Посмотрев непредвзятым взглядом видеоролик спектакля «Муха Цокотуха», поставленного в 2009 году, я решила написать рецензию. Выступить в роли театрального критика, несмотря на то, что сама же была режиссером, а также продюсером данной постановки.
Сюжет пьесы основан на классическом творении Корнея Ивановича Чуковского, хорошо известном в широких кругах нескольких поколений советских детей. Конечно, если взглянуть с точки зрения энтомологии, его можно отнести скорее к фантастическому жанру: нигде в природе вы не увидите дружбу мухи и комара, не говоря уже о более близких отношениях между ними. Однако, в метафорическом смысле всё очень похоже на отношения в человеческом социуме.
Съёмка была начата оператором с небольшой задержкой, но артисты благополучно выкрутились из этой ситуации, чему способствовала живая музыка, сыгранная Бабушкой- Пчелой на фортепиано в самом начале спектакля.
Главная героиня- Муха по прозвищу Цокотуха, погуляв по полю, нашла денежку. Она удачно инвестировала средства в покупку предмета роскоши- самовара, и решила попиариться как меценатка. Для этого пригласила к себе на именины разных насекомых. Похоже, рассчитывала получить подарки. Действие пьесы происходит во время этого праздника. Роль Мухи блестяще исполнила Олечка ( наша отличница, кстати!).
Явление толпы гостей в чёрных костюмах вызвало ажиотаж в зрительном зале. Жадные тараканы ничего, похоже, не принесли, но зато много выпили. А вот блошки подарили Мухе сапожки. ( Роль «сапожек с золотыми застёжками» исполнили стоптанные сапоги режиссёра, что вполне вписывается в традиции символизма), а вот бабочки- красавицы, появление которых сопровождалось бурными аплодисментами, ели только варенье, да и то без энтузиазма. Бабушка -Пчела принесла мёд, на этом все подарки как-то и закончились.
Хотелось бы обратить внимание зрителей на то, что головы многих гостей украшают рожки, изготовленные девочками, к слову, из ободков и медной проволоки. Так минимальными выразительными средствами была обозначена принадлежность всех этих персонажей к миру насекомых.
В самый разгар веселья на сцену ворвался антигерой, вызвавший волнение публики. Паучок- старичок. Максим, сыгравший эту роль, в которой даже нет текста, великолепно справился со своей задачей: он так талантливо запутывал Муху нитками, «грыз» её, а она в это время пищала, обращаясь к своим гостям с призывами о спасении. В этом эпизоде Станиславский сказал бы, наверное: «Не верю», потому что она не справилась с нервным хихиканьем. Но мы прощаем юную актрису: у неё в то время был слишком мал опыт исполнения драматических ролей. Её партнер вынес эту сцену буквально на себе под восторженные вопли зала.
Все актеры, изображавшие гостей, очень талантливо пытались спрятаться в любые щели, которых на сцене оказалось не так уж и много. Но им практически удалось слиться с окружающей средой. Такая вот мимикрия. Почти как в жизни.
И вот наступил апофеоз спектакля: из конца зрительного зала появился Герой. Комарик. У него был реальный фонарик и игрушечная сабля. Это звездная роль Никиты — моя режиссерская гордость, потому что он долго отказывался от неё. Но как великолепно сыграна сцена убийства паука и освобождения прекрасной пленницы! Зрители рыдали от восторга, жаль, что этого не видно в ролике, так же как и полёт комарика через зрительный зал. Это недостаток операторской работы, но всё было снято с одного дубля, что извиняет некоторые огрехи съёмки.
Дальше праздник продолжился и по традиции завершился свадьбой. Все насекомые дружно радовались счастью молодых, а я подозреваю ещё - тому, что наконец-то этот «ужасный ужас» для них закончился. В спектакле участвовал весь класс ( кроме, кажется, одного упрямого мальчишки, который всё-таки смылся, несмотря на мои просьбы). Молодцы, дети! Ведь некоторым из них пришлось переступить через свою катастрофическую стеснительность и разные комплексы, чтобы сделать этот шаг на сцену.
В конце хотелось бы отметить нашу Свету, которая супер -выразительно читала авторский текст. Вот уж кто совершенно не волновался: прирожденный оратор.
Горжусь! Люблю! Помню!