Ответ на этот вопрос вроде бы простой, если трактор совсем не на ходу, то отбуксировать его порой бывает очень сложно, те более такой тяжелый трактор как Т-4. Это нужен как минимум такой же трактор или «Кировец», ДТ-75 просто не сможет буксировать Т-40 по полевым дорогам с оврагами и затяжными подъемами.
Но в основном механизаторы старались сами устранить поломку в поле, чтобы не отвлекать товарищей, особенно во время уборки, когда каждый трактор на счету. Первый раз мне пришлось ремонтировать Т-4 в полевых условиях, еще до службы в армии, когда я после школы устроился трактористом на бригаду.
За мной закрепили старый , но вполне исправный Т-4, на нем я, зацепив лущильник, обрабатывал пары в мелкополосье. Может быть от недостатка опыта, может из-за сложности рельефа поля, но мне приходилось постоянно переключать скорости, особенно на разворотах. Во время очередного переключения я понял, что сцеплением, что то не то, изменился звук, и педаль ощутимо стала дергаться. Но скорость я включил, даже удалось проехать какое то расстояние, когда в кабине появился запах горелой фрикционной накладки.
Чисто интуитивно я направил гусеницы трактора на глубокую канаву, продавленную колесом «Кировца», еще весной. Пропустив канаву между гусеницами, я заглушил двигатель. Отдышавшись от невыносимой вони горевшего сцепления, взяв ключи, полез под трактор. Устройство сцепления Т-4 довольно простое, за полтора часа до приезда заправщика, успел разобрать и вытащить из под трактора диски сцепления с оборванной накладкой. Осмотрел корзину и выжимной подшипник, они были вполне исправные, а вот промежуточный диск нужно было менять из – за глубоких борозд выработки.
Когда снимал запчасти, я не представлял, как всю эту тяжесть смогу собрать обратно. Приехав с заправщиком на бригаду, я нашел механика, рассказал о возникшей проблеме. Механик получил на складе новые запчасти и посоветовал попытаться собрать сцепление самому, так как отбуксировать трактор в мастерскую нет ни какой возможности, все трактора задействованы в поле.
На другой день, подробно проконсультировавшись у опытных трактористов, как устанавливать , центровать и регулировать сцепление. Механик на Т-16 увез меня к неисправному трактору. Когда приехал заправщик с обедом, я уже закончил сборку сцепления, осталось только опробовать в работе. После этого ремонта, кроме чувства гордости, что я сумел сам починить сцепление, у меня первый раз долго болела спина, да и вообще, была ломота во всем теле, так как устанавливать на место тяжелые запчасти в ограниченном пространстве под трактором очень неудобно, ни каких приспособлений все «на пупу».
Нажиуливать болты на «корзину» пришлось, согнувшись и упираясь в нее ногами, с установкой тяжелого кожуха так же пришлось повозиться. Но , все получилось. Водитель заправщика дождался, когда я завел трактор и опробовал его на ходу. Показав жестами, что все в порядке, я отпустил машину и продолжил работу. И это только единичный эпизод ремонта в поле, если б я знал, сколько раз мне еще придется ломать спину, ремонтируя трактора и комбайны в поле, то, наверное, ни когда не стал работать механизатором, выбрал бы какую-нибудь непыльную профессию.
Как говорил мой друг в армии, что все равно работать не буду, пойду в пожарники или менты и на самом деле стал инкассатором, в результате здоровье сохранил и пенсию большую получает.