоне скромных работников арт-рынка, которые тихо трудятся над созданием единичных произведений.
Этот заработок позволил ему оставить преподавание в швейцарском Промышленно-ремесленном музее и в тридцатилетнем возрасте отправиться в Мюнхен, где он стал посещать частную школу живописи. А позже он переехал в Париж, где тоже продолжал брать уроки.
Начало века совпадает с началом поисков своего пути в искусстве, он рисует пейзажи и сцены окружающей его в тот момент жизни – море, дюны, рыбаки.
В 1901 году в Копенгагене художник знакомится с датской актрисой Адой Вильструп и на следующий год они женятся. Тогда же Эмиль Хансен меняет фамилию на название своей родной деревни – Нольде. В 1903 году супружеская чета перебирается на остров Альс, где за 50 марок в год снимает небольшой домик. Более 10 лет он оставался для них основным местом жительства.
В изящной работе 1904 года «Весна в комнате» изображена Ада. Здесь ещё очевидно влияние импрессионистов и даже стилистическое и колористическое созвучие с поздними произведениями Макса Либермана, страстным противником которого он стал в 1910 году. Тогда, определившись с собственной дорогой, он вступил с ним в публичное противостояние.
Хотя формально в схватке Либерман победил, и даже выразил лёгкое снисхождение к протестанту, возглавляемый им «Берлинский Сецессион» был подорван. А вскоре этот форпост, ещё недавно «нового искусства», пал под натиском радикальных веяний. До сих пор многие считают, что выступление Нольде послужило катализатором для прекращения его существования.
Печатная графика
Нольде не избежал интереса к техникам печатной графики. На рубеже девятнадцатого и двадцатого века к ним возникло большое внимание. О некоторых причинах всплеска заинтересованности я упоминал в других статьях. Тогда было совсем мало художников, кто не пробовал применять их в своём творчестве.
Первая серия гравюр Нольде на металле относится к 1905 году. В поисках художественных эффектов он много экспериментировал с травлением, и мы видим весьма неожиданные результаты этих исследований. Темы работ варьируются от обнажённой натуры и многочисленных изображений порта, до религиозных сюжетов.
При помощи друзей в следующем году он освоил гравюру на дереве. В ксилографии его завораживал мощный контраст чёрного и белого, намеренное отсутствие нюансов, он наслаждался случайностями фактуры доски.
А литография позволила Нольде вернуться к его любимому цвету. Бесконечные возможности по комбинации красок полностью захватили его, и он создавал различные версии одного и того же сюжета.
Известно 525 работ, сделанных художником в печатных техниках. Они принадлежат к лучшим произведениям немецкой графики первой трети двадцатого века. Примечательно то, что свои технические находки в печатной графике Нольде документировал. К сожалению, эти записи, как и собрание собственной графики и работ некоторых из его именитых друзей погибли в белинской студии мастера в 1944 году.
«Цвет – это сила, сила – это жизнь»
Эти слова Нольде можно использовать, как один из ключей к пониманию творчества художника. Он был одержим цветом. Для него цвет стал источником вдохновения и предметом исследования.
На одной из выставок в Дрездене именно благодаря цвету его заметили художники группы «Мост» и предложили вступить в своё объединение. Членство в достопамятной группе экспрессионистов принесло многочисленные выставки, а знакомство с передовыми на тот момент художниками расширило его художественный горизонт. Сотрудничество продолжалось около года и в 1907 году он покинул объединение.
Цвет, как живая самостоятельная сущность окончательно укоренился в сознании художника и воплотился в его изобразительном языке, придал ему эмоциональную силу.
Лучше всего об этом говорит сам художник:
«Цвета – это мои ноты, при посредстве которых я образую звуки и аккорды, сочетающиеся или контрастирующие друг с другом».
«В каждом цвете есть душа, и эта душа может меня осчастливить, может оттолкнуть, может взволновать».
Конечно, Нольде был не первым и не был единственным художником, который погрузился в цвет. Но он был среди немногих, кто нашёл в нем своё уникальное и абсолютно узнаваемое звучание.
Валерий Бо
Любезно оставляйте знаки вашего внимания, комментарии и подписывайтесь на мой канал.