Найти в Дзене
Ярослав Дуркин

«У меня нет такого спектакля, который бы мне не понравился!» Интервью с режиссером любительской театральной студии

Денис Гурьев – создатель любительской театральной студии «МЕТРО» на базе «Колледжа Метростроя». Это человек, который с десятого класса полюбил театральную деятельность и связал с ней всю свою дальнейшую жизнь. С момента своего основания, его студия каждый год представляла уникальные спектакли, где актеры - это обычные люди.
- Кем вы сейчас работаете?
Я пока работаю менеджером по продажам

Денис Гурьев – создатель любительской театральной студии «МЕТРО» на базе «Колледжа Метростроя». Это человек, который с десятого класса полюбил театральную деятельность и связал с ней всю свою дальнейшую жизнь. С момента своего основания, его студия каждый год представляла уникальные спектакли, где актеры - это обычные люди.

- Кем вы сейчас работаете?

Я пока работаю менеджером по продажам продуктов питания.

- А вот ваше образование. На кого вы учились?

Инженер-экономист. Экономическое образование. У меня еще есть дополнительное в театральном институте, но только оно не закончено. Там два года проучился на заочном отделении в институте Культуры. Режиссер массовых мероприятий профессия.

- А как вам удалось прийти к театру?

Это благодаря своему интересу. Очень много посещал спектаклей, встреч с режиссерами и актерами. Ну, еще дополнительно учился. А так только самообразование, вот так скажем, плюс вот эти два года, когда учился в институте Культуры. Что-то дали, но, к сожалению, не то, что хотел, потому что мне нравится именно постановка спектаклей. А там был подход, как массовые мероприятия, имелось в виду и концерты какие-то, шоу. Там наш ведущий преподаватель, как раз не театральный режиссер, а именно массовых мероприятий, немножко другое. По крайней мере, все равно что-то узнал про театральную жизнь.

- Какие люди или события могли вас вдохновить на пути?

События – это спектакли. Я все время, еще когда в школе учился, все время думал, что можно было поставить. Я начал пьесы смотреть, сам читать, а раньше никогда не читал. И тоже читаешь пьесы и думаешь, как это можно поставить или это невозможно. События, которые мне помогли – это скорее мои визуальные впечатления от просмотра разных спектаклей. Первый спектакль был в шестом или седьмом классе. Его поставила наша учительница – это был «Кошкин дом». Я там играл козла. Ну, вообще понравилось. Но потом, прервалось все, потому что ничего не делал, пока не вырос и не набрал опыта.

- Как получилось студию организовать?

Это случайно вышло. Был кризис 1998 года. Я работал там, в одной фирме, где продавали одноразовую посуду. Первой студии уже не было. И в 1998 году фирма закрылась. И увидел случайно объявление «Колледжа Метростроя». Требовался преподаватель экономических дисциплин. Я еще не знал, какая зарплата будет. Было некуда идти, пока. В общем, а почему бы не попробовать? Первые месяц или два поработал - ну очень маленькая зарплата была. Потом сами предложили методички создавать и в том числе сделать театральную студию. Дело в том, что мы у них выступали два раза в этом колледже со своей студией из школы и показали два спектакля. И они уже точно знали, что это можно сделать и с учащимися колледжа. И я не отказался. С 1999 года был спектакль по пьесе Зощенко «Свадьба» с лицеистами. И вот так каждый год потом ставили спектакли.

- Как набирали актерский состав на первые спектакли?

В колледже сначала были ученики, которые учились в то время. Там было объявлено: «Набирается театральная студия!». И там, на самом деле, пришли учащиеся. Девочек было достаточно. И парни, не автомеханики и автослесари, а такие специальности, как бухгалтера и повара. Затем эти специальности убрали из колледжа. Остались автослесари, автомеханики, горнопроходчики, мастера отделочных работ. Такие специальности, которые к театральному делу тяги не имеют. Поэтому приходилось привлекать друзей со стороны. И постепенно получилось, что театральная студия состоит, в основном, из друзей со стороны.

- А вот как можете описать процесс работы с коллективом?

Работа начинается приблизительно летом. Дается три месяца, чтобы найти к новому сезону пьесу. Зная возможности нашей студии, мы не все пьесы можем поставить. Я уже приблизительно знаю, как ставить, кому какая роль подойдет. Потом первый сбор, когда просто собираемся. Кто в первый раз – знакомятся, кто не в первый – уже общаются. Читаем сценарий, не заходя на сцену, ничего не играя. Нужно понять, человеку интересно или нет. С кем-то можно поменяться. И постепенно начинаем репетировать и как-то частями. Первые репетиции трудно идут, руки заняты, лицо в текст и приходится ждать, пока человек подготовится, выучит, продумает. Уже через месяц что-то начинает происходить. И постепенно все это объединяется. В итоге, все это получается в таком виде, в каком я читал пьесу и представлял себе в уме. Некоторые люди, конечно, могут внести изменения, но общее представление, как первый раз прочитал, так и получается.

- В чем сложности работать над постановкой спектакля?

Сложность в том, что некоторые не готовятся. Это не очень мне нравится. Некоторые до последнего момента учат на репетиции. Есть такие люди, которые соглашаются, а потом не хотят. Тоже потом очень трудно найти замену, и время потеряно. Все зависит от настроения каждого человека.

- А как стараетесь воздействовать на зрителя через спектакли?

Что доносит эта пьеса, и что я хочу сказать – это я уже знаю, когда решил поставить эту пьесу. То есть, я знаю, о чем сказать. Потому что, если ты не находишь смысл пьесы, не находишь того, что ты хочешь донести зрителям, то и не стоит ее ставить – ничего не получится! На репетициях я хочу, чтобы человек сам развивался в своей роли. Я исхожу из того, что мы знаем, к чему в итоге нужно прийти, но каждый артист должен проанализировать своего героя. И чуточка должна остаться от каждого артиста, ведь в постановке участвует каждый.

- Самый, на ваш взгляд, успешный спектакль за все время работы в студии?

Если взять из детского, то «Золушка». Потому что видеть, как дети сидят у тебя и верят в эту Золушку, когда с ними разговаривают, а они отвечают. Дети просто все хорошо это воспринимают. А вот из взрослого спектакля… Каждый по-своему дорог. Я знаю, где-то труднее, где-то легче ставилось. У меня нет такого спектакля, который бы мне не понравился. Я бы его тогда и не ставил.