1,3K подписчиков

Трагедия Русской Венеции

Коллаж автора
Коллаж автора

Вышний Волочек, еще недавно был знаменит той самой извечной пробкой на трассе "Россия". Сейчас же, когда построили трассу М11, он вообще становится мало известен всем водителям, кроме, большегрузов. Эдакий местный российский Радиатор Спрингс, если вы понимаете, о чем я.

А ведь раньше он стоял на крупнейшем мировом торговом пути - Великом шелковом пути. Путь начинался в Китае, плутал через горы, реки, пустыни проходил до Каспийского озера (ладно, ладно, пусть будет море), далее, по шел Волге, Тверце, доходя, наконец до места, где был волок. 

Волок-это место на торговом пути, где торговые корабли (или, вернее, лодки-плоскодонки) по земле, перетаскивались в реку Цна, которая, в свою очередь, впадала в Мсту, та-в Ильмень, а далее по Волхову в Нево (Старое название Ладожского озера, а, точнее, системы река-озеро), и уже по Неве или Вуоксе в Балтийское море. 

Этот путь был очень важен и практически всегда контролировался сильными государствами и по сути будучи государствобразущим. На нем возникли Киевская Русь, Булгария, Новгородская Республика, Хазарское государство, и существовал до тех пор, пока монголы, а потом и Российская империя, как преемник московского царства, не взяли его под полный контроль. 

Так, что можно поставить тогдашний Волочек по важности рядом с городами Ганзы, Новгородом, Булгаром, Саркелом, не говоря уже про медвежий угол боярей Кучковичей на семи холмах в стороне от путей, выросший до столицы пяти морей (т.е.Москву). 

Да, именно этот момент, а не основание Санкт-Петербурга практически уничтожило города жемчужной нити пути из Варяг в персы. 

Петр Первый, оценил важность пути. С имперским подходом он сделал город почти Венецией, прорыл каналы, углубил реки, чтоб товарооборот шел без проблем. Работали тут и голландские специалисты, и русские самоучки.

Проложенная в Вышнем Волочке старейшая искусственная водная система связала также в 1703 году водным путем Санкт-Петербург с остальной страной, решив вопрос его снабжения продуктами питания в 18-19 веках.

Обратите внимание на правильность и геометрию расположения улиц. Чем вам не линии Васильевского острова Санкт-Петербурга, получившего имя Северной Венеции?

Скриншот с яндекс.карты
Скриншот с яндекс.карты

И город активно рос, до тех пор, пока…

... не пришла эра советского союза. 

Тогда амбициозный канал имени Москвы соединит Москву с Волгой. Строительство Волгобалта, водохранилищ на Волге (ну если называть ее правильно, то Каме), изменили гидрографию региона, а реки Мста и Тверца обмелели. Товар уже пошел по железным дорогам и бывшему Мариинскому торговому пути, до того бывшим просто встречным движением пути через Волочек. (О другом торговом пути мы расскажем позднее). Волочок опустел, гостиный двор стал гулок, суета вна улицах стала менее насыщенной. Люд рассосался по другим центрам торговой активности.

В итоге роль города, как бывшего транспортного центра, свелась к обслуживанию трассы СПб-Москва. Сейчас мы не сможем даже оценить товарооборот, что шел по этой земле. Это и шелк, и хлопок, и ковры, посуда, прочие товары роскоши из Китая и Средней Азии, пенька, лен, мед из Руси, а на пути обратно-европейские достижения, серебро и железо. 

Да, что говорить, за пару лет будучи, просто, смотрящим со стороны шведов над Новгородом, военный губернатор Делагарди смог построить с налогов несколько замков и стать богатейшим человеком Шведской Империи и это все во времена Смуты…

Воистину, города живут, пока через них проходят торговые пути. А нам, потомкам, остаются лишь намеки о когда-то великой истории.

Старотверецкий канал в Вышнем Волочке. 1703 год. Личный архив автора
Старотверецкий канал в Вышнем Волочке. 1703 год. Личный архив автора
Бывший гостиный двор в Вышнем Волочке. Личный архив автора
Бывший гостиный двор в Вышнем Волочке. Личный архив автора