Своеобразные отношения между Максимом Горьким и Надеждой Пешковой имели на Руси глубокие корни. Не буду углубляться в историю вопроса, те кому интересно могут прочесть об этом здесь. Скажу только, что готовясь к написанию романа "Мать" и рассказа "На полях", великий пролетарский писатель исследовал тему глубоко.
Вернусь к судьбе Надежды Пешковой. Она вызывала интерес не только у мужчин, но и у женщин. Тонкая ценительница женской красоты Фаина Раневская писала: «В 1922 году Горький уехал со своим сыном и невесткой в Италию. Там очаровательная молодая Надежда Алексеевна, следившая за европейской модой, решила отрезать свою роскошную косу. На следующий день короткие волосы выбились из-под шляпы. Горький, увидев это, заметил, что раньше в России кучеров звали Тимофеями — их кудри торчали из-под шапок. Так и осталось за Надеждой Алексеевной это имя — Тимофей, Тимоша».
Добавлю. Надежда еще покрасилась в блондинку. И по улицам итальянских городов с ней было трудно ходить. Горячие итальянские парни кричали вслед:
- блонда, о блонда!
В 1929 году, во время поездки А. М. Горького в СССР, "Тимоша" добавила красок к своему образу. Тогда их повезли на Соловки. Вслед за знаменитым писателем на пристань сошла женщина вся в коже - черная кожаная фуражка, кожаная куртка, кожаные галифе и высокие узкие сапоги. Это была Надежда Пешкова. Представили коротко стриженную блондинку всю в коже? Ничего не напоминает?
У самой "Тимоши" остались такие воспоминания о поездке: "Вечером слушали концерт. Угощали нас соловецкой селедочкой, она небольшая, но поразительно нежная и вкусная, тает во рту".
В 1934, после смерти сына Максима Горького, нарком Ягода организовал новую поездку писателя. На этот раз по Волго - Донскому каналу. Себе он зарезервировал каюту рядом с Надеждой, но та в резкой форме отказалась от такого соседства. И "кровавый нарком" вообще сошел на берег.
Кстати, Генрих Ягода был обвинен в отравлении мужа "Тимоши". Арестованный секретарь Горького, под пытками показал, что был информатором Ягоды вместе с... Надеждой Пешковой. Но к ней у НКВД претензий почему-то не возникло.
Как я уже писал, только после расстрела Ягоды с Тухачевским и блокирования "органами" писателя- графа - плейбоя Алексея Толстого, у Надежды Пешковой появились настоящие женихи.
Первым был Академик Иван Луппол (1896 - 1943). Видный мужчина, типажом напоминавший Алексея Толстого, был директором института мировой литературы им. Горького. Он пригласил невесту к себе на родину - в Тбилиси, на торжества по случаю юбилея Шота Руставели. Затем молодые поехали отдыхать в дом писателей под Тбилиси, где Академика и арестовали 20 сентября 1940 г. В июле 1941 он получил высшую меру. Летом 1942 расстрел был заменен 20 годами лагерей. Умер 26 мая 1943 в Мордовии.
Говорят, Надежда пыталась спасти Луппола через свои связи в НКВД, но смогла спасти только себя.
Следующим претендентом на руку и сердце стал Мирон Мержанов - архитектор дач Сталина в Кунцеве, Мацесте, Бочаровой ручье. "Органы" его взяли прямо в том особняке на Малой Никитской, где жил А. М. Горький и где осталась Надежда Пешкова, после кончины свёкра. Арест произошел на глазах внучек Максима Горького.
Мержанову повезло больше, он выжил. Освободился в 1954. В 1956 реабилитирован. До 1960 жил в Красноярске, затем вернулся в Москву. Работал в "Моспроект". Скончался в 1975, пережив свою возлюбленную на 4 года. Кстати, высшие награды СССР - звезды Героев советского союза и Соцтруда - это его реализованная идея.
Третьим женихом стал бывший муж одной из дочерей М. И. Калинина Владимир Попов. Арестован в 1953. Судьба неизвестна.
Представляете состояние женщины, у которой система убивает поклонников практически у ЗАГСа? Тут нужен Шекспир, чтобы описать глубину трагедии. Я, увы, не Шекспир, поэтому продолжу описание жизни Надежды дальше.
Вероятно, у многих возник вопрос - а чем занималась по жизни наша героиня? "Жена сына великого писателя" - это не профессия. Отвечаю. Она была художницей.
Училась этому искусству в Италии, специализировалась на портретах. Со временем стала членом Союза художников СССР. Героями ее картин был сам Алексей Максимович Горький, Фаина Раневская, Лев Толстой, писатель Всеволод Иванов и другие. Поскольку в ее доме на Малой Никитской собиралось изысканное общество - писатели, художники, артисты, музыканты - то любой из них мог быть удостоен чести написанным на портрете. (По слухам, художник Илья Глазунов так же заглядывал "на огонёк").
Все, что я написал доступно из открытых источников. Однако, мне думается, что это только вершина айсберга. Вероятно, какая-то информация есть в архивах, в скупых воспоминаниях современников. Но большую часть тайн Надежда Пешкова унесла с собой.
Проходя мимо особняка Шехтеля на Малой Никитской улице, вспоминайте и ее хозяйку (с 1936 по 1965 гг.) Надежду Алексеевну Пешкову.