Некоторые фото с примерами грануляции и частично тексты взяты отсюда:
https://mpmart.ru/news/obzor-novykh-tsvetov-akvareli-ot-marii-gokh/
Вокруг грануляции в акварели всегда ведется много обсуждений: все практикующие акварелисты знают, что некоторые краски сильнее подвержены процессу естественной грануляции, но далеко не все знают, по каким законам она работает, что влияет на ее возникновение и как ее можно использовать в работах.
Для некоторых акварельных красок характерна грануляция — выпадение частиц пигмента в осадок. Самый яркий пример это ультрамарин и кобальты, у большинства производителей эти цвета гранулируются, а бо́льшее количество воды и фактурность бумаги лишь подчеркивает неравномерность красочного слоя. Грануляция может походить на мельчайший песочек или на хлопья, все зависит пигмента.
Грануляция – это вы появление частиц пигмента на бумаге, создающее неоднородную текстуру в красочном слое. Звучит сложно? Можно сказать и проще, природа этого явления кроется в самом названии: согласно словарю, грануляция – это формирование зёрен какого-либо вещества. В случае акварельных красок это вещество – пигмент, и определенные пигменты имеют склонность гранулироваться, то есть формироваться в визуально заметные на бумаге небольшие точечки и/или группы хлопьев.
Грануляция является естественным свойством определенных пигментов, таких как голубой, французский ультрамарин, марганцевый синий, сырая сиена и другие.
Пигмент оседает с помощью связующего вещества и воды в глубинах текстурированной акварельной бумаги. Иногда пигмент оседает также на более гладкой бумаге. Это свойство может быть очень полезно для некоторых предметов: облака, пляжи, туман и многое другое. Это хороший способ, чтобы протестировать все цвета на это свойство, смачивая бумагу и нанося краску, а затем, раскачивая лист назад и вперед, добиться растворения пигмента. Многие цвета не гранулируются, поэтому, если вам нужно это свойство, проверьте цвета, чтобы найти нужные. Обычно синтетические заменители гранулирующих цветов не обладают этим свойством.
Прежде чем рассказывать о причинах возникновения грануляции и конкретных местах ее применения в акварельных картинах, стоит пояснить связанный с грануляцией термин «флокуляция». Среди акварелистов ведутся бурные обсуждения о том, являются ли эти два процесса разными по своей сути. Одна из версий, обоснованная химиками, звучит как «грануляция – появление видимых частиц пигмента на бумаге из-за выпадения его в осадок, а флокуляция – это взаимопритяжение мелких частиц пигмента в группы, создающие узоры на бумаге, и это принципиально разные по принципу действия процессы». По другой версии, у которой тоже немало сторонников, флокуляция – это подвид грануляции, просто один из ее вариантов. Как бы то ни было, есть и те, кто утверждает, что это вообще не важно, потому что главное – не то, как называется этот процесс, а то, что в результате применения определенных красок на поверхности бумаги образуется текстура.
Что влияет на образование грануляции в акварели?
1)Природа пигмента.
Самый важный фактор образования грануляции – это то, какой пигмент используется при ее производстве. Существуют группы пигментов, которые имеют природную склонность к грануляции. Это:
- ультрамарины
- кобальты (в том числе церулеумы)
- земли
- группа черных цветов
2)Количество и качество воды.
Как правило, грануляция сильнее всего проявляется при большом количестве воды, как на бумаге, так и в самой смеси. То есть, если вам нужно, чтобы грануляция была больше, не жалейте воду.
Как правило, грануляция сильнее всего проявляется при большом количестве воды, как на бумаге, так и в самой смеси. То есть, если вам нужно, чтобы грануляция была больше, не жалейте воду.Помимо этого, один из факторов образования грануляции – само качество воды, используемой для акварели. В случае жесткой воды с большим количеством минералов грануляция будет сильнее, чем в случае дистиллированной воды.
Помимо этого, один из факторов образования грануляции – само качество воды, используемой для акварели. В случае жесткой воды с большим количеством минералов грануляция будет сильнее, чем в случае дистиллированной воды.
3)Фактура бумаги.
Гранулирующиеся частички пигментов тяжелее и крупнее, чем привычные тонко-тертые однородные краски, и под воздействием гравитации они проваливаются в «ямки», создаваемые фактурой бумаги, и тем самым формируют эффект разнородного красочного слоя. Таким образом, грануляция более вероятна на бумаге фактуры Fin и Torchon, чем на бумаге без фактуры Satin – хотя и в случае гладкой бумаги без явной фактуры грануляция также возможна.
Спрей для гранулирующего эффектов в акварели
Для создания эффекта грануляции в красках, изначально к этому не склонных, можно использовать специальный спрей: такой есть у Schmincke, он называется AQUA granulation spray.
Кстати, вот видео от "Передвижника" по нему:
Стоимость спрея: от 900 р.
Есть и другие спреи (медиумы), но стоит помнить, что такой спрей/ медиум "только имитирует визуальный эффект грануляции, просто потому, что не существует способа, - кроме как полностью и грубо разрушая краску, - заставить гранулироваться пигмент, изначально к этому не склонный. Это такое же свойство пигмента, как и светостойкость, и это невозможно изменить. Единственный способ создать ощущение грануляции - это оставить микроскопические пятнышки бумаги без цвета. Медиум раздвигает частицы пигмента при попадании во влажную заливку, и в результате образуется красочный слой с определенной структурой - и, конечно, это совершенно другой механизм в сравнении с природной грануляцией. "
Видео про грануляции от "Художник Online" :
И ещё немного про краски:
Теперь про краски отдельно:
1)акварель "Van Gogh" от компании "Royal Talens" эффектом грануляции, серия "Dusk"
"Яркие, сочные, специфические цвета с чёрной и явной грануляцией (за счёт присутствующего пигмента P.Bk.11). Эти герои не нуждаются в громком представлении, они успели покорить сердца половины рисующих людей, как только Royal Talens представил их на художественном рынке."
Вот они:
Стоимость:
Обзор акварели: Обзор акварели:
2) акварель Rembrandt от от компании "Royal Talens" эффектом грануляции, серия "Dusk"
" Специфические цвета с чёрной и явной грануляцией (за счёт присутствующего пигмента P.Bk.11). Художников покорила эта серия в акварели Van Gogh, а акварель Rembrandt определённо укрепила это восхищение новыми и интересными оттенками."
Есть ли разница между серией «Dusk» от Rembrandt и «Dusk» от Van Gogh?
Цвет от "Rembrandt" − чистый, цвет от "Van Gogh" − с тёплым оттенком.
А теперь о цене:
3)PrimaTek-особая серия в линейке американского производителя Daniel Smith.
Она отличается тем, что в качестве пигментов, по словам производителя, используются натуральные полудрагоценные камни и минералы, в результате чего получаются невероятные оттенки и высокая грануляция. Информации о красках, кроме восторженных отзывов, крайне мало. 3)PrimaTek-особая серия в линейке американского производителя Daniel Smith. Она отличается тем, что в качестве пигментов, по словам производителя, используются натуральные полудрагоценные камни и минералы, в результате чего получаются невероятные оттенки и высокая грануляция. Информации о красках, кроме восторженных отзывов, крайне мало.
Есть очень подробный отзыв о красках, правда, на английском, но я дам на него ссылку:
https://www.handprint.com/HP/WCL/primatek.html
Как линия акварели, краски PrimaTek, как правило, имеют темные цвета с низкой насыщенностью цвета. Краски относительно дороги и имеют низкую красящую способность (на кисть набираешь много краски, а на бумаге в итоге мало цвета), что означает, что они не могут быть выгодной покупкой для художника.
Цвета легко снимаются с бумаги, что затрудняет использование нескольких слоев акварели или лессировок. Эти свойства краски способствуют другому подходу к рисованию, который в большей степени зависит от кисти, чем от заливки и точных манипуляций. Низкая цветность и низкая тонирующая способность побуждают использовать краски как чистый цвет, а не как цветовые смеси.
В качестве акварели краски "PrimaTek" являются интригующим, но, едва ли, незаменимым дополнением к палитре художника. Новичкам может не понравиться ограниченная цветовая гамма,а опытные художники могут испытывать трудности с использованием красок с отличным художественным эффектом, отличающихся по цвету, текстуре и характеристикам обработки.
Есть сомнительный момент, касающийся добычи самих пигментов и их «натуральности». Если вы посмотрите маркетинговые видео, то, скорее всего, услышите рассказ про легендарную ляпис лазурь. И все. Так вот, сомнительность момента заключается в том, что все пигменты серии Приматек могут быть воспроизведены искусственно, многие из них можно свободно купить в магазинах и экспериментировать самому, но это не будут стопроцентно перетертые камни, это будет синтетический аналог. В натуральных камнях очень много примесей, в этом случае практически невозможно стандартизировать краски и очень сложно их очищать. Та же бирюза слишком дорогая, чтобы пускать ее в краски, многие украшения с натуральной бирюзой сейчас покрыты лаками и смолами для сохранения текстуры и цвета камней. Поэтому действительно ли акварель настолько драгоценная, как заявлено?
Идеальная бумага для "Приматек" — крупнозернистая и плотная, так цвета идеально гранулируются в частичках бумаги и выглядят очень красиво.
Плюсы:
— интересные непредсказуемые переливы цвета и грануляци
— высокая светостойкость (по словам производителя)
— приглушенная благородная палитра
— можно купить для пробы маленькие тюбики 5 мл, дот карту или взять сразу 15 мл
— можно купить для пробы маленькие тюбики 5 мл, дот карту или взять сразу 15 мл
Минусы:
— высокая цена
— высокий расход краски
— много связующего в ряде цветов — как следствие:
— многие цвета прозрачные, мыльные и плохо кроющие, легко смываются в лессировках
— со временем цвета очень сильно высыхают и их невозможно набрать, выдавливайте краску только под текущую работу
— сомнения относительно натуральности пигментов, и как следствие, такого высокого ценника
— нестабильность в цвете и заливке
О цене: от 2599 рублей за 6 цветов в тубах по 5 мл! :(
4) Paul Rubens и "Super Vision watercolor" от "CAAM"
У меня есть статья про " Super vision" и "Paul Rubens" отдельно:
По ценам- от 200 до 800 рублей за тюбик. Сейчас, до 28.11.2020, там скидки. Но доставка- платная.
Заказать можно на "Алиэкспресс", ссылка на магазин :
https://dingyistationery.aliexpress.ru/store/4986060?spm=a2g0o.detail.100005.3.144896afarIzss
Пока что, мне больше всех понравился, если судить по обзорам-отзывам в интернете , продукт от "Royal Talens" эффектом грануляции, серия "Dusk". Их и буду покупать.
А вы пользуетесь такой акварелью с эффектом грануляции? Может, знаете ещё марки, выпускающие подобные краски?