Как купить тур он-лайн дешевле
Среди домов, завершающих Английскую набережную, выделяется одно из строений - особняк А.Л. Штиглица. Зодчим великолепного особняка является архитектор Александр Иванович Кракау, сумевший объединить стены двух жилых построек в единое здание. Один из этих жилых домов построили в начале 18-го века (в 1716 году) и это было первое на набережной каменное строение. Возводил дом корабельный мастер периода Петра Великого, Иван Немцев. Вслед за Иваном Немцевым, владельцем дома стал известный архитектор, зять Немцева, Савва Иванович Чевакинский. Купец Михаил Сердюков являлся хозяином другого жилого дома (Сердюков построил так же систему водных каналов Вышнего Волочка).
Особняк барона Штиглица ориентировочно был возведен в 1859-1862 годах. Кракау удалось придать схожесть фасаду особняка некоторым дворцам итальянского ренессанса. Фасад здания разделен на 2 этажа, первый отделан рустами, стены второго – оштукатурены, штукатурка имитирует тесаный камень. Наличники окон на первом этаже выполнены в простой, строгой манере, с расположенными над проемами окон прямыми сандриками. Наличники бельэтажа изготовлены в виде портиков, устроенных из колонн, стоящих на пьедесталах справа и слева окон и удерживающих фронтоны треугольной формы. Центральная часть фасада подчеркнута двумя колоннами, по левую и правую стороны входа, образующими портик. Украшенный лепкой широкий фриз, завершает фасад строения.
Особую ценность художественного свойства имеют интерьеры особняка. Особо можно выделить среди интерьеров парадную лестницу белого мрамора – за глубину композиционного решения. Стены лестницы на высоте второго этажа украшены коринфскими пилястрами. Украшенная колоннами арка служит выходом со стороны лестничного помещения. С площадки 2-го этажа дверь ведет нас в комнату, которая выходит окнами на Неву. Рядом с этой комнатой, являвшейся приемной, находилась большая, в пять осей, гостиная с кариатидами. Гостиная, посредством трех широких проемов, соединялась с залом для танцев – самым вместительным и эффектным помещением, которое украшали коринфскими колоннами.
Резьба, лепка с позолотой, драпировка из штофа повсеместно использовались в отделке внутреннего убранства особняка. Парадные помещения гармонично дополнены каминами, в отделке которых использованы скульптурные элементы, цветной и белый сорта мрамора. Кракау поместил скульптуры композиторов в концертном зале особняка, расположив их в медальонах овальной формы, на падугах. Эскизы для панно «Четыре времени года» для украшения интерьеров были выполнены авторитетом русской живописи – Федором Антоновичем Бруни.
Архитектурное решение внутреннего двора, выполненное в стилистике барокко, также представляло определенную художественную ценность.
В 30-х и 40-х годах XX века особняк претерпел некоторую перестройку – так, вначале (в 1938-1939 гг.) был надстроен этаж к правому дворовому флигелю, затем (в 1946-1947 гг.) также еще один этаж был надстроен над Мавританским залом. Металлическими балками было усилено деревянное перекрытие в послевоенные годы.
Барон Штиглиц, которому принадлежал особняк, являлся одним из успешнейших коммерсантов в России XIX века. Однако Александр Людвигович был не только коммерсантом, но еще и промышленником (а от отца он унаследовал еще и мануфактуры и фабрики), финансистом, благотворителем.
Память о бароне Штиглице осталась не только в виде особняка. Художественно-промышленная государственная Санкт-Петербургская академия была основана на деньги Александра Людвиговича. А.Л. Штиглиц выступал спонсором строительства вокзала Новый Петергоф, одним из первых проектов, финансировавшимся Штиглицем было строительство между Петербургом и Москвой железной дороги.
Штиглиц заслуженно получил множество высших наград Российской империи, а в 2009 году на вокзале Новый Петергоф, барону был открыт памятник, созданный скульпторами Я.Я. Нейманом и С.П. Одноваловым.