АрхиПросто-9
Просто постройки всех выдающихся современных архитекторов выделяются из общего фона «лица необщим выраженьем». Необходимость отличия от других – это условие не единственное, и не главное. Но важное. Одни достигают этого спокойно, двигаясь «пугливыми шагами», чтобы не слишком раздражать обывателей. Другие врываются в сонное царство с грохотом и фейерверками победы непохожести над стандартом. Сантьяго Калатрава влетел в сложившееся архитектурное пространство с громким клекотом восторгов на крыле птицы удачи, которая со временем стала читаться в его проектах.
Здание музея похоже на огромную белую птицу, раскинувшую свои шестидесятиметровые крыла прямо над озером Мичиган. Там много еще немыслимых архитектурных наворотов, но помимо источника романтических впечатлений, кинетическая конструкция играет сугубо прагматическую роль. Крылья защищают музейные залы от попадания прямых солнечных лучей, расправляются и складываются несколько раз в день - это уже устоявшийся аттракцион, привлекающий толпу зрителей. 36 соединенных между собой ребер полностью открываются за 3 минуты.
Транспортно-пересадочный узел рядом со Всемирным торговым центром в Нью-Йорке необходим для того, чтобы пассажиры, не поднимаясь на поверхность, могли пересаживаться на 11 линий метро и подземную железную дорогу. В сущности – подземный переход. Но Калатрава спроектировал наземную часть в виде своей фирменной птицы и огромное белоснежное пространство ниже уровня земли: на первом подземном этаже овальную площадь Oculus с магазинами по периметру, ещё 4 подземных этажа под торговый центр площадью более 30 тысяч квадратных метров. Городской казне это стоило $4 млрд, что, естественно, вызвало недовольство, но огромные светлые ребристые пространства впечатляют.
Это мощнейшее сооружение по своей расточительной безудержности, наверно, не имеет себе равных в мире. Абсолютно правы скептики, утверждающие, что такая грандиозность пересадочному узлу не нужна, и те, кто говорит, что торговых площадей в городе хватает, а такие дорогие вовсе не обязательны. Но ведь это не столько утилитарное строение, сколько – символ места. И как символ проект состоялся. Не каждый город может себе позволить подобное. Это и отличает Нью-Йорк от других мегаполисов планеты.
Как архитектурные шедевры Сантьяго Калатравы вписываются и взаимодействуют с исторической застройкой больших городов смотрите у меня на сайте «Конструктор впечатлений»: https://upundertrip.ru/subcategories/arhitektura-xx-veka