Найти тему
Сапфировая Скрижаль

Сознание и вечная жизнь. Новый уровень. (I часть)

В зороастризме существует интересная концепция, которая даёт нам хороший повод поговорить о природе сознания и, опираясь на современные представления, вывести нас на качественно новый уровень понимания этой темы. Речь пойдёт об учении о фраваши. Итак, начнём с краткого пересказа сути данного учения, а затем перейдём на современный язык.

Согласно зороастрийской вере Бог-Творец (Ахура Мазда) изначально создал вселенную в невоплощённом виде в духовном мире (мир меног). В этом «виртуальном» мире ещё не существовало зла. Но вероятность его появления просматривалась. Человеческие существа были порождены Ахура Маздой ещё до сотворения физического мира (мира гетиг) в нематериальной форме. Эти «предшествующие», предсуществующие души называются фраваши. Фраваши изначально были рождены наделёнными свободной волей. Поэтому при появлении физического мира перед ними встал выбор: оставаться в духовном мире, либо воплотиться в мире материальном. Материальный мир по своей природе весьма опасное место, так как является ареной борьбы двух противоположностей, двух Духов, олицетворяющих добро и зло. Дух «mainyu» переводится на русский язык как «мысль, идея». Злой Дух (Ангра Майнью) направлен на разрушение, деградацию, искажение, ложь, грязь и эгоизм. Добрый Дух (Спента Майнью) – это созидание, развитие, гармония, вселенский закон, правда, праведность и чистота. Правильные и неправильные выборы, которые совершают люди, усиливают либо одну, либо другую сторону этого противостояния.

Часть изначально созданных человеческих Духов решила воплотиться в физическом мире. Когда душа рождается на земле, в духовном мире остаётся её копия - фраваши. В идеале связь воплощённой души со своей фраваши никогда не должна прекращаться. Фраваши поддерживает душу в её праведных поступках, ощущает всё, что переживает человек и сохраняет весь прожитый опыт. По сути фраваши – это та же самая душа, только вечная и изначальная. То есть, живой человек – это одно из воплощений фраваши, аватар. После смерти физического тела праведная душа сливается со своей фраваши. В народной традиции почитание фраваши сродни почитанию предков.

По вере зороастрийцев фраваши есть у всех людей, даже у тех, кто Благой Веры не знает. Ахура Мазда создал вообще всех людей. Но не каждый человек сохраняет связь со своей фраваши. Любой неправедный выбор, который совершает человек, любой гнусный поступок ослабляет связь души с фраваши (Духом). В этот момент связь на время рвётся. Это может привести к тому, что рано или поздно связь будет разорвана окончательно. В этом случае фраваши и душа станут настолько разными, что у них не останется ничего общего, и такая душа будет потеряна для вечности. Хотя фраваши без этой своей частицы не исчезнет. Предполагается, что перед полным исчезновением оторванная душа попадает в зороастрийский ад в лапы Ангра Майнью, но идея ада появилась позднее. Фраваши есть не только у людей, но и у существ более могущественных. Так же наличие фраваши приписывается родам, народам, странам, иными словами эгрегорам.

Попробуем перевести данную концепцию на современный язык. Но начнём издалека. Сознание – это феномен, который субъективно дан нам непосредственно в ощущениях, но объективно пока не поддаётся регистрации. Тем не менее, человечество упорно продолжает создавать искусственный интеллект и уже мечтает примерять на себя лавры Создателя, предполагая, что рано или поздно искусственный интеллект разовьётся до такой степени, что осознает себя и придётся ему вручить паспорт с гражданством. Однако не всё так просто, но об этом позже. Итак, наш материальный мир в своей основе имеет информационную природу. Все субъекты, объекты и явления нашего мира представляют из себя информационные процессы (смотри предыдущие статьи). Сознание по своей сути это тоже некий информационный процесс.

Почему-то современные исследователи считают, что «наличие самосознания является достаточным условием для существования сознания». Действительно, если объект способен воспринимать самого себя, иными словами в рамках своих алгоритмов построить модель самого себя, то уж воспринимать внешний мир, строить для него прогнозы и взаимодействовать с ним он тем более сможет. Но дело в том, что для механизма по сути нет никакой разницы модель чего строить. Никакого озарения или удивления вследствие восприятия себя в механизме не возникнет, если конечно предварительно такая реакция не будет задана механизму алгоритмом, написанным программистом. Действительно, наличие у объекта саморефлексии ещё не говорит о работе сознания. Восприятие себя – это по сути всего лишь рядовое построение очередной модели внутри механизма, созданного для того, чтобы строить модели и делать прогнозы. Машина не озарится светом понимания. Только ещё одна модель и не более того. Никакие петли обратной связи тоже не сделают машину живой, сколько бы их мы ни накрутили. Машина останется машиной. Так в чём же дело?

Сознание – это субъект информационного мира, а искусственный интеллект – это программируемый объект. Субъект в отличие от объекта наделён волей. У всего того, что в нашем мире наделено волей, есть «фраваши», так как воля как таковая это продукт Высшего мира, его творящая и оживляющая сила, его «энергия». Итак, для каждого субъекта, в отличие от объекта мира, обязательно существует запущенный связанный информационный процесс - процесс «фраваши». Бог – бесконечный источник для существования всех процессов. Если процесс человеческой души утрачивает связь со своей «фраваши» - со связанным близнецовым процессом, протекающим в «Царствии Божьем», с Духом (если использовать христианскую терминологию), то человек ощущает себя совершенно отделённым от Бога и людей существом. Он становится эгоистичным и готовым причинять другим людям страдания, так как не чувствует своей связи ни с Духом, ни с людьми. Фраваши (Дух) потенциально у такого человека есть. Поэтому такой человек не лишается воли, ведь в этом мире людям позволено самим выбирать на стороне добра или зла находиться. Но, не имея связи с Духом-фраваши, человек лишается возможности транслировать энергоинформационный процесс в обитель Творца, чем лишает свою личность, живущую в этом воплощении вечной жизни. То есть становится подобен не субъектам, а объектам этого мира. Ведь вечно живёт лишь Бог. Объекты – это тоже информационные процессы, но для запуска существования объекта нет необходимости в том, чтобы существовало его фраваши.

Фаравахар - один из распространённых символов зороастризма.
Фаравахар - один из распространённых символов зороастризма.

Ну и в заключение этой части статьи: фаравахар не является изображением фраваши (по крайней мере изначально так не было). И тем более фаравахар не является изображением Ахура Мазды! Фаравахар – это изображение фраваши праведной царской династии, или фраваши царя,наделённого хварной. Слово состоит предположительно из двух слов: «фраваши» и «хварна». Хварна – это особого рода благословение, могущество, удача, харизма и сила. Кольцо в руках и корона на голове - это символы власти.

Читать вторую часть статьи.

Читать далее:

Всё в мире является энергией? Нет, ошибаетесь!

Объекты и субъекты информационного мира.

Душа и Дух. Кто я?

О Боге.