На данный пост нас вдохновила статья Виктора Достова для Forbes. Мы попытались собрать для Вас самые авторитетные и популярные мнения касательно законопроекта, которым предусматривается усиление контроля над зарубежными финансами граждан РФ, а также добавили и наши собственные размышления по этому поводу. Забегая наперёд, специалисты из RLA SERVICES единогласно признали идеи законопроекта как минимум неоднозначными. Но... обо всё по порядку...
Почему вообще наши сограждане имеют склонность выводить собственные средства из страны и хранить их за рубежом?
Разумеется, с точки зрения властей, каждая копеечка, которую гражданин их страны хранит где-то на стороне - это плохо. А если при этом его деньги ещё и переходят в почти что полностью конфиденциальный цифровой формат - ещё хуже. Уклонение от налогов, финансирование иностранной деятельности, тайное вложение в заграничную недвижимость, контрабанда, незаконная торговля - вот перечень лишь некоторых грехов, которые сходу приписывают обладателям иностранного кошелька.
В реальности же ситуация куда более прозаична. Желание россиян иметь кошелёк за рубежом обусловлено абсолютно банальными, так сказать, "человеческими" причинами:
- Кто-то стремится уберечь свои накопления от непредсказуемых решений властей и нестабильной экономики нашей страны;
- Кому-то необходимо использовать определённые иностранные услуги и сервисы, которые недоступны на территории стран СНГ и не принимают для расчёта счета и карты наших банков;
- Для кого-то становится невозможным развитие бизнеса в ограниченных платёжных условиях;
- У кого-то основной доход складывается из купли/продажи различных валют и криптовалют;
- А кто-то просто часто проживает "за бугром" или же часто путешествует, из-за чего им хочется иметь более быстрый доступ к собственным средствам, ценность и ликвидность которых будут иметь равную значимость в любой точке Земного шара...
В наше время открыть счёт или завести электронный кошелёк в заграничной финансовой организации - дело далеко не самое сложное и затратное (к слову, мы всегда готовы Вам с эти помочь), поэтому попытки как-то пресечь и урегулировать активность в этом направлении имеют основание быть.
А теперь давайте перейдём к самому законопроекту.
Перспективы развития цифровых валют, увеличение финансового оттока и затруднённый мониторинг денежных средств предсказуемо не по душе депутатам и сенаторам во главе с председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым. 3 ноября в Госдуму был внесён законопроект, который обязывает граждан отчитываться в ФНС о перемещении средств по их зарубежным электронным кошелькам. Документ размещен в электронной базе данных нижней палаты парламента. Поправки вносятся в закон "О валютном регулировании и валютном контроле".
Если правки будут приняты, то россиянам придется сообщать налоговой о зарубежных переводах на электронные кошельки, если сумма переводов превышает 600 000 рублей в год. Напомним,что ранее официально сообщать требовалось только о зарубежных счетах, а о кошельках — нет.
Не можем не отметить, что в общем и целом такая инициатива оставалась лишь вопросом времени, ведь кошелек с точки зрения хранения денег аналогичен маленькому счету, зарубежные счета граждан контролирует ФНС, а значит и распространить контроль и на кошельки возможно.
С точки зрения налоговых служб и политикой борьбы с грязными деньгами у законопроекта есть и плюсы. Изменения в закон вносятся из вполне рациональных соображений для регулирования платежной индустрии и валютного оборота. Но всегда есть "НО"...
Какие же "дыры" в итоге получилось выявить?
Прежде всего просто не возможно не отметить, что у наших депутатов попросту недостаточно опыта и знаний в области блокчейна и криптовалют. Опять же, как это часто и бывает, традиционное право ломается в столкновении с новыми технологиями. Поэтому совсем не ясно как это всё будет функционировать и будет ли вообще. Многие из ведущих специалистов индустрии довольно быстро выразили свои сомнения.
Так, например, в своём интервью для информационного агентства LIVE24 руководитель дата-центра Six Nines Сергей Трошин заявил:
"Отслеживать активность владельцев иностранных кошельков будет специальное программное обеспечение. Причем штрафы тоже могут начисляться автоматически. Однако сама идея стоит немалых денег, поэтому есть вероятность, что реализовать ее на практике не получится."
Таким образом, мы понимаем, что техническая сторона вопроса и дальнейшая реализация законопроекта пока что находятся в стадии "зародыша", вполне возможно, мы сможем увидеть историю, похожую на попытки блокировки в России мессенджера "телеграм".
Неосведомлённость Думы также повлекла за собой и ряд очевидных ошибок, допущенных при планировании изменений.
Виктор Достов в своей статье выявил три основные проблемы, с которыми наши эксперты также всецело согласны:
- Во-первых, закон опирается на российское определение кошелька, если более точно — электронного средства платежа, ЭСП. Причем «классические» карты действующих в России систем типа Mastercard и Visa из этого закона исключены. Однако ЭСП — чисто российское изобретение, и в принципе каждый раз нужно будет разбираться, является ли данная правовая конструкция в рамках какой-нибудь местной eMoney Directive таким электронным средством платежа или нет.
- Во-вторых, непонятно, как российское государство будет вычислять нарушителей. Большинство иностранных юрисдикций связано с Россией системой автоматического обмена информацией о счетах. Поэтому в принципе государство и так знает о наличии у человека счета в Швейцарии или в Испании. Но с кошельками такого механизма нет, иностранные государства в рамках обмена информацией сообщать о кошельках не обязаны.
- В-третьих, встает вопрос с так называемыми техническими кошельками. Если вы пополняете внутренние аккаунты сервисов — игровых порталов, магазинов, транспортных приложений и так далее, вполне возможно, что технически вы переводите деньги на ЭСП, сами того не подозревая. Разумеется, предел в 600 000 рублей вполне рационально исключает из-под отчетности подавляющее большинство таких операций. Но не все.
Подводя итог,
наши власти вновь решили сделать абсолютно логичные с государственной точки зрения изменения в финансовых аспектах законодательства, НО снова всё пошло немного не по плану. Следить за изменениями конечно же нужно, однако, существенных изменений в ближайшее время всё-таки не стоит.