Говоря о религии, мне следует быть предельно осторожным. Дело, конечно, не в том, что Дзен практически не пропускает статьи, в которых упоминание о Боге, как-то существенно отличается от канонической. И даже не в том, что сейчас, чего греха таить, это не совсем вписывается в понятие общественной терпимости, когда вполне реально попасть под статью за экстремизм или что-то подобное. На самом деле я боюсь… только Бога. Ведь, если кто-то думает, что по этому поводу можно свободно и безнаказанно трепаться… то, он глубоко ошибается.
Но делать нечего… и как-то сказать об этом надо.
Люди должны иметь возможность получать духовную пищу не только с одной и той же кормушки. Ведь, если человека постоянно кормить одним только хлебом, который, к тому же, многократно уже пережёван – он, рано или поздно, захочет свежего мяса.
Ведь, согласитесь… свобода вероисповедания – это не пустой звук. И если человек не православный, это совсем не значит, что у него есть какие-то экстремистские наклонности. Хочешь верить в духов – верь на здоровье. Хочешь верить в разум и красоту… да, ради Бога. Хочешь плюнуть на всё, уехать жить куда-то в тайгу, и молится как-то по своему… имеешь право.
Любая борьба с инакомыслием, даже со стороны уважаемого и поддерживаемого наибольшим количеством сторонников – православия, тоже является в какой-то степени экстремизмом, пусть даже она направлена по отношению к явному меньшинству. Даже с атеизмом Церковь не должна бороться или как-то его критиковать, а может лишь призывать верить в Бога… и не более того.
Ведь религия – это совсем не то, о чём многие из нас привыкли думать. И это не культ определённой группы людей со своим уставом и расписанной манерой поведения, для исполнения каких-то своих определённых целей. Это служение Богу… которая независимо от ее формы, наполнено одним и тем же содержанием.
Мы привыкли смотреть только на формальную сторону этого действа. Если человек крещеный, носит крестик, да к тому же ещё и пару раз в году заходит в церковь, чтобы поставить там свечку, то, он, несомненно, религиозный и верующий. Это далеко от правды, и, по сути, является абсолютно бессмысленным для него. Так, как если бы мы, приходили, к примеру, на работу, только для того чтобы нас там увидели и отметили. Можно обманывать кого угодно, в том числе даже самого себя, но обмануть Всевышнего ещё никому не удавалось. Отношение к такому человеку, со стороны духовного мира, будет таким же формальным.
Вера в Бога, это всегда молитва… и если этого нет, то такая вера никому не нужна и никогда не принесёт никакой пользы. Это всегда свой определённый ритуал, который совершенно неверно рассматривать лишь визуально, как некое сакральное действо.
К примеру, легко можно подумать… что если шаман у якутов каким-то образом разговаривает с духами, значит, он что-то специальное для этого делает. Но, если кто-то посторонний попробует повторить за ним прыжки вокруг костра, и тоже будет стучать в бубен – ничего не произойдёт. Потому, что шаман в своей практике, на самом деле, просто повторяет свой определённый набор действий, который им же многократно опробован. У настоящего шамана, все его действия не направленны на эффект среди зрителей, а чаще происходят в одиночестве.
Бывают практики ещё проще… как обыкновенное кружение на одном месте у дервишей в суфизме; или у хлыстов, в несвязанных ни с чем танцах и радениях (от слова «радость»). Для этого совсем не нужна философия… но, это тоже религия.
По сути, нет никакой разницы, каким образом совершается молитва, лишь бы всё это работало в нем… не как механические действия, а были глубоко связаны с его душой. Если выбранная человеком практика осознанной связи с духовным миром повторяется достаточно часто и регулярно, то, постепенно, он начинает получать для себя какой-то смысл. Можно молиться стоя перед иконами или сидеть в определённой позе, как в медитации… можно стучать в бубен. Выбор есть и он огромен… Но, если найдено своё, то нет никакого смысла искать для себя что-то другое. Достаточен лишь… бесконечный путь совершенствования себя в той вере, которой отдано предпочтение.
Когда мы молимся Богу, мы не только соединяемся с духовным миром, но даём ему частицу себя и своей энергии. Да, всё просто! И тут многие, наверно, подумают, что могут рассчитывать на одобрение и какую-то благосклонность со стороны духовного мира, если энергия у них бьется через край. Но, нет… не всё так легко! Ведь у каждого живого существа – энергии может быть с избытком, но не это является главным. Здесь важен, не столько энтузиазм и рвение, как благодатная смесь: энергии, мысли и устремления… человека разумного. Именно с такими качествами она имеет наибольшую ценность для Бога.
Скажу больше... даже атеист, сам не ведая того, может быть полезен для Всевышнего… только лишь своими мыслями и устремлениями, которые в сочетании с энергией создают для Него определённую духовную суть. Разумеется, только… что это никогда не заменит настоящее вероисповедание и подобная связь с духовным миром на порядок слабее, чем в полноценной молитве. Ведь здесь очень важна осознанность и строгая регулярность своих действий, которая не может проявиться без определённых на то мотиваций. Но, так уж устроено Богом человеческое общество, когда каждый отдаёт свою энергию… в меру своих духовных сил. И каждый из нас людей, хочет он этого или не хочет… всё равно служит Богу.