Найти тему
Две Войны

5 результативных лётчиков-асов РККА, героически погибших в бою

Оглавление

Важнейшим фактором победы СССР в Великой Отечественной войне стал массовый героизм. Не менее пятиста советских пилотов применили в воздушных боях таран. Героев-смертников, которые, как капитан Гастелло, направили свои горящие самолёты на скопления сил врага, были десятки. А в этой статье я расскажу о советских лётчиках, которые совершили подвиг ценой собственной жизни.

В своей прошлой статье я рассказывал о немецком пилоте-асе Генрихе Эрлере, и некоторые комментаторы писали, мол автор, напиши про советских лётчиков, почему только про немцев? Я решил исправить этот недочёт и учёл просьбы читателей. Номерация здесь используется не для какого-то рейтинга, а только для удобства читателей.

Срок обучения лётчика в годы войны составлял всего 6 месяцев, с налётом часов для курсантов – 20 часов для истребителей и 24 часа для бомбардировщиков. Этого было мало, поэтому многие гибли по неопытности. Но те, кто преодолевал самую опасную черту первых боевых вылетов, получали ценный опыт в реальных условиях и начинали быстро прогрессировать в своём мастерстве.

№5 Борис Сафонов, 30 мая 1942 года, самолёт Р-40 Kittyhawk

Лётчик-истребитель Борис Феоктистович Сафонов отличился с первых же дней войны. 14 июля и 8 ноября 1941 года за выдающиеся победы он был награждён орденами Красного знамени.

15 сентября 1941 года семёрка истребителей И-16 во главе с Сафоновым сбила 13 самолётов люфтваффе, вернувшись на базу без потерь. За этот бой пилот получил золотую звезду Героя Советского Союза. А через месяц майору Сафонову вверили новый авиаполк, оснащённый британскими и американскими самолётами, и предназначенный для воздушного прикрытия караванов судов PQ, доставлявших в Мурманск грузы по ленд-лизу.

На должности командира полка Борис Феоктистович продолжал совершать боевые вылеты и пополнять свой список воздушных побед. 15 января 1942 года Сафонов был награждён третьим орденом Красного Знамени, а в начале марта 1942 года – высшим авиационным орденом Великобритании – крестом «За выдающиеся лётные заслуги».

30 мая 1942 года подполковник Сафонов возглавлял звено прикрытия каравана PQ-16, состоявшего из 35 грузовых судов со стратегическими грузами и военной техникой, а также сопровождающих их военных кораблей.

На входе в Кольский залив караван в очередной раз был атакован с воздуха. Звено Сафонова начало боевую работу. Его глава передал по радио, что сбил 3 бомбардировщика Ю-88, но потом сказал: «Мотор подбит, иду на вынужденную…» – и связь прервалась.

Очевидцы рассказали, что его «Киттихаук» резко свалился в крутое пике, врезался в воду и затонул. Это произошло либо от неполадок в моторе, либо вследствие его поражения ответным огнём бомбардировщиков (что подтверждается последними словами пилота). 14 июня 1942 года вышел указ о присвоении Сафонову второго звания Героя Советского Союза. На момент гибели лётчику-асу было 26 лет.

Борис Феоктистович Сафонов. Фото в свободном доступе.
Борис Феоктистович Сафонов. Фото в свободном доступе.

№4 Владимир Микоян, 18 сентября 1942 года, самолёт Як-7Б

Второму сыну влиятельного государственного деятеля, наркома внешней торговли СССР Анастаса Микояна было всего 18 лет. Владимир недавно закончил обучение по программе лётчика-истребителя и был отправлен под Сталинград, в 434-й истребительный авиаполк Резерва Главнокомандования, где служил его старший брат Степан.

18 сентября 1942 года в 12:45 эскадрилья под командованием Героя Советского Союза капитана Сергея Долгушина, в составе которой был и Владимир Микоян, атаковала группу немецких бомбардировщиков «Хейнкель-111». Они сбили два таких самолёта, которые упали в расположение наших войск. Но потом им пришлось ввязаться в воздушный бой с истребителями прикрытия – Bf.109 («Мессершмитт»).

Самолёт Владимира Микояна был прошит очередью с Bf.109, в результате чего пилот, по всей видимости, был ранен. Его машина сначала свалилась в пике, но потом лётчик сумел вернуть самолёт в горизонтальный полет. Потом, видимо, силы покинули Владимира, потому что его Як-7Б снова потерял управление, практически вертикально врезался в землю и взорвался. Посмертно Владимир Микоян был награждён орденом Красного Знамени.

Владимир Микоян (в кабине) с боевыми товарищами. Фото в свободном доступе.
Владимир Микоян (в кабине) с боевыми товарищами. Фото в свободном доступе.

№3 Александр Мамкин, 11 апреля 1944 года, самолёт Р-5

Зимой 1943-1944 гг. белорусские партизаны узнали, что в деревню Бельчицы из Полоцка переехал детский дом №1, в котором находилось около 200 советских детей. От воспитателей партизаны узнали, что немцы собираются куда-то вывозить детдомовцев. Решено было организовать эвакуацию детей за линию фронта.

18 февраля 1944 года под покровом темноты партизаны вывели детей из деревни и забрали их в лес. Вторым этапом операции, которая получила название «Звёздочка», был переброс ребят по воздуху через линию фронта. Его провели самолёты 3-й воздушной армии, которые доставляли партизанам боеприпасы и продовольствие.

Детей и воспитателей помещали не только в фюзеляж, но и в самодельные люльки, подвешенные к крыльям. Одна из погрузок детей в самолёты была снята фронтовым репортёром Марией Суховой. В кадр попал и 27-летний лётчик – лейтенант Александр Мамкин.

В ночь с 10 на 11 апреля 1944 года на самолёте Р-5 он осуществлял свой девятый вылет в рамках этой операции. Вёз 13 человек – 7 детей в кабине штурмана, ещё 3 детей и воспитательницу Валентину Латко в грузовом контейнере под фюзеляжем, и двух раненых партизан – в подвесных люльках под крыльями.

При пересечении линии фронта самолёт был обстрелян (по одним данным, зенитками, по другим – немецким истребителем). Попадание было в двигатель, который загорелся. Если бы Мамкин летел с грузом, он бы набрал высоту и выпрыгнул с парашютом. Но с пассажирами на борту пилот не мог такого себе позволить.

Поэтому он сажал горящий самолёт на ровную площадку – лёд озера Болныря, даже когда пламя перекинулось на его кабину, начали тлеть одежда и шлемофон.

ВСЕ пассажиры самолёта остались живы. А лётчик получил ожоги, не совместимые с жизнью. Подоспевшие бойцы Красной армии доставили его, находящегося без сознания, в госпиталь. Но шансов на спасение не было. Медики назвали чудом тот факт, что человек смог благополучно посадить неисправный самолёт, а не умер ещё в воздухе от болевого шока.

Один из тех самых редких кадров с Александром Петровичем Мамкиным. Фото в свободном доступе.
Один из тех самых редких кадров с Александром Петровичем Мамкиным. Фото в свободном доступе.

№2 Григорий Николаев и его экипаж, 14 сентября 1944 года, самолёт Пе-2

В восьми километрах от Риги, в поселке Марупе похоронен в братской могиле экипаж советского бомбардировщика Пе-2 124-го гвардейского авиаполка. 14 сентября 1944 года они повторили подвиг Николая Гастелло и его экипажа.

Командир экипажа, подполковник Григорий Андреевич Николаев, был командиром бомбардировочного авиаполка и руководствовался в боевой работе принципом «Делай, как я!». Он лично водил на цели девятки пикирующих бомбардировщиков Пе-2, обучая менее опытных пилотов точному удару по цели. Под его личным руководством в полку были полностью изжиты небоевые потери и лётные происшествия.

В роковой день 14 сентября 1944 года самолёт, который вёл комполка, был подбит огнём немецкой зенитной артиллерии (по другим данным – истребителем люфтваффе), загорелся и стал быстро терять высоту. Григорий Николаев принял решение таранить колонну немецких танков и грузовиков, скопившихся возле ж/д переезда. Вместе с ним в этом смертоносном ударе по врагу погибли штурман Сергей Люлин и радист Дмитрий Мамченков.

Сразу после войны в Марупе приехали однополчане погибших лётчиков. Они нашли очевидцев воздушного боя 14 сентября 1944 года. А после упорных поисков рядом с железнодорожным переездом разыскали в заросшей сорняком воронке обломки самолёта Пе-2. По номеру на двигателе опознали машину Григория Николаева. На братской могиле лётчиков был воздвигнут обелиск, и ещё много лет к нему периодически приезжали со всей страны ветераны 124-го гвардейского авиаполка.

Экипаж пикирующего бомбардировщика Пе-2. Фото в свободном доступе.
Экипаж пикирующего бомбардировщика Пе-2. Фото в свободном доступе.

№1 Николай Артамонов, 26 марта 1945, самолёт Ла-5ФН

Герой Советского Союза Николай Артамонов (награду получил в августе 1944-го) 26 марта 1945 года штурмовал механизированную колонну врага в районе села Тельдинце, в 25 км севернее венгерского города Эстергом. Он был сбит зенитным огнём и направил горящий самолёт в скопление вражеской техники.

К моменту гибели Николаю Семёновичу было 24 года. К началу войны он окончил 2 курса Московского авиационного института, а в 1942 году – Вязниковскую военно-авиационную школу пилотов. На счету Артамонова было 354 боевых вылета, 55 воздушных боёв. В них он лично сбил 28 самолётов люфтваффе и ещё 9 – в составе группы.

Николай Артамонов. Фото в свободном доступе.
Николай Артамонов. Фото в свободном доступе.

По официальным данным, ВВС СССР потеряли за годы Великой Отечественной 47 844 самолётов. Погибло в бою 27 600 пилотов и членов экипажей: 11 874 в истребительной, 7 837 в штурмовой, 6 613 в бомбардировочной, 587 в разведывательной и 689 в транспортной авиации.

О мемуарах советского лётчика, можно читать здесь.

Потери очень масштабные, но как по мне, у этого есть свои объективные причины. Во-первых это грубейшая ошибка Сталина и командования РККА, которое позволяло немцам расстреливать беззащитные советские самолёты на аэродромах, в первые дни войны. Во-вторых это уровень подготовки пилотов. Лётчики Люфтваффе проходили очень серьезную подготовку, а в условиях неожиданной войны, у советских ВВС просто не было такой возможность. Ну и в-третьих это конечно опыт. За спиной немецких пилотов стояла европейская кампания, а наши в лучшем случае летали на учебных самолётах.

Разумеется этот список неполный. В дальнейшем я обязательно напишу про других лётчиков-асов, чтобы не перегружать статью. А о том, какие про каких пилотов можно будет написать ещё, Вы можете написать в комментариях.

В заключение стоит сказать, что смерть в бою - это достойная гибель для любого воина, и вызывает уважение независимо от того на какой войне он сражался.

Подписывайтесь на канал "Две войны " в телеграммСпасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки , подписывайтесь на мой канал и пишите, что думаете - всё это мне очень поможет !

А теперь вопрос читателям:

Кого из советских пилотов-асов стоит добавить в этот список?