Сказание из Великой Махабхараты 1.169-171
Был на земле царь, известный под именем Критавирья. У него при жизни жрецами были потомки Бхригу, знающие веды. По окончании жертвоприношения сомы, тот владыка народов зерном и богатствами в изобилии удовлетворил тех, кто имеет преимущественное право на угощение. Когда же этот тигр среди царей отправился на небо, его потомки испытывали нужду в богатстве.
И, зная о богатстве потомков Бхригу, все те цари, пришли тогда к ним. Одни потомки Бхригу спрятали свои бесценные сокровища в земле, другие, испытывая страх перед кшатриями, роздали свои сокровища брахманам. Некоторые же потомки Бхригу, отдали богатства кшатриям, сколько те хотели, усматривая в этом смысл.
И вот однажды, одним кшатрием, когда он рыл землю в доме брахмана, было случайно обнаружено сокровище. Чтобы посмотреть на сокровище, собрались все те кшатрии. И в гневе кшатрии стали убивать своими острыми стрелами всех потомков Бхригу, даже если те молили их о пощаде. Затем могучие лучники начали бродить по земле, убивая всех из рода Бхригу, даже неродившихся детей в материнской утробе.
В то время как истребляли так потомков Бхригу, жены их из страха убежали на гору Химаван. Одна из них, прекраснобёдрая сохранила в одном своем бедре зародыш большой силы, ради продолжения рода своего супруга. И ту брахманку, блиставшую красотой, увидели те кшатрии. И вот зародыш тот, разорвав бедро брахманки, вышел словно солнце, ослепив глаза кшатриев.
Лишившись зрения, они стали бродить по ущельям гор. Тщетные в своих стремлениях и мучимые страхом, они прибегли тогда, к защите той безупречной брахманки. И сказали ей, одарённой великой долей, смущенные кшатрии, мучимые скорбью и лишённые зрения, словно костры с угасшим пламенем: «Только по твоей милости наше царское сословие может вернуть себе зрение, – сказали они прекрасной брахманке. Мы больше не будем совершать злодейства и оставим вас в покое. Яви нам свою милость. Спаси наше царское сословие от полного уничтожения. Верни нам зрение!»
Брахманка сказала:
- Я не лишала вас зрения и не гневаюсь. Но мой сын, рождённый из бедра, конечно прогневался на вас. Это он, в гневе, отнял у вас зрение, помня об убитых вами родственниках. Когда вы убивали даже младенцев потомков Бхригу, я целую сотню лет держала в своём бедре этот зародыш. Все веды вместе с шестью ангами вошли в него, когда он находился ещё в утробе и жаждал доставить радость роду Бхригу. За то, что вы убили его отца и родственников он в гневе и хочет уничтожить вас.
Его дивной силой вы лишены зрения. Так просите его, лучшего из сыновей, рождённого из моего бедра. Если вы припадёте к его стопам, он смилостивится и возвратит вам зрение.
И когда так было сказано, все цари обратившись к нему, родившемуся из бедра, сказали: «Будь милостив!» И он проявил свою милость. И он стал известен в трёх мирах под именем Аурва, так как родился, разорвав бедро. Тогда цари, обретя своё зрение, отправились по домам, а этот подвижник, потомок Бхригу, задумал уничтожить весь мир.
Великий духом направил он свои мысли на полное уничтожение всех миров. В честь погибших предков, он решил уничтожить все миры и ради этого приступил к исполнению великого аскетического подвига. И он ввергнул в страх все миры вместе с дэватами, асурами и людьми тем суровым и великим подвигом.
Тогда все предки, узнав о нём, явились из небесных миров и сказали ему: «О Аурава, мы увидели твоё могущество. Ты был суров в своём подвиге, о сын! Будь же милостив к мирам, обуздай свой гнев! Ведь тогда, все святые потомки Бхригу допустили свою гибель от рук губительных кшатриев совсем не оттого, что они были беззащитными.
Когда от долгой жизни нас одолела усталость, тогда для нас самих была желанна наша гибель от кшатриев. Ведь и то богатство, зарытое в доме потомка Бхригу, было спрятано тогда с намерением возбудить гнев кшатриев. Какая нужда в земном богатстве могла быть для нас, жаждавших достичь неба!
А когда смерть не смогла принять всех нас, нами тогда было придумано верное средство. Человек, убивший себя, не достигает святых миров, поэтому, рассудив так, мы не лишили сами себя жизни. То, что ты желаешь сделать, неугодно нам. Отврати же свою мысль от греха – от уничтожения всего мира, ибо ни кшатрии, ни семь миров не могут обесславить могущество нашего подвижничества. Обуздай же свой гнев!»
Аурва сказал:
- Обет который я дал в гневе, ради уничтожения всего мира, не может быть нарушен. Так как я не смогу жить. Если мой гнев не найдет себе выхода, он сожжёт меня, свой источник, также как огонь сжигает сухое полено. Человек, который подавляет свой праведный гнев, не способен надлежащим образом охранять закон, пользу и любовь.
Гнев, если он будет проявлен в надлежащем месте царями, желающими достигнуть неба, обуздывает недостойных и охраняет достойных. Пребывая ещё в бедре своей матери в виде зародыша, я слышал плачь матерей во время истребления их кшатриями. Когда людьми вместе с бессмертными было допущено истребление потомков Бхригу, вплоть до зародышей, от рук низменных кшатриев, меня тогда обуял гнев.
Наши беременные матери, а также отцы от страха не могли найти себе покровителя во всех мирах. И когда жёнам потомков Бхригу никто не помог, а моя святая мать сохранила меня в одном своем бедре. Ведь если есть хоть один противящийся злу, то тогда во всех мирах не может родиться творящий зло. А когда злодей нигде не встречает карателя, тогда много их стоит на свете в злых делах. Кто, обладая силой, обладающий властью не пресекает зла, хотя и знает о нём, тот становится причастным к тому преступлению.
Раз цари и дэваты, способные спасти моих предков, не стали спасать их, не желая ничем омрачать свою собственную счастливую жизнь, то я, прогневался на них вполне оправдано. А теперь я обрёл достаточное могущество, чтобы дать почувствовать мою ярость всем мирам.
Сей огонь, порождённый моим гневом, жаждет поглотить миры и если его сдержать, то он своей силой сожжет меня самого. Но вы – мои глубоко почитаемые предки, и я не могу пренебречь вашими словами. Я знаю, что вы хотите блага для всех миров. Поэтому определите, что может быть благом для миров и для меня.
- Предки сказали:
Огонь, порождённый твоим гневом и жаждущий поглотить миры, погрузи в воду, ибо миры зиждутся на воде, весь мир создан из воды, поэтому испусти в воду этот огонь твоего гнева! Пусть этот огонь, происходящий от твоего гнева, пылает в великом океане, поглощая его воды. Так обет твой будет соблюдён, и миры, вместе с дэватами, не пойдут к гибели. Тогда Аурва погрузил огонь, порождённый гневом, в обиталище Варуны. Знатоки Вед знают, что этот яростный огонь превратился в громадную конскую голову, извергающую из рта пламя и пьющую воды великого океана. Так Аурва вышел из очень трудного положения, в котором он из-за гнева оказался.
Подписывайтесь на канал, делитесь информацией, ставьте лайки.
Чтобы ПОДДЕРЖАТЬ КАНАЛ, Вы можете кликать на любые рекламные банеры на канале. Для ВАС ЭТО БЕСПЛАТНО так как Яндекс снимает средства с рекламодателя и определенным процентом делится с автором канала. Также Вы можете пожертвовать в дар любую сумму, посильную для Вас, через прикреплённую форму ниже. Благодарю за поддержку! Всех Вам благ!
Читайте также:
Бог и лже-религии
Шримад Бхагаватам с вайшнавским смыслом