Лидер «Справедливой России» предложил массово призывать на работу не практикующих медиков, максимально упростив получение ими сертификата и за «материальные и нематериальные стимулы». Критична не только ситуация с распространением коронавируса при кадровом дефиците, критично и психологическое состояние медработников, запускающее психосоматическую патологию.
Не опасается депутат Сергей Миронов, что избирательность хорошего отношения "к варягам" способна негативно повлиять на психологический климат в коллективах. Стимулировать нужно всех и по единым правилам. Усугубляющиеся внутренний дискомфорт и дикую усталость доктора не исправит и сообщение в «жалобной книге» Госуслуг о нехватке СИЗ и лекарств, этого мало. О плачевном психологическом состоянии коллег и его причинах предлагаем цитаты из интервью питерского профессора психиатрии Вадима Филиппова.
«Медики постоянно рискуют своим здоровьем и жизнью. Стресс может усиливаться из-за их изоляции от дома, семьи, детей. В итоге мы имеем хроническую психическую травму, похожую на боевую. Устойчивость у всех разная, но мы наблюдаем высокую заболеваемость и смертность среди медперсонала. Скорее всего, стресс у них резко снизил сопротивляемость иммунитета. Отсюда вывод: отбирать для такой работы нужно людей с учетом их стрессоустойчивости».
«<…> несоответствие затраченных усилий вознаграждению приводит к хроническому посттравматическому расстройству в сочетании с другими социально-стрессовыми расстройствами».
«Чаще всего медики обращаются с тревожно-депрессивными состояниями, с жалобами на раздражительность, утомляемость, плохой сон, головные боли».
«На психотерапевтическом приеме врачи и медсестры часто говорят о страхе за свою жизнь, о желании работать в нормальных условиях, о неадекватно низких зарплатах. Постоянно говорят о социальной несправедливости: “Зарплата доктора медицинских наук, врача высшей категории, ниже зарплаты водителя троллейбуса. А сколько лет учебы, какая ответственность за жизни людей!” Это постоянный диссонанс между врачебным долгом и существующим в обществе низким статусом врача».
«<…> свою лепту вносит неадекватное и порой агрессивное отношение к медикам в обществе. Врачи — военнообязанные, и готовы как военнослужащие выполнять все поставленные государством задачи. Когда пришла беда, медики на переднем крае — как на фронте. В то же время это самая социально незащищенная группа в обществе. Унизительно низкие зарплаты».
«Профессиональное выгорание у врачей — это защитная реакция организма, которая формируется с первых курсов института. С практикой эмоциональное восприятие слабеет».
«Основными методами в период пандемии должны быть психотерапия и персонализированный подбор лекарств. Только так можно было бы обеспечить сохранность их психического здоровья».
«Нужно научно обосновать оптимальный типовой режим работы врачей с учётом общебиологических особенностей развития стресса».
«Нужно готовить врачей всех специальностей — и по клинике, и по лечению, и по условиям труда — в средствах индивидуальной защиты. Ведь даже сужение поля зрения и запотевание стёкол в защитных очках в течение рабочего дня является дополнительным стрессовым фактором».
«Труд врача должен быть оплачен исходя из его значимости для общества. По имеющимся оценкам, это в 8-10 раз больше его сегодняшней оплаты. И стоит уже, наконец, добиваться исполнения на местах приказа Минздрава России “О психотерапевтической помощи” и других постановлений правительства».
Профессор рассказал о причинах и предложил пути решения проблемы, доверив каждому сделать вывод, который вряд ли будет иным: выгорание у российских врачей неизлечимо, поскольку неразрывно связано с (плохой) организацией здравоохранения.
Что об этом думают врачи можно узнать на mirVracha.ru!