Найти тему

Какой может быть цена одного поцелуя: история любви Паоло и Франчески в картинах художников

Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Есть в мировой культуре такие бродячие сюжеты, которые, возникнув очень давно, волнуют сердца людей до сих пор. К этим сюжетам вновь и вновь обращаются художники. История двух влюбленных, нарушивших запреты и погибших за это - один из таких сюжетов. Ее истоки лежат в средневековье, когда область отношений между мужчиной и женщиной была под строгим контролем общественных институтов. Брак и любовь имели друг к другу мало отношения. Женились не по любви. Но сердцу не прикажешь.

Трагедия влюбленных была в том, что, отдаваясь чувству, они становились преступниками в глазах общества. И были за это наказаны.

Гаэтано Превиати «Паоло и Франческа»
Гаэтано Превиати «Паоло и Франческа»

Посмотрите на драматичную ситуацию, изображенную Гаэтано Превиати. Мужчина и женщина упали, сраженные одним мечом. Это Паоло и Франческа, история которых пережила века. Она жила в устной традиции, пока Данте не рассказал о ней в своей "Божественной комедии". После этого образы влюбленных стали изображать разные художники, сюжет стал легендарным.

Реальная подоплека истории связана с событиями, произошедшими в XIII веке.

Феличе Джани . "Франческа и Паоло обнаружены Джованни"
Феличе Джани . "Франческа и Паоло обнаружены Джованни"

Они произошли в Италии, в районе Романьи. Правителем Римини с 1239 года был Малатеста да Веруккьо, имевший четырех детей, среди которых был сын Паоло, имевший прозвище Прекрасный. Союзником Римини была семья Да Полента, руководившая Равенной. Чтобы закрепить политический союз, правители обоих городов решили поженить своих детей. Да Полента выдал свою дочь Франческу за старшего сына Малатесты, хромого Джанчотто.

Джозеф Ноэль Патон . "Убийство Паоло и Франчески"
Джозеф Ноэль Патон . "Убийство Паоло и Франчески"

При этом родители решили провернуть мутную аферу. С моральной точки зрения все это выглядит крайне мерзко, но в средние века были свои представления о порядочности. Короче, понимая, что девочка (а Франческе было, думаю, лет 12-14, именно в таком возрасте тогда выдавали замуж) не захочет выходить за уродливого Джанчотто, родители заставили красавца Паоло жениться на ней по доверенности от брата и внушить Франческе, что ее мужем является он, то есть Паоло.

Какая-то дикая чушь, но факт. Именно такова была завязка этой истории.

Жан Огюст Доминик Энгр. "Франческа и Паоло"
Жан Огюст Доминик Энгр. "Франческа и Паоло"

Увидев Паоло, Франческа немедленно согласилась выйти за него замуж, и состоялось бракосочетание. По доверенности. Далее должна была последовать брачная ночь, которая и состоялась в полной темноте. Когда же стало достаточно светло, юная жена обнаружила, что с ней в постели не Паоло, а посторонний тип, это был, естественно, Джанчотто. Мда... Представляю шок несчастной Франчески. А те, кто ее так гнусно обманул, чувствовали себя прекрасно и радовались успеху своей аферы.

Кстати, надо заметить, что сам-то красавчик Паоло был в это время женат на одной богатой наследнице.

Александр Кабанель "Паоло и Франческа"
Александр Кабанель "Паоло и Франческа"

Бедная девочка, жертва мерзких нравов своего времени, восприняла ситуацию смиренно. Она потом еще дочку родила. Шли годы. Паоло стал губернатором Флоренции, Джанчотто - мэром города Пезаро. Живя недалеко друг от друга, они встречались. Паоло любил проводить время в замке брата. Общался он, конечно, и с Франческой. Как-то младший брат подсмотрел их встречу и увидел, что она больно уж нежна. Тут же сообщил Джанчотто. Муж сделал вид, что уезжает, но внезапно вернулся (проверенный трюк!) и застал свою жену целующейся с Паоло над раскрытой книгой о рыцаре Ланселоте.

Джузеппе Фрашери. "Данте и Вергилий слушают Франческу и Паоло"
Джузеппе Фрашери. "Данте и Вергилий слушают Франческу и Паоло"

Разъяренный муж вонзил меч в обоих.

Эту историю художники видели то в романтическом, то в трагическом ключе. Чаще всего они изображали момент поцелуя и внезапно выросшую над влюбленными фигуру разъяренного мужа с мечом. То есть это последние секунды жизни Паоло и Франчески. На этом фоне выделяется картина Джузеппе Фрашери, показывающая их в загробном мире, куда проникли Вергилий и Данте. Влюбленные тут, наконец, вместе. Но они несчастны, ибо не попали в рай.

Вот что сказала душа Франчески потрясенному поэту:

«Тот, с кем навек я скована терзаньем,
Поцеловал, дрожа, мои уста.
И книга стала нашим Галеотом!
Никто из нас не дочитал листа».
Дух говорил, томимый страшным гнетом,
Другой рыдал, и мука их сердец
Мое чело покрыла смертным потом;
И я упал, как падает мертвец.

Почитайте еще на моем канале:

Противоречивый образ ростовщика и банкира в искусстве

Самурай, ставший христианином: судьба первого японского посла в Европе

В блоге мужа:

Новые правила кинопремии "Оскар" какие-то подозрительные