Светлана Барсукова, гендиректор холдинга "Агросила" рассказала каково женщине работать в сфере сельского хозяйства.
— На предприятиях холдинга «Агросила» что изменилось в период пандемии? Какие изменения стали временными, а какие — новыми постоянными?
— Часть сотрудников перевели на удаленный режим работы, причем достаточно эффективно. К примеру, ряд специалистов IT-отрасли у нас до сих пор трудится дистанционно. И мы видим, что результат этой работы ничуть не хуже того, какого они достигали, находясь на рабочем месте, а в некоторых случаях даже лучше, потому что некоторым комфортнее работать из дома.
— С погодой повезло?
— Большей частью, это заслуга людей и технологий. Погодные условия только на 30% влияют на результат сельхозпроизводства. Если выполняем все технологические операции в необходимом объеме, то и результат получим тот, на который рассчитывали. И всегда 70−75% показателей — это технологические операции и люди.
Урожайность зерновых культур в этом году высокая — 45,5 ц с гектара, озимых — 57,7 ц с гектара — это достаточно хороший результат, который позволит нам выйти на высокие общие показатели по итогам года.
— Какие главные компоненты успешного аграрного бизнеса?
— В сельхозпроизводстве существует три главных компонента:
- люди,
- технологии,
- погода.
В АПК люди имеют очень большое значение. Коллектив должен работать слаженно и именно хотеть работать на компанию, чтобы мы получали результат.
— Какие управленческие решения помогают в работе с людьми?
— Подобного рода вещи достигаются не только выплатами материального вознаграждения в виде зарплаты и премии. Это и нематериальное стимулирование: общение, награждение грамотами, благодарственными письмами, участие в личной жизни сотрудников, когда и если в этом есть необходимость. Сотрудники должны чувствовать себя защищенными и нужными компании. Для этого в холдинге действует ряд социальных программ.
Здравые эмоции повышают эффективность работы
— В профессиональном сообществе агропроизводителей преобладают мужчины, впрочем, как и в совете директоров «Агросилы». Какова ваша внутренняя тактика выстраивания деловых отношений? Есть определенные правила игры?
— Я себя очень хорошо ощущаю в профессиональном сообществе. Правил игры нет: если играть, то работать будет некогда. Конечно, принцип «встречают по одежке, провожают по уму» никто не отменял, психология отношений такова, что при первой встрече, знакомстве есть определенные нюансы восприятия.
В деловом мире тоже сначала обращают внимание на твой внешний вид и гендерную принадлежность — это неизбежно.
Но проходит немного времени, ты проявляешь себя как профессионал, и к тебе перестают относиться, как к лицу женского пола, и начинают воспринимать именно как человека, знающего свое дело. У профессионалов пола нет — ты либо можешь работать, либо не можешь. Таково же и мое восприятие деловых партнеров: мне важен уровень профессионализма человека.
— Женскую эмоциональность на работе приходится отключить?
— Все женщины разные, как, впрочем, и мужчины. И степень эмоциональности зависит не столько от пола, сколько от личностного склада. А по поводу эмоций могу сказать так: здравые и здоровые эмоции на работе, на мой взгляд, нужны, потому что повышают эффективность.
Эмоциональная реакция на происходящее в разумных пределах позволяет принимать более креативные решения, делать неожиданные ходы, чтобы скорректировать общую стратегию или решить локальную проблему, поэтому все зависит от меры.
Как Парацельс говорил: все есть лекарство и все есть яд, то и другое определяет доза. Вот и с эмоциями на работе то же самое.
— Если бы вдруг представилась возможность на один день в формате эксперимента поменять сферу деятельности — где бы вы хотели оказаться?
— Сферу деятельности менять не хочу, правда. Понимаете, сельское хозяйство — такое благодатное направление! Работать в этой сфере — это благодарный труд, потому что каждый год видишь результаты, получаешь и профессиональное, и эмоциональное удовлетворение от своей работы. Для меня лично это очень важно. И я надеюсь, люди будут более охотно приходить в эту сферу, и мы не будем испытывать того кадрового голода, который пока иногда наблюдается как раз из-за необходимости работать на селе.
— А в каких специалистах наиболее ощутима потребность отрасли?
— В области растениеводства, животноводства, ветеринарии, сопровождении особо опасных производственных объектов. Хотелось бы, чтобы было больше специалистов по технологии наших производственных процессов.
Сейчас эта работа становится все более интересной, в том числе, и благодаря новым технологиям, оборудованию. Мы с вами говорили о возможностях дистанционной работы в нашей отрасли. Да, специалист может удаленно с помощью смартфона отслеживать в режиме реального времени надои, физическое состояние коровы, количество полученных ею кормов, сколько она двигается, сколько раз корову доили, когда у нее осеменение, когда родится теленок, сколько ветеринарных препаратов и каких было применено и т. д. Но этот специалист обязательно регулярно должен бывать на месте, знать, как это происходит вживую, как работают люди на этом производстве. Только тогда цифровые технологии станут для него эффективным инструментом работы. К сожалению, такая привязка к земле, к ферме является зачастую причиной сложностей с квалифицированными кадрами.
У нас в Татарстане прилагается много усилий, чтобы сохранить село и людей в селе, чтобы они могли работать по принципу «где родился, там и пригодился». Это очень правильно, потому что, если мы сохраним сельское хозяйство, мы обеспечим продовольственную безопасность, как республики, так и страны.
Беседовала Нина Максимова