(Burke and Hare, 2010, Великобритания)
Явно что-то не так с создателями данного фильма. В самом плохом смысле слова.
Уж на что я толерантно отношусь и к чёрным комедиям, и к кровавому трэшу, и к "убей-их-всех" боевикам, однако, глядючи "Руки-ноги за любовь", ощущал к этому творению 60-летнего Джона Лэндиса ("Братья Блюз", "Американский оборотень в Лондоне", "Полицейский из Беверли-Хиллз 3") стойкое отвращение.
И не без оснований.
Просто вообразите себе, как если бы вдруг у нас сняли чёрно-юморную комедию про Чикатило, или Ангарского маньяка, или другого реального серийного убийцу. Обычную такую комедию, с шутками-прибаутками, комическими гримасами убийцы при умерщвлении жертв и уморительными попытками от них избавиться.
Вообразили это конченое днище? Сказали "Да ну на, быть такого не может!".
Увы - может. Разве что пробито то днище, к счастью, не в России, а в Великобритании.
Не сказать, что мне любопытна природа больных фантазий здешних сценаристов и всё же: с чего они вдруг решили использовать в своей комедии реальных исторических персонажей? Почему не целиком выдуманных убийц, как "Семи психопатах" МакДоны или "Доме, который построил Джек" фон Триера? Зачем было превращать в клоунов ирландцев Бёрка и Хэйра, которые в 1827-28 году в Эдинбурге (Шотландия) придушили 17 человек? Включая стариков, старух, женщин, подростков и даже одного ребенка.
Причем делали это Бёрк и Хэйр с чисто прагматичной целью: чтобы продать их тела медицинскому колледжу для препарирования. Ибо да, в те годы так можно было, прикиньте! Но только, естественно, не путём охоты на мирных граждан на улицах и в гостиницах.
Двум мерзким кровожадинам фартило аж целый год - бизнес прокатывал на ура. Но однажды их всё-таки разоблачили, и грянул эпический скандал. Что, конечно, Лэндис тоже не забыл у себя показать. Но даже там он зачем-то превратил Бёрка в мученика, который взял всю вину на себя и спас остальных от петли.
Во как, блин! А ведь в реальности Бёрк всё до конца отрицал, и его в итоге сдал правосудию Хэйр. В обмен на статус свидетеля, а не обвиняемого.
Воистину, необъяснимые симпатии Лэндиса к этим нелюдям столь велики, что он даже не погнушался переписать историю, дабы их хоть чуть-чуть облагородить!
К счастью, история оказалась не столь наивной и сполна отыгралась на Лэндисе за его самоуправство.
В мировом прокате "Руки-ноги за любовь" не отбили и половины своего бюджета в 7,5 миллионов фунтов стерлингов. И ничто их не спасло: ни старательно пошитые костюмы, а также подобранная обстановка Шотландии той поры, ни дуэт известных комедиантов Саймона Пегга и Энди Серкиса. Ни даже мастерство режиссёра, который хоть и отсутствовал до той поры на большом экране целых 12 лет, но снимать глазоприятное кино не разучился.
Жаль только, что за красивой картинкой у него скрывается романтизация настолько отталкивающих личностей, что, похоже, кто-то из них всё-таки был предком Джона Лэндиса. Иного объяснения нет, ведь даже беглого знакомства с историей Бёрга и Хэйра хватает, чтобы у нормального человека пропало желание даже глядеть на их портреты. А уж сопереживать им, как комическим киногероям, и подавно.
***
В общем, отважился я как-то раз замешать окрошку на ржаном пиве. Увы, только полезный продукт зазря перевёл. Потому что есть эту фигню при желании было можно, но лицо перекашивало так, что страшно было в зеркало глянуть.
То же самое с этим фильмом. При желании смотреть-то его можно. Однако стоит лишь представить на месте его героев кривляющегося Чикатило, и ваше лицо вмиг рискует встретиться с вашей ладонью, стремительно летящей ему навстречу.
А если серьезно, то неужто и впрямь не знал Лэндис, что "смешные" маньяки изображаются в кино вовсе не так? И точно не "на основе реальных событий", хотя он и сам это уже, небось, понял.