В 1632 году швед Густав II Адольф повелел при впадении речки Охты в Неву заложить город, который впоследствии был укреплён и назван Нюэсканцом, или по немецкому выговору, Ниэшанцем, то-есть "Невским укреплением".
В 1656 стольник Пётр Иванович Потёмкин (1617—1700) с русскими полками вышел на берега Невы, в месте впадения в неё реки Охты. Он штурмом взял шведскую крепость Ниеншанц, которую русские называли Канцы (Шанцы).
В 1658 году шведы отняли у русских Ниеншанц.
И только с 26-го мая 1703 года, с прибытием к войску государя, Петра Первого, и осадной артиллерии, инженер Ламберт на теперешней Большой Охте повёл траншеи к Ниеншанцу, на расстоянии, с которого можно было бить из мортир по крепости на случай штурма.
28-го апреля 1703 года Пётр I, взяв семь рот гвардейцев, в осьмидесяти лодках поплыл вниз по Неве, на взморье, несмотря на пальбу с крепости Ниены (Ниешанц), не причинившую никакого вреда. На взморье оставлены три роты солдат, и 29-го апреля Пётр воротился с пальбою, что принято было в Ниеншанце за сигнал к штурму, хотя у русских не было ещё готовы батареи до утра 30-го апреля. Только в полдень, в этот день, могла начаться стрельба из мортир, если бы последовал тогда отказ коменданта сдать этот пост, по царскому предложению, «на аккорд». Ответом шведы замедлили до вечера.
А как только был получен отрицательный ответ, залпы из двадцати пушек и из двенадцати мортир загудели и не умолкали всю ночь. Всё за это время в этой маленькой крепости было обращено в развалины. Губительное действие русских снарядов вынудило шведов на рассвете предложить сдачу, а на время составления условий договора прекратить разрушительное бомбардирование. Срок для составления условий был дан двухчасовой, а когда истёк он, - последовала угроза начать снова пальбу.
Шведы сдались.
1-го мая 1703 года за полисады вала и за стены крепости введены русские гвардейцы, а шведы вышли вон*, о чём свидетельствует
«Договор о сдаче Ниеншанца»
(1703 мая 1)
Договор, каков меж его царского величества генерала фельдмаршалка и кавалера святого Андрея и Мальтийскаго, господина Бориса Петровича Шереметева со единой строны и еже его королевского величества С. (Свейскаго) полковника и коменданта крепости Нейна, господина Ягана Аполова с другой страны сего нижеписанного числа при сдаче помянутой крепости постановлен есть.
I.
Чтоб господину полковнику и коменданту со всеми верхними и нижними офицеры и солдаты сего Ниенскаго гарнизону возможно свободно и без помешателтства отсюды, с распущенными знамёны и с драгунским знаком, барабанным боем, со всею одеждою, с четырмя железными полковыми пушками, с верхним и нижним ружьём, с принадлежащим к тому порохом и пулями в роту, сквозь большие ворота вытить, и потом от его ц.в. (царского величества) войска чрез реку перевезённым большою Капорскою дорогою в Нарву свободно отпущенным быти, и им офицеры в конвой придан будет, чтоб его ц.в. войска и подъезды их не обезпокоивали и не вредили; однакож надлежит, до возвращения того конвою, офицерам из гарнизона оставить.
2.
Чтоб всех офицеров и рядовых жёны, дети и слуги, раненые и больные, также свободны и без помешательства выпущены и за реку переправлены были.
3.
Чтоб все верховные и нижние офицеры с солдатами позволение имели все свои движимыя вещи вывести, на что суды им даны будут, сколько возможно, и чтоб на тех судах и 4 пушки, и раненыя и больныя, с ружьем их, перевезены были в Нарву.
4.
Чтоб весь гарнизон со всеми офицерами на месяц провианту отсюды на пропитание получил.
5.
Чтоб все чиновные люди, пасторы, гражданския служители и все, которые тамо обретаются, такое ж позволение и вольность получили, как и ратные люди.
6.
Чтоб его ц. в. зде обретающееся войско гарнизона, и жен их, и детей и пожитков ничем не касалися, и чтоб, по обнятии крепости ц.в. людьми, гварнизону дать сроку, пока все вещи свои вывезут и сами выдуть.
7.
Тотчас по совершении сего договору надлежит с стороны его ц.в. постом в крепости во удобных местах занято быть.
8.
Обязуется господин полковник и комендант все учинённыя в крепостях подкопы и скрытой порох при сдаче верно объявить, такоже и в крепости обретающихся Московских полоняников тотчас выдать.
В подтверждение и в ненарушимое содержание сего договору, настоящая капитуляция сугубо изображена, и каждой стране по единому подписанному и пропечатанному отдано.
Учинён в обозе пред крепостью Ниеном, мая в 1 день 1703 году.**
P.S. День первого мая – знаменательная дата взятия Петром Великим крепости Ниена и того места, на котором построен Петербург.Немного хронологии.