Найти тему
NEOVOLT

Если искусственный интеллект такой умный, то почему его не попросят улучшить аккумуляторы?

Оглавление

💬 Смог ли ИИ предложить что-то полезное? Оказалось, что смог! И это даже запатентовали.

🔋 Neovolt.ru Блог Научно-популярное

Смог ли ИИ улучшить аккумуляторы? Смог, а ещё сказал, что мы всё делаем не так.
Смог ли ИИ улучшить аккумуляторы? Смог, а ещё сказал, что мы всё делаем не так.

Изо всех приёмников только и твердят: «Искусственный Интеллект (ИИ) изменит наше будущее». Когда-нибудь, в будущем, потом...

💡 Но ведь уже есть машинное обучение! Пусть примитивное и простое.

Пусть годится оно лишь чтобы обработать сотворённые человеком данные. Зато автоматизированные, не требующие сна и еды алгоритмы.

И вот вам факт. Попытки заставить кремниевый разум заняться аккумуляторами уже предпринимаются. И свежий успешный пример как раз датирован 2020-м годом.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.com [s41586-020-1994-5] под названием «Оптимизация протоколов быстрой зарядки аккумуляторов с обратной связью с помощью машинного обучения».

Научная статья об исследовании быстрой зарядки раскрывает все подробности по износу и деградации аккумуляторов.
Научная статья об исследовании быстрой зарядки раскрывает все подробности по износу и деградации аккумуляторов.

Почему аккумуляторами должен заняться кремниевый разум?

Учёные считают, что исследования в области делегирования этой задачи машинам помогут сдвинуть дело с мёртвой точки. Есть несколько причин, почему человечество пока не оправдало ожиданий при улучшении элементов питания.

  1. Это самый болезненный в области технологического прогресса вопрос;
  2. перезаряжаемые батареи уже 30 лет никто не может улучшить;
  3. мобильные устройства всё более востребованы, чем стационарные;
  4. электромобили на аккумуляторах совершенствуются и вскоре создадут серьёзную конкуренцию двигателю внутреннего сгорания.

Сегодня мы посмотрим, каких результатов удалось добиться машинам в области совершенствования аккумуляторов. Также приведём в цифрах сколько циклов заряд-разряд можно выжать в идеальных условиях.

Иллюстрация раннего прогнозирования износа для двух ячеек (A и B) с использованием данных только из первых 100 циклов.
Иллюстрация раннего прогнозирования износа для двух ячеек (A и B) с использованием данных только из первых 100 циклов.

Что такого нового сделали учёные?

Цель исследованиязадать жару аккумуляторам проверить, как можно остановить или замедлить старение перезаряжаемых батарей. Тех, что сегодня используются в смартфонах, гаджетах и электромобилях.

🔎 Обычно стареют они в ходе циклов заряд-разряд, и тем пуще, чем выше температура и скорее протекает зарядка и разрядка.

И здесь возникает вопрос — стоит проводить сложные и дорогие эксперименты или поручить всё алгоритмам машинного обучения? Что если они дадут представление о работе аккумулятора и сбоях гораздо быстрее и без затрат?

С этого и началось исследование. В нём приняли участие сотрудники Стэнфорда, Массачусетского технологического института (MIT), исследовательского института Toyota (TRI), Национальной лаборатории Лоуренса Беркли (LBNL) и SLAC Национальная лаборатория ускорителей (SLAC NAL).

Вот, кто вошёл в команду:

  • группа учёных-материаловедов;
  • инженеры-химики;
  • компьютерные специалисты.

За основу исследования взят коммерческий литий-железо-фосфатный (LFP) графитовый цилиндрический элемент ёмкостью 1,1 Ач (от A123 Systems). Этот тип химии выбран как наиболее стабильный вариант, который подходит лучше для исследования, чем литий-ионный.

С его помощью авторы определили способ зарядки, который максимально продлит срок службы любого аккумулятора на основе лития.

Существующие методы зарядки показали самый маленький срок службы аккумулятора.
Существующие методы зарядки показали самый маленький срок службы аккумулятора.

Что не так с современными методами зарядки?

Мы подробно уже рассказывали про быструю зарядку и её проблемы. Если вкратце, то её использование приводит к преждевременному износу аккумулятора. Особенно при негативных внешних факторах.

Если просто взять и подать один большой постоянный ток, то деградация будет самой скоропостижной. Другие изученные варианты быстрой зарядки с поэтапным изменением тока уменьшают износ и продлевают жизнь батарее.

Однако единственный эффективный способ до сих пор не был найден ни одним производителем. Так, например, в исследовании команда учёных при помощи искусственного интеллекта изучила 224 различных протокола зарядки.

Что входит в протокол:

  • шесть этапов зарядки;
  • первые пять выполняются при разных постоянных токах;
  • шестой — при постоянном напряжении.

Например, зарядное устройство для вашего смартфона вероятнее всего использует один и тот же постоянный ток до 70–80% степени заряда (есть запатентованные исключения). Затем следует пошаговое снижение напряжения до момента полной зарядки, что предотвращает перезаряд.

Ключевой задачей исследования является прогнозирование срока службы при различных схемах использования и рабочих температурах.
Ключевой задачей исследования является прогнозирование срока службы при различных схемах использования и рабочих температурах.

Удалось ли улучшить аккумуляторы с искусственным интеллектом?

Удалось. В последнем отчёте учёные приводят следующий протокол быстрой зарядки, которые более других продлил срок службы аккумулятора.

Идеальный протокол быстрой зарядки на основе машинного обучения:

  • первые три шага были независимыми в диапазоне значений C примерно 4–8C (1C = 1,1 А для ячеек 1,1 А·ч);
  • шаг четыре был настроен так, чтобы время зарядки составляло 10 минут для достижения 80% уровня заряда;
  • пятый шаг — ещё 1C постоянным током до 90% заряда;
  • последним шагом было поддержание постоянного напряжения на уровне 3,6 В.

Срок службы аккумулятора с такой быстрой зарядкой составит около 1200 циклов. Современные варианты обеспечивают лишь 600-800 циклов.

💡 Искусственный интеллект называет существующие протоколы худшими из всех возможных вариантов (напомним, их 224).

Срок службы определяется как номер цикла, при котором аккумулятор сохраняет только 80% своей первоначальной ёмкости. Исследование дополнительно показало производителям, в каких материалах аккумуляторов нуждается сейчас отрасль.

Схема тестирования с применением машинного обучения (CLO) в исследовании.
Схема тестирования с применением машинного обучения (CLO) в исследовании.

***

Для тех, кто заинтересован в применении этой методологии в своих проектах, авторы разместили код, данные и алгоритмы обработки данных в интернете по адресам:

Несколько авторов подали патент на основе этой работы: Заявка на патент США №16/161,790 (16 октября 2018 г.).

Обновлено 11 января 2024:

  • Искусственный интеллект Microsoft нашел новый материал для замены литий-ионных аккумуляторов.
  • Microsoft сотрудничала с PNNL для обнаружения нового материала, который оказался способен снизить зависимость производителей от лития.
  • Команда учёных использовала нейрогенеративный искусственный интеллект и облачную платформу Azure Quantum Elements для ускорения исследований материалов.
  • Алгоритмы машинного обучения предсказывали характеристики новых материалов, ускоряя прогнозирование свойств в 1500 раз.
  • Microsoft и PNNL обучили модели, используя миллионы точек данных из симуляций.
  • Сочетание машинного обучения, платформы Azure Quantum Elements и накопленного научного опыта даёт возможность превратить следующие 250 лет инноваций в области химии и материаловедения «в следующие 25».
  • Microsoft определила группу из 18 лучших кандидатов, используя опыт PNNL и аналитические данные.
  • Новый материал уже синтезирован компанией PNNL и запланированы дополнительные испытания для проверки его стабильности и эффективности.

🔗 Источник: https://cloudblogs.microsoft.com/quantum/2024/01/09/unlocking-a-new-era-for-scientific-discovery-with-ai-how-microsofts-ai-screened-over-32-million-candidates-to-find-a-better-battery/

🔻 Узнайте также по этой теме: