Идея клубов детского чтения витала в воздухе… Да ведь различные кружки, клубы и прочие объединения в библиотеках были всегда…
Но мне захотелось организовать «свой» подобный клуб. Пожалуй, что подтолкнул меня к этому и неудачный опыт создания «литературной мастерской» (то, что обычно называют «литературное объединение, ЛИТО»). Неудачный, потому что через год, кажется, с небольшим, в общем-то, вполне нормальной работы этой «мастерской» я сам её и закрыл. Понял, во-первых (то, что и так знал), что научить писать того, кому это не дано (а дано далеко не всем) – невозможно, а во-вторых – я пришёл к выводу, что надо учить не писать, а читать, причём – прежде всего детей. И даже не учить, а просто читать с ними книжки, говорить о книжках… Ну, а если кто-то из них напишет стишок или сказку – так и это не плохо, но не главное…
Так складывалась у меня идея клуба детского чтения. С этой идеей и обратился я в Вологодскую областную детскую библиотеку, с которой у меня уже были хорошие контакты. Идею такого клуба сразу поддержала директор библиотеки Тамара Владимировна Кузнецова, а осуществлять эту идею взялась библиотекарь Светлана Николаевна Чернышёва – договорилась со школами, учителями… Светлана Чернышёва, кстати, была и участницей «литературной мастерской», а сейчас у неё издано уже, кажется, две книги детских рассказов и многочисленные публикации в журналах.
Так примерно четыре года назад и начал работать клуб детского чтения при Вологодской областной детской библиотеке «Открытая книга»… Занимались и занимаются в нашем клубе ребята из школы № 15, из 2-й гимназии, из школы № 5…
Конечно, огромная заслуга в работе нашего клуба принадлежит Светлане Чернышёвой и другим библиотекарям, педагогам, которые приводят на занятия школьников.
Встречаемся в библиотеке раз в месяц, рассказываем друг другу о прочитанных книгах. Как я и ожидал, многие ребята стали приносить и свои стихи и рассказы, некоторые из которых я публикую в литературном приложении к газете «Маяк» - «Литературный маяк», которое редактирую уже много лет.
Но, оказалось, что клуб «Открытая книга» - только начало.
Моё основное место работы – Центр культурного развития Вологодского муниципального района. По этой работе я часто бываю в библиотеках района, часто у меня проходят встречи с читателями в этих библиотеках. И естественно, что возникло желание перенести опыт областной детской библиотеки в районную библиотечную систему. Руководители Центра культурного развития и Центральной библиотечной системы Вологодского района поддержали меня, и в 2018 году появились клубы детского чтения и творчества в библиотеках Вологодского района: в селе Кубенском – «Фонарик», в посёлке Надеево – «Огонёк», в селе Новленское (в школьной библиотеке) – «Ключик». В 2019 году к ним присоединились клубы детского чтения и творчества: «Родничок» в посёлке Непотягово, и «Чтение под Соснами» в Сосновке…
Более сотни детей приходят на занятия в эти клубы (это не считаю клуба в городе). Читаем, сочиняем, разговариваем... Наш девиз: «Вместе читать интересно!»
Могу сказать, что и мне самому помогает работа с этими клубами. Во-первых – мне интересно слушать и видеть талантливых детей; а во-вторых: я стараюсь приходить на эти встречи не с пустыми руками, и несколько рассказов написал специально для них. Только за осень прошлого года написал целую серию сказок «Истории старого пня»…
Предлагаю и здесь прочитать несколько работ участников клубов детского чтения и творчества и свой рассказ…
Сергей Туманов, п. Надеево, клуб детского чтения и творчества «Огонёк»
Осенняя радуга
Наступила осень. Земля покрылась яркими красками. Саша, Серёжа и Даша пошли после школы на прогулку. Какая красота была вокруг! Но вскоре пошёл дождь и ребята быстро припустились домой. Они весело бежали по лужам, хотя дождик и был уже холодный. На небе вышла последняя осенняя радуга.
Горячова Ксения (г. Вологда, гимназия № 2, клуб детского чтения «Открытая книга»)
Волшебная ручка
Жил-был Саша Говорилкин. И учился Саша в самой обычной школе. Говорилкин Саша был двоечником, но не потому что он был балбесом, а потому что любил болтать с соседом по парте. А все мы знаем, что если много болтаешь на уроке, то пропустишь всё мимо ушей.
Но как-то раз Саше несказанно повезло. Он неохотно шёл в школу, ноги его заплетались, а глаза закрывались. Но вдруг его взгляд упал на ручку. Ручка валялась в луже и при этом вся переливалась разноцветными стразами. Саша подумал, что какая-то девочка потеряла ручку. Говорилкин был хоть и двоечник, но очень честный и добрый, поэтому решил поднять ручку и найти её хозяйку.
Когда Саша пришёл в школу, то обнаружил, что сам забыл ручку дома. А первым уроком был диктант по русскому языку.
«Ну, ладно, - подумал Саша,- делать нечего, сегодня придется писать этой ручкой, главное чтоб никто не заметил у меня эту девчачью письменную принадлежность».
Вот прозвенел звонок, дежурные раздали тетради и учительница начала диктовать текст. И тут началось волшебство! Всё, что писал Говорилкин, исправлялось само собой. Сначала Саша этого не заметил и как обычно, не проверяя, сдал тетрадь. Каково же было его удивление, когда на следующем уроке объявили, что Говорилкин написал диктант на «отлично». Все были удивлены. Учительница, Вера Николаевна, была так счастлива, что Говорилкин наконец-то взялся за голову! А как удивился сам Саша! Эта же история повторилась и на уроке математики, и на уроке истории, и на уроке географии. Саша посмотрел свои работы и начал догадываться в чём дело. Ручка-то волшебная! И тогда Говорилкин решил не искать хозяйку ручки и оставить себе такую необыкновенную ручку. Ведь это так удобно, на всех контрольных, проверочных, да вообще, всегда и за все работы можно было получить «пять» и такие заветные слова «Молодец, Саша!».
Но уже через неделю в Саше заговорила совесть. Ведь он получал пятёрки не за знания, не за собственный труд, а потому что у него была волшебная ручка. И тогда он твердо решил вернуть ручку владелице. Саша начал писать объявления о найденной волшебной ручке. Писал он эти объявления все выходные. И, конечно же, когда он расклеил все объявления, начали приходить фальшивые хозяева. Как же их было много! Ведь все хотели стать обладателями такой волшебной ручки. Но к счастью Саша не написал, как выглядит ручка и никто не мог правильно описать ручку.
У Говорилкина была подруга Оля. Девочка жила в соседней квартире, ребята росли вместе, у них не было секретов. Оля согласилась помочь Саше. Ведь она училась во вторую смену, а Саша в первую. Так они проверяли хозяев ручки по очереди. Их дружба стала ещё более крепкая. Но однажды Оля сказав, что идёт в школу начала открывать дверь, как вдруг Говорилкин заметил у неё в руках ручку! Да-да, ту самую волшебную ручку! Саша остановил Олю, выхватил у неё ручку. И спросил:
- Оля, зачем ты взяла волшебную ручку?
- Саша, у меня сегодня сложная контрольная по истории, я не успела… - пыталась оправдаться Оля.
Но Саша её перебил и сказал:
- Ты очень хорошо понимаешь, почему я против того, чтобы пользоваться ручкой. Ведь тебе поставят незаслуженную пятёрку. Поверь, тебе не принесёт счастья эта пятерка полученная таким способом!
Оля ушла, не попрощавшись, и громко захлопнула дверь.
- Ну вот, я потерял лучшую подругу! И всё из-за этой ручки! Надо скорее найти хозяйку. - Только это подумал Саша, как вдруг раздался звонок в дверь. Саша открыл дверь и на пороге увидел странного человека, похожего на фокусника из цирка. К большому удивлению Саши фокусник правильно ответил на все вопросы о волшебной ручке. Тогда Говорилкин побежал за ручкой, чтобы наконец отдать её настоящему владельцу. Когда Саша отдал ручку, то незнакомец прошептал:
- Саша, ты же знаешь, как работает эта ручка? Ну так вот, если ты будешь учиться только на пятёрки, я подарю тебе эту ручку.
Саша кивнул, а фокусник испарился, как по волшебству!
С тех пор Саша учился только на пятёрки. А что до этой ручки, теперь она ему была не нужна! С Олей Саша помирился. Оля поняла, что она была не права и их дружба стала ещё крепче!
Дмитрий Ермаков
Ключик
На выходные и в каникулы родители отвозят Иру к бабушке, в деревню. Вернее – бабушка Валя даже не бабушка, а прабабушка Иры. А бабушка она для Ириного папы. И ей уже почти сто лет.
Ира любит бывать у бабушки Вали. Хорошо у неё, спокойно. Правда, иногда немножко скучно… Особенно, когда бабушка днём задрёмывает. В это время Ира читает книжки, или рассматривает фотографии в старом большом альбоме с твёрдыми коричневыми корочками.
Вот и в этот раз, родители привезли Иру, поговорили с бабушкой и уехали. Ира слышала, что папа и мама снова зовут бабушку переезжать жить в их городскую квартиру. А бабушка отвечает: «Пока сама печь топлю – никуда не поеду. Чего я там у вас буду мешаться. Дал Бог здоровья – вот и живу…» Ира думает о том, что совсем бы и не мешалась бабушка Валя в их квартире, но, конечно, и такой большой интересный дом оставлять нельзя, это бабушка правильно говорит…
Сначала бабушка Валя накормила Иру очень вкусной кашей прямо из печки и пирожками, которые сама испекла тоже в печке. А потом бабушка стала вязать носок, клубочек поначалу крутился в корзинке у её ног, это распутывалась нитка, а потом замер – это бабушка задремала, положив руки с вязанием на колени…
Ира сначала раскрашивала карандашами картинку в книжке-раскраске, которую привезла из города, потом полистала альбом со старыми фотографиями. На одной фотографии – солдат с медалью на груди. Это прадедушка Иры, муж бабушки Вали. Его звали Василий. Он воевал с фашистами и погиб…
А на стене между окнами в рамке висит фотография, на которой очень красивый прадедушка Василий – ещё не солдат, а жених и прабабушка Валя – очень красивая невеста…
На комоде, застеленном белой накидкой с вышитым крестиком узором, стоит старая деревянная шкатулка. Почему-то бабушка Валя никогда не открывает её, хотя Ира просила… «Потом, Ирочка, я тебе всё покажу», - говорила прабабушка. «Наверное, бабушка думает, что я ещё маленькая. А какая же я маленькая – мне девять лет…», - подумала Ира, оглянулась на дремлющую прабабушку, и руки её как-то сами потянулись к шкатулке. Конечно, она понимала, что вряд ли тут хранятся сокровища (ну, какие сокровища могут быть у её бабушки Вали!), но ведь что-то же там есть.
Ира переставила шкатулку с комода на стол, попробовала поднять крышку, но та не поддалась. Ключик торчал из скважины тут же, в стенке шкатулки. Совсем маленький, старый, как и сама шкатулка, ключик.
Ира попробовала повернуть ключ, но он не поддавался, она нажала посильнее и… Всё похолодело внутри у Иры… Ключ сломался. В руке у неё остался лишь обломок, а сам ключ так и остался в скважине… Что делать! Ира подёргала крышку… Потом поставила шкатулку обратно на комод. «Вдруг бабушка Валя не заметит…» Но только подумала так, как ей стало очень стыдно… А прабабушка как раз проснулась, подняла голову, поправила очки на носу.
- Что-то я, кажется, вздремнула, - сказала она. - А уж ты-то у меня до чего тихо сидишь, Ирочка. До чего ты хороша-то у меня. Кушать не захотела ещё?
- Нет, бабушка… Бабушка Валя…
- Что, милая?..
- Прости меня, пожалуйста, я нечаянно…
- Да что же такое случилось? - заволновалась бабушка.
- Я ключик сломала.
- Какой ключик?
- От шкатулки, - почти прошептала Ира и показала обломок ключика.
- Ой, сломался всё-таки! - всплеснула руками прабабушка. - Да ты не плач, Ирочка. Он уж давно заедал, хотела отца-то твоего попросить, чтобы масла капнул да и забыла… Так ты зачем без спроса-то… Ну, не плачь, не плачь, ничего… Надо значит тебе показать… Как же нам открыть-то теперь эту шкатулку, без ключика-то? Ты вот что, сбегай-ка к дяде Коле, попроси, чтобы он пришёл, скажи – ключ сломался.
Ира быстро обулась в сандалии и побежала в соседний дом, в котором жил их добрый сосед дядя Коля. Он как раз был во дворе, копался в моторе своего автомобиля.
- Здравствуйте, дядя Коля, придите к нам, пожалуйста, у нас ключ сломался.
- Здравствуй, здравствуй, соседка. Что за ключ? - спросил дядя Коля, вытирая руки.
- Вот, - Ира подала ему обломок ключа. - От шкатулки, - пояснила.
Сосед повертел в руке обломок, хмыкнул.
- Передай бабушке, что я сейчас приду, - сказал Ире и пошёл в сарай, наверное, за инструментами.
Ира вернулась домой, а вскоре пришёл и дядя Коля.
- Ну, показывайте вашу шкатулку с сокровищами, - пошутил.
- Сокровища и есть, - согласилась бабушка Валя. - Ты уж, Коля, открой нам шкатулку-то.
Дядя Коля присел за стол, покрутил шкатулку в руках, достал из кармана куртки инструмент похожий и на плоскогубцы и на пинцет, всунул его в скважину, подцепил обломившуюся бородку ключа, с трудом провернул, замок щёлкнул. Дядя Коля достал своим инструментом обломившийся ключ и поднял крышку:
- Вот, получайте. И, будто ненароком, заглянул в шкатулку. И покачал головой…
Заглянула в шкатулку Ира и увидела там какие-то бумажные треугольники.
- Это же письма Василия моего, с фронта, - сказала бабушка Валя, подходя к столу.
- Ну, я пойду, попробую ключ-то вам новый сделать, у меня есть похожие.
Дядя Коля ушёл, а бабушка Валя достала из шкатулки первый треугольник, развернула и подала Ире:
- Ну-ка, прочитай…
Ира взяла письмо. Почерк прадедушки был очень красивый, каждая буква аккуратно выписана. Ира сначала медленно, а потом быстрее стала читать: «Здравствуйте, дорогая моя жена Валентина и доченька Варя. Пишу я вам с самого фронта, скоро пойдём в бой, будем бить проклятых фашистов. А когда победим, приеду домой и заживём ещё лучше, чем жили…»
- Варя-то, это твоя бабушка Варвара, мама твоего отца, - пояснила прабабушка Ире. - Ну, читай следующее…
И Ира читала письма одно за одним, а бабушка сидела рядом, подперев голову рукой…
Сначала это были письма из-под Москвы, потом из Белоруссии, из Польши, а последнее из самого Берлина…
«Скоро победим мы Гитлера и его свору, и будет мир. Скоро приеду домой…» - писал Василий своей жене Валентине.
- Несколько дней и не дожил до победы-то, Вася мой, - сказала бабушка Валя… И Ире захотелось обнять её, погладить по седой голове…
И тут без стука вошёл сосед дядя Коля:
- Пожалуйста, получите ваш ключик, - сказал.
Он ещё капнул прямо в скважину масло из маленькой маслёнки, вставил ключик в замок, закрыл его и снова открыл.
- Ну, вот всё и работает…
- Спасибо тебе, Николай, - сказала бабушка Валя.
- Это вам спасибо, Валентина Ивановна, и вашему мужу Василию, - сказал сосед. - Ты береги письма-то, - сказал он Ире.
Ира кивнула и прижалась к своей прабабушке. А на них с фотографии из альбома смотрел молодой солдат, так и не вернувшийся с войны.