Найти в Дзене
Две Войны

Недооценённый немецкий танк, который исполнял роль «рабочей лошадки» Вермахта

Оглавление

Panzerwaffe… Собрание лучших образцов инженерной мысли Третьего Рейха, созданные и обученные специально для «молниеносной войны», они должны были прорывать оборону противника и углубляясь в неё, подавлять силы противника на указанных участках. Для большинства людей, выросших в Советском Союзе, немецкие моторизированные и танковые дивизии ассоциируются прежде всего с "Тиграми" и "Пантерами", но настоящей "рабочей лошадкой" Вермахта был танк Pz.III, или Т-3 по советской классификации.

Самыми массовыми танками Вермахта с 1934 по 1945 годы стали три модели:

  • Pz. Kpfw IV, выпущенный в количестве более 8 тысяч штук.
  • Pz. Kpfw III, выпущенный в количестве более 6 тысяч штук.
  • Pz. Kpfw V, выпущенный в количестве почти 6 тысяч штук.

Наш «герой» на сегодня – Pz. Kpfw III, один из самых массовых танков Вермахта, полюбившийся в Panzerwaffe за свою недюжинную проходимость, комфортную управляемость и мощное на момент принятия в 1939 противотанковое 37-мм пушечное вооружение.

История развития этого танка началась в феврале 1934 года, когда управлением вооружений Третьего Рейха был объявлен конкурс на разработку «командирского» танка – Zugfuhrerpanzer. Требования комиссия выдвинула следующие:

  • Масса до 10 тонн;
  • Поворотная башня с 37-мм пушкой;
  • Двигатель мощностью не менее 300 л/с;
  • Максимальная скорость от 40 км/ч и выше.

Первые прототипы машин были созданы и переданы на испытания в войска в 1937 году, и под разными модификациями продолжали поступать до 1940 года. Первая же, с натяжкой можно сказать, серийная модель вышла с завода в декабре 1938 года под наименованием Pz. III Ausf.E. Модель отличалась от прототипов новым строением подвески, обрезиненными катками, дополнительными люками и новыми приборами наблюдения.

Колонна немецких танков Pz. III на марше. Фото в свободном доступе.
Колонна немецких танков Pz. III на марше. Фото в свободном доступе.

Первые бои

Вот его основные характеристики:

  • Боевая масса – 19.5 тонн.
  • Экипаж – 5 человек.
  • Вооружение – 37-мм пушка KwK L46/MG-34.
  • Максимальная скорость – 40 км/ч.
  • Мощность двигателя – 300 л/с.

«Боевое крещение» новый танк принял во время Польской кампании 1939 года. Причём, принимало крещение сразу пять модификаций, отличавшихся бронированием, оснащением и вооружением. В операции «Барбаросса» уже участвовало восемь модификаций этой машины. Но даже в тот период, встреча с Т-34 для большинства Pz. Kpfw. III заканчивалась плачевно – 76-мм орудие практически не оставляло шансов танку, очень легко пробивая его лобовое бронирование в 60 миллиметров. Отдельных хлопот доставляли T-3, как его называли в СССР, и пушки конструкции Грабина ЗИС-2, а в последствии и ЗИС-3, которые прошивали этот танк насквозь практически в любой проекции.

Неудачи в танковых битвах против советских танков подтолкнули конструкторов «тройки» к усилению бронирования и замене орудия главного калибра. Со вторым пунктом возникли сложности – требовалась замена башни или переделка её внутреннего устройства. Путём долгих расчётов, было принято решение о применении 75-мм пушки KwK 37, устанавливаемой в то время на четвёртую модель танка, Pz. Kpfw IV. Пришлось видоизменить и перестроить башню, для размещения орудия, изменили и саму маску. Это была последняя модификация танка, получившая обозначение Pz.III Ausf.N. В конце 1943 года, производство танков, не удовлетворяющих запросы танковых войск, было прекращено.

Последняя модификация «тройки» - Pz.III Ausf.N. Фото в свободном доступе.
Последняя модификация «тройки» - Pz.III Ausf.N. Фото в свободном доступе.

На базе оставшихся на заводе шасси были выпущены экспериментальные машины Sturmgeschutz III(САУ), Sturmgeschutz 44 (так же САУ) и противопехотной Sturm-Infanteriegeschutz33. Также на базе «тройки» выпускались огнемётные танки, командирские версии танка (отличались крайне слабым вооружением, в наличии был только один пулемёт. Главное орудие муляжировалось из дерева и металла.)и инженерно-ремонтные машины.

Успели Pz. III послужить и в Советской армии – первые захваченные у немцев танки часто переоборудовались в командирские машины. Этому способствовали радиостанции, хоть и не совместимые с советскими аналогами, но тем не менее дающие устойчивую связь с подобными машинами, комфорт экипажа и отличная оптика – всё это привело к созданию нескольких групп, на вооружении которых и стояли захваченные «тройки».

САУ Sturmgeschutz III. Фото в свободном доступе.
САУ Sturmgeschutz III. Фото в свободном доступе.

В конце 1942 – середине 1943 в Красной армии признали бесполезность танкового орудия Pz. III, после чего было принято переоснастить трофейные танки орудием С-1 калибра 76 мм, башня демонтировалась и заменялась неподвижной рубкой. Новая машина получила наименование СУ-76и (иностранная). Такая переделка была продиктована задержками производства СУ-76М, отечественного производства, и позволила в краткие сроки оснастить танковые части сравнительно эффективной САУ. Всего таких машин было произведено около двух сотен.

Низкий ресурс, из-за переделок, связанных с устройством самоходки, трудновыполнимый ремонт – всё это подстегнуло конструкторов к доработке и массовому выпуску «родной» СУ-76М. Но и списывать ещё боеспособные самоходки на иностранном шасси никто не спешил, и СУ-76и провоевали вплоть до 1944 года, после чего были списаны в учебные части.

О том, как советские танкисты "дорабатывали" немецкие машины, можно читать здесь.

Я считаю, что из-за жалоб танкистов, и критики немецкого генералитета (особенно тут стоит выделить Гудериана) этот танк остался недооценённым. Основная претензия к танку, появилась после вторжения в СССР и была связана с его довольно "скромным" орудием. Но к тому времени Т-3 уже был морально устаревшей машиной, ведь в Польше и Франции он отлично справлялся со своими задачами и двигался в такт с моторизированным Вермахтом.

В целом Pz. Kpfw. III являлся достаточно надёжной и лёгкой в освоении машиной, но недостаток места в башне для установки более мощных орудий, малый моторесурс и перегруженная ходовая снижали его модернизационный потенциал. В войсках танк умудрился продержаться почти до конца войны, несмотря на слабость орудия и бронирования, участвовал в последних боях Великой Отечественной Войны, хоть и сильно уступая советским танкам.

О том, как я прокатился на танке Т-3, можно читать здесь.

Несмотря на все неудачи – принятие на вооружение только с четвёртой попытки, конструктивные изъяны, а также откровенную слабость машины, танк стал базой, а в некоторых случаях базой стали узлы «тройки» дали хороший толчок развитию танкостроения не только Германии, но и остальных стран.

Подписывайтесь на канал "Две войны " в телеграммСпасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки , подписывайтесь на мой канал и пишите, что думаете - всё это мне очень поможет !

А теперь вопрос читателям:

Как Вы считаете, был ли танк Т-3 удачным?