Найти тему
Historical minds

«О, что за чудесная война!»: политика на сцене театра

Оглавление

Идея поставить на сцене спектакль об исторических событиях не нова. Вспомним Шекспира с его трагедиями. А вот идея превратить историю в мюзикл и придать ей сатирический характер – новинка 60-х годов XX века. Именно таким и было театральное шоу «О, что за чудесная война», которое буквально потрясло английское общество, как в свое время это делал великий драматург.

Сегодня, 11 ноября, в день заключения Компьенского перемирия, завершившего Первую мировую войну, я хочу рассказать вам о самом причудливом, антимилитаристском, колком, сатирическом спектакле «О, что за чудесная война!» Феерия комедии и трагедии, смеха и слез, прекрасной жизни и ужасной войны.

Почему именно в 60-е годы XX века появилось шоу, которое превратило Первую мировую войну в фарс? Вообще как люди дошли до того, что они стали высмеивать войну? Дело в том, что в 1960-х преобладали пацифистские настроения: люди стремились к миру и согласию. Они тотально отрицали войну и любые ее проявления. В моде, например, это выразилось в направлении «милитари», когда дизайнеры (Christian Dior и Louis Vuitton) использовали военную одежду и стремились превратить ее в гражданскую, лишив ее таким образом своего прямого назначения. Именно поэтому стало возможным создание «О, что за чудесная война!». Это было своего рода отрицанием, неприятием политических событий тех лет.

Немного об истории создания музыкального шоу. 11 ноября 1962 г. актер театра Гарри Раффлз услышал трансляцию радиомюзикла Чарльза Чилтона, посвященного событиям Первой мировой войны. Это был документальный рассказ, построенный на фактах военной истории, воспоминаниях и песнях того времени. Уже у Чарльза Чильтона мы видим стремление совместить катастрофу на полях сражений с юмором и самоиронией «окопной» лирики.

Джоан Литтлвуд - режиссер спектакля "О, что за чудесная война!"
Джоан Литтлвуд - режиссер спектакля "О, что за чудесная война!"

Раффлз поделился идеей превращения этой радиопостановки в театральное шоу с Джоан Литтлвуд – руководителем театра Workshop, в котором они оба работали. Однако Джоан и слышать об этом не хотела, сказав, что ненавидит Первую мировую войну, военную униформу и все, что с этим связано (момент неприязни войны). Тогда Гарри Раффлз пригласил Чарльза Чилтона в театр, где они вместе исполнили несколько музыкальных композиций из радиоспектакля. В конце концов, Джоан Литтлвуд согласилась создать театральное шоу, но, что называется, с перчинкой. Она воплотила в жизнь известный принцип С. М. Эйзенштейна: «Сделать хороший (с формальной точки зрения) спектакль — это построить крепкую мюзик-холльную — цирковую программу…» Ее шоу стало дикой смесью исторического произведения с нотками балагана и мюзик-холла (элемент отрицания войны в духе 1960-х).

-3

Джоан Литтлвуд наотрез отказалась использовать военную форму. Вместо этого она одела своих актеров в костюмы Пьеро и военные головные уборы, тем самым усилив иронию. На сцене никто не умирал. По словам режиссера, она хотела, чтобы «зрители уходили из театра не рыдая, а смеясь над вульгарностью и пошлостью войны».

-4

Игре на противоречиях как одном из элементов искусства уделил внимание советский психолог Л.С. Выготский в своей работе «Психология искусства». Он говорит о противочувстве – чувстве, которое возникает вопреки эмоциональному смыслу ситуации, в противоречии с собственной причиной и условием. В данном случае у зрителя возникает чувство смеха, когда он слушает про смерть на войне. Именно из такого конфликта и возникает состояние, которое Л.С. Выготский называет «катарсисом». Благодаря противоречию человек достигает истинного значения искусства, при это он проделывает личную работу, чтобы достичь «катарсиса». Таким образом, по мнению Джон Литтлвуд, идея об ужасах войны будет воспринята с большей вероятностью через комедию, а не трагедию.

-5

Весь спектакль построен на контрасте. Джоан Литтлвуд сталкивала грязную изнанку войны с амбициями разгоряченных политиков и генералов. Она стремилась показать, как в обществе того времени уживались реалии войны и повседневная жизнь, как в их сознании умещалось желание узнать количество погибших в битве и желание пойти на охоту (ведь скоро же начнется знаменитый сезон охоты на уток!).

Повязка на голову или глаза?
Повязка на голову или глаза?

Впервые в истории острая политическая тема была преподнесена публике в такой яркой манере. Спектакль имел колоссальный успех, он действительно был чудесным и лишь затем тревожным и страшным.

В 1969 г. режиссер Ричар Аттенборо на основе спектакля снял одноименный фильм. Фильм рассказывает об истории пяти мужчин из семейства Смит, которые ушли на войну. Однажды утром все население Великобритании пришло на воскресную ярмарку в Брайтон, которая называлась «Первая мировая война». Их веселая прогулка закончилась тяжким испытанием, которое не принесло никакой пользы человечеству, кроме бессмысленной смерти. В фильме мы постоянно встречаем маки – символ Первой мировой войны. За каждым маком стоит один погибший солдат на полях Первой мировой. В конце фильма маленькая девочка бежит по полю красных маков, которые в следующую секунду становятся полем белых крестов.

О! Что за чудесная война!

Кто не захочет быть солдатом!

Как говорится, дьявол кроется в деталях. Поэтому при просмотре этого фильма обращайте внимание именно на детали. Благодаря ним у вас возникнет то самое противочувствие и вы достигнете катарсиса. Надеюсь, фильм вам понравится так же сильно, как и мне))
Как говорится, дьявол кроется в деталях. Поэтому при просмотре этого фильма обращайте внимание именно на детали. Благодаря ним у вас возникнет то самое противочувствие и вы достигнете катарсиса. Надеюсь, фильм вам понравится так же сильно, как и мне))