Леворукость – это врождённое или вынужденные преимущество при использовании левой руки. Данная особенность проявляется уже в детском возрасте. Ребёнок берёт левой рукой игрушки, ложку, карандаши, использует её при приветствии и прощании, опирается на неё при движении (когда встаёт, играет или преодолевает препятствия). Однако не каждый леворукий ребенок является левшой. До года практически 50% детей предпочитают левую руку, в один-два года – 30%, а к восьми годам 2-8%.
Ведущая рука: как определить
Возьмите несколько коробочек, например спичечных, положите в них игрушку и предложите ребёнку её найти. Рукой, которой малыш открывает и закрывает коробочки, считается ведущей.
На толстой верёвке завяжите несколько узелков и предложите ребёнку развязать. Одной рукой ребёнок будет держать верёвочку, а ведущей развязывать узелки.
Поставьте перед ребёнком бутылочки с завинчивающимися крышками и попросите открыть. Ведущая рука будет откручивать крышечки, а другая – держать бутылку.
Когда ребёнок гладит плюшевую игрушку, он совершает это ведущей рукой, другой её держит.Предложите сыграть в мяч, с одним правилом: ловить и бросать только одной рукой. Малыш сам выберет ручку, которой ему удобнее.
Причины леворукости
Формирование леворукости происходит во время внутриутробного развития, либо развивается в результате травмы во время натального или постнатального периодов. Однако подтверждены следующие факты:
- Осложнения, такие как гипоксия плода, конфликт резус-фактора, фетоплацентарная недостаточность.Общее состояние здоровья. Хронические заболевания почек, сердечно-сосудистой системы, употребление алкоголя, курение, стресс повышают вероятность рождения леворукого ребёнка, так как перечисленные утверждения влияют на формирование полушарий головного мозга.
- Травмы. При поражении левого полушария снижается функциональность правой руки, что приводит к развитию леворукости.
- Наследственность. Рождение леворукого ребёнка практически в 10 раз более вероятно, если один из родителей левша.
Ведущая рука определяется доминирующим полушарием: у левши – правое, у правши – левое. Учёные отмечают, что леворукость – это не прихоть, а врождённая особенность, наряду с цветом глаз и тембром речи.
Особенности психологического развития
Если Вы обнаружили у своего ребёнка леворукость, не спешите паниковать. Левши обладают интеллектуальными и сенсорными способностями, которые соответствуют нормам. Однако иногда отмечаются следующие особенности развития:Ведущую руку ребёнок выбирает для себя уже в возрасте трёх лет, реже шести. Однако некоторые люди, так и не определившиеся, одинаково хорошо владеют обеими руками. Их называют амбидекстрами.
- Низкая усидчивость.
- Более медленное формирование речи.
- Затруднения с произношением (возможна помощь логопеда).
- Склонность к точным наукам (математика, геометрия и стереометрия даются левшам легче).
- Хороший слух.
- Проблемы с ориентированием в пространстве (может путать право − лево или верх − низ)
- Трудности ориентирования во времени (могут воспринимать стрелки на часах зеркально)
- Высокий уровень эмоциональности.
Важно отметить, что для ребёнка-левши очень важно чуткое и терпеливое отношение к себе, так как у него могут быть некоторые трудности при освоении в пространстве. То, что очевидно для праворукого ребёнка, то для левши может доставить трудности.
Чаще всего родители детей-левшей задумываются, стоит ли переучивать? Ведь ребёнку может быть неудобно жить в мире правшей.
Однако переучивание может плачено сказаться на развитии, потому что организм левши работает зеркально. Вмешательство приводит к появлению нервозов и навязчивых состояний. Леворукость приобретённая в случае травмы является механизмом реабилитации и адаптации, для получения комфортного состояния.
Если Вы хотите переучить ребёнка, будьте готовы к следующим последствиям:
- Энурез.
- Двигательные расстройства.
- Нарушения сна.
- Повышенная утомляемость.
- Нервные тики.
- Нарушения функций памяти.
- Невнимательность.
- Колебания веса.
- Головокружения и головная боль.
- Проблемы психоэмоционального характера.
Как воспитывать ребёнка-левшу
Следует помнить, что из-за повышенной эмоциональности левши остро нуждаются в одобрении и похвале. Ему важно, чтобы его успехи оценивали по достоинству. Также психологи рекомендуют настроить распорядок дня, включая в него обязательный дневной сон. Это необходимо для эмоционального спокойствия.
Также при воспитании ребёнка-левши следует придерживаться следующих принципов:
- Информировать специалистов, которые работают с маленьким человеком. Няни, воспитатели детсада, педагоги доп. образования, тренеры спортивных секций и школьные учителя с пониманием относятся к данной особенности ребёнка и не акцентируют на этом внимание в его коллективе.
- Пресекать резкие высказывания со стороны.
- Быть внимательным при выборе группы или класса для обучения, так как левши медлительны в освоении чтения и письма, не следует отдавать малыша в интенсивную группу.
- Не бросать ребёнка наедине с трудностями в учёбе, а поддерживать на каждом этапе.
- Быть терпимым к особенностям формирования памяти, внимания, мышлении и речи.
- Родители и педагоги должны избегать любых проявлений негатива по отношению к леворукости.
- Крики и упрёки не способствуют формированию самостоятельной, уверенной в себе личности с высокой самооценкой.
Как учить писать и читать
В детском саду и школе преподаватели должны знать, как учить левшу писать, используя персональную методику обучения. Необходимо учитывать такие факторы как: тип упражнений, место за партой, положение тетради, направление света.
При работе над почерком возможно его искажение, прерывистое написание, прямой или обратный наклон.В классах с не персональными партами стоит отдать предпочтение левой стороне.
Важно правильно научить левшу держать письменную принадлежность, и научить не смазывать текст и рисунки.
Восприятие текста может вызвать некоторые трудности у маленького человека. Он склонен воспринимать его как цельный образ, охватывая всю страницу. Ему тяжело даётся чтение по слогам. В начальных классах левши обычно отстают в скорочтении, пока не обретают навык чтения слова целиком.Лояльное отношение к ошибкам, например, путанице букв Э и С, Я и R.
Развитие двигательных навыков
Наиболее просто обучение будет проходить при занятии с несложными действиями. Например, работа с ножницами. При занятиях спортом применение личного примера, фото или видео будет наиболее предпочтительным.
Развитие творческих способностей
Левши обладают большим творческим потенциалом, но им трудно сконцентрироваться на деталях. Они склонны к восприятию цельного образа. Главное не упрекать малыша, как будто он делает что-то не так.
Советы:
- Быть на стороне ребёнка, оградив его от попыток вторгнуться в его личное пространство или изменить его;
- Не сравнивать его с другими детьми, а обсуждать его достижения, как он становится лучше себя прошлого;
- Делать упражнения на развитие мелкой и крупной моторики;
- Не требовать слишком многого;
- Организовать удобно рабочее место;
- Быть терпимым и чутким по отношению к ребёнку.
Статью проверил и отредактировал Papa Vlada.
Первоисточник статьи опубликован на портале https://mamochka.site/
п. с. Данная статья носит исключительно информационный характер и выражает личное мнение автора. Мы не даем никаких рекомендаций. Мнение автора статьи и мнение владельца данного канала могут не совпадать.
Понравился материал? Подпишитесь на канал и поставьте палец вверх!
Заходите к нам на сайт https://mamochka.site/
Подписывайтесь на наши социальные сети:
Оставьте комментарий ниже!