Каковы причины блокировки счета? Что делать, если это произошло? Подробный анализ причин и инструкций по восстановлению ситуации представил ведущий бухгалтер-консультант Genplace Руслан Юсупов.
Блокировка счета – это приостановление операций по счетам и переводов электронных денежных средств в соответствии со ст.76 НК РФ.
Основные причины, из-за которых блокируют расчетные счета.
1. Несдача налоговой декларации. Счет заблокируют полностью через 10 рабочих дней.
2. Игнорирование требования об уплате налога. Через 8 рабочих дней после получения требования заблокированной окажется сумма, указанная в нем. Остальными денежными средствами на расчетном счете организация может пользоваться в полном объеме.
3. Несоблюдение правил электронного документооборота с налоговой. Это относится только к налогоплательщикам, которые должны сдавать отчетность в электронном виде. Например, плательщики НДС обязаны сдавать декларацию в электронном виде. Если в течение 10 рабочих дней с даты появления этой обязанности они не обеспечили электронный документооборот с ИФНС, то налоговая имеет право заблокировать расчетный счет.
4. Неподтверждение приема требований от ИФНС в электронном виде.
Налоговая может отправить требование о предоставлении документов или пояснений, либо уведомление о вызове в ИФНС. Если вы не отправили в течение 6 рабочих дней квитанцию о приеме в адрес ИФНС, то счет заблокируют в течение 10 рабочих дней.
5. Блокировка в обеспечительных целях после проведения выездной налоговой проверки. Если вы не оплатили доначисленные суммы после вступления в силу решения налогового органа, он блокирует доначисленную сумму за минусом имущества, на которое накладывается запрет на отчуждение. Остальные условия идентичны неуплате задолженности по требованию ИФНС.
Заблокировать расчетный счет могут и для того, чтобы заманить вас в ИФНС. Там можно попытаться запугать вас схемами и нарушениями, за которые налоговики «придут с выездной проверкой» с целью «добровольного» уточнения своих обязательств.
Если беда случилась и счет заблокировали, главное не паниковать и следовать инструкции.
- Выяснить вероятную причину блокировки, чтобы понять какой отдел ИФНС заблокировал счет.
- Созвониться с инспекцией, уточнить причину блокировки и обговорить условия разблокировки.
- Исправить нарушения, повлекшие блокировку счета.
- Позвонить в инспекцию и сообщить, что требование исполнено, для того, чтобы инспектор направил решение об отмене блокировки счета в банк.
- Позвонить в банк, для того, чтобы ускорить обработку решения и разблокировать расчетный счет.
В последнее время процесс тормозится на пунктах №4-5. Это связано с переходом налоговиков на АИС "Налог-3".
На старом ПО инспекция направляла в банк электронный контейнер, который содержал сведения, необходимые для разблокировки. В случае сбоев при передаче банк мог принудительно его загрузить. В АИС данный контейнер не формируется, что делает невозможным ускорить процесс со стороны банка.
Но есть лазейка: после исправления нарушения по договоренности с налоговым органом можно приехать и взять оформленное на вас поручение. В нем налоговый орган поручает вам передать решение об отмене блокировки счета в банк. В тот же день банк разблокирует счет. Сделать это может и инспектор, ему достаточно лишь удостоверения. Но это будет зависеть от степени его вины в этом и сроков блокировки.