Найти тему
Corneja о детях

Учить ребенка сомнению в общепринятой картине мира?

Оглавление

Нашла я свою старую статью аж 2012-ого года. Наивная, но местами забавная. Вспомнились строчки Юны Мориц:

Когда мы были молодые
И чушь прекрасную несли,
Фонтаны били голубые
И розы красные росли.

Особенно то место, где про чушь... Решила, что добру пропадать, может, еще кто-нибудь улыбнется моим тогдашним рассуждениям о насекомых-вредителях и уместности сомнений в общепринятой системе :)

О сомнениях в общепринятой картине мира

У меня был друг детства Юра. В младших классах ему задали написать сочинение про осень. Он написал, собственно, то же самое, что писали все остальные: что-то приторно-слащавое про золотую осень, разноцветные листья, птиц, летящих на юг, и еще что-то в том же духе.

Фото из Интернета
Фото из Интернета

Сочинение прочитала его мама. Выразила недоумение, потому что знала, что сын терпеть не может осень с ее дождями, слякотью и грязью. Надо сказать, что в то время в нашем городе асфальт был большой редкостью, и осенью грунтовые дороги представляли собой жидкое сколькое месиво, которое расползалось в разные стороны, когда на него наступаешь резиновым сапогом.

Юра переписал сочинение. Написал то, что думает об осени и всех ее «прелестях» на самом деле. Сказать, что учительница была обескуражена — ничего не сказать.

Так он и вырос эдаким бунтарем, который в старших классах писал пародии на Пушкина и прочих неприкасаемых гениев. [Ха-ха, сегодня в 2020 уже только ленивый не пишет пародий на «неприкасаемых» гениев]

Я в школьные годы была не настолько наглой, но тоже весьма своевольной. Чего только стоило мое сочинение «Катерина Кабанова и 8 признаков шизофрении».

А еще меня всегда буквально передергивало от слов: «это животное приносит пользу», «санитар леса» или «насекомое-вредитель». «Сам ты вредитель» — хотелось мне сказать.

Не, ну в самом деле… Комары — вредители, потому что они кусаются. Действительно, как посмели… А то, что без них многим птичкам нечего кушать будет — это ничего. И то, что без их личинок половина рыб вымрет — тоже несущественно. Зато люди, которые истребляют и комаров, и птиц, и рыб в промышленных масштабах — они, разумеется, не вредители, а венцы природы.

Насекомые, звери, птицы, рыбы, а так же вирусы, бактерии и все прочие не ставят перед собой цели кому-то принести пользу или навредить. Они просто стараются выжить. Уж как умеют. Они хотят жить. Это преступление?..

К чему вообще это за уши притянутое деление на полезных и вредителей?.. Мне это никогда не нравилось.

А сейчас мой ребенок после занятий в садике мне тоже вещает на тему того, что это приносит пользу, а это вред.

Жук-короед. Фото из Интернета
Жук-короед. Фото из Интернета
— Эти насекомые — вредители.
— Почему это они вредители?
— Потому что они едят ствол дерева, а дереву от этого плохо.
— У тебя есть деревянный конструктор. Чтобы его сделать, дерево срубили. Ты тоже вредитель, раз пользуешься этим конструктором? Причем, заметь, для тебя — это игрушка, а для короедов — еда, без которой они погибнут. Получается, что ты гораздо больший вредитель, раз дерево убили ради твоего развлечения?..
— Нет, я не вредитель.
— Почему это ты не вредитель?.. А как же дерево?..
…думает…
— А еще этими насекомыми питается дятел. Если их не будет, он тоже умрет с голоду. То есть короеды приносят пользу тем, что являются едой для дятла… Почему же они вредители?..
…еще больше думает…
— (неуверенно) Но дятел может других насекомых есть, полезных…

К чему я это все…

А надо ли оно вообще?..

Вот есть ребенок, которому рассказали про деление на полезных и вредителей. И его в этой картине мира все устраивает. Во всяком случае, пока. Надо ли давать ему почву для сомнений?

Ни для кого не секрет, что несогласным с общественным мнением жить сложнее… Банально, некоторые учителя в школе не любят тех, у кого всегда есть свое мнение… С ними неудобно.

Надо ли это ребенку? Сомнение в общепринятой системе?.. Или уж бог с ними, с вредителями и золотой осенью с листопадом?..

Как Вы считаете?..

***

Не помню, о чем я думала, когда писала эту статью. Был ли это искренний вопрос или своего рода кокетство (на счет того, нужно ли учить ребенка сомневаться). Сегодня у меня никаких сомнений нет. Обязательно нужно.

Фотоарт Валерии Беловой (daypictures.ru)
Фотоарт Валерии Беловой (daypictures.ru)

Надо учить думать своей головой, подвергать сомнению все, что видишь и слышишь. Анализировать, сопоставлять, проверять факты.

Другое дело, что не всегда прям уж так необходимо озвучивать это вслух. Земля не налетит на небесную ось, если в школьном сочинении написать о прекрасной золотой осени, если учитель не жалует «инакомыслящих». Отстаивать свою позицию нужно в тех ситуациях, когда это действительно принципиально важно.

Нужно научиться отличать, когда стоит проявить гибкость, а когда необходимо пойти на костер, как «нераскаявшийся, упорный и непреклонный еретик» Джордано Бруно.

Всегда, когда ввязываешься в спор, стоит задать себе вопрос: «Зачем? Чего я хочу добиться? Это действительно принципиально важно в данный момент?»

Напишите Ваше мнение в комментариях!

-4

Читайте также