Найти тему

Выемка оригиналов документов в ходе налоговой проверки: законно ли?

Выемка, изъятие документов и предметов нередко сопровождают налоговую проверку организации, когда наряду с решением о проведении проверки вручается требование о представлении документов.

Предметом выездной налоговой проверки является соблюдение законодательства о налогах и сборах, а именно: вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налогов и сборов.

Выемка подлинников документов осуществляется в следующих случаях:

  • Когда для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица;
  • У налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены;
  • При отказе проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении выездной проверки документов или непредставлении их в установленные сроки;
  • При необходимости получения предметов, имеющих отношение к предмету налоговой проверки, в частности для осмотра предметов, проведения экспертизы, приобщения к материалам проверки в качестве вещественных доказательств.

Основанием производства выемки документов и предметов является мотивированное постановление налогового органа. Выемка проводится в присутствии понятых.

До начала выемки должностное лицо налогового органа обязано предъявить постановление о производстве выемки, а также разъяснить права и обязанности проверяемым лицам.

В случае производства выемки документов составляется протокол, в котором перечисляются изъятые документы и предметы с указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов.

Если предприниматель отказывается добровольно выдать документы и предметы, то должностное лицо налогового органа производит выемку принудительно.

При отказе вскрыть помещения, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, налоговый орган имеет право сделать это самостоятельно, но при этом не допуская причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.

Важно знать, что в ходе выемки не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.

Налогоплательщик обязан в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

Выемка документов допускается не только по месту регистрации налогоплательщика, указанному в его учредительных документах, но и в любом другом месте, где предприниматель хранит документы, относящиеся к проверке.

Если на момент проверки организация по юридическому и фактическому адресам не располагается, то данное обстоятельство может квалифицироваться как сокрытие документов, имеющих значение для мероприятий налогового контроля.

Из изложенного следует, что для производства выемки документов должны присутствовать весьма веские причины, такие как недостаточность копий документов либо обоснованное предположение о возможности уничтожения, сокрытия, исправления или замены предпринимателем документов налогового и бухгалтерского учета.

Если предприниматель не может объяснить, по каким причинам принадлежащие ему документы отсутствуют в офисе на момент проверки, а также почему сотрудники не присутствуют при проведении налоговой проверки, то в дальнейшем обжаловать законность производства выемки документов уже не получится.

В любом случае, квалифицированный адвокат всегда поможет верно оценить правомерность производства выемки в каждом конкретном случае и при необходимости оспорить ее законность.

Адвокат Олег Трандин